ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2614/2021 от 08.07.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2614/2021

13 июля 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.

Полный текст  постановления изготовлен июля 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Гричановской Е.В.

судей                                       Воронцова А.И., Ротаря С.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.

в судебном онлайн заседании принимали участие:

от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района: Булдакова А.А., представитель по доверенности от 05.07.2021;

от акционерного общества «Хабаровские энергетические системы»: Чесноков Г.И., представитель по доверенности от 15.03.2021;

от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Черкасова Е.Д., представитель по доверенности от 05.07.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района

на решение от  26.03.2021

по делу № А73-7331/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ОГРН 1022700597985, ИНН 2704800416)

к акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» (ОГРН 1132721004096, ИНН 2721202328)

о взыскании 23 499 614,97 руб.,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

УСТАНОВИЛ:

Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Управление ЭТИК и КХ)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» (далее – АО «ХЭС») о взыскании переплаты субсидии в размере  23 499 614,97 руб.

Определением от 15.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, представитель которого поддержал позицию ответчика.

Решением суда от 26.03.2021 в иске отказано.

Не согласившись с судебным актом, истец обратился в Шестой  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой,  в которой  просит исковые требования удовлетворить, ссылаясь на недоказанность использования ответчиком субсидии.

АО «ХЭС» в письменном отзыве просит решение суда оставить без  изменения, ссылаясь на  наличие недополученной  субсидии.

В судебном онлайн-заседании представитель Управления ЭТИК и КХ настаивал на приведенных в апелляционной жалобе  доводах, представители АО «ХЭС» и Министерства ЖКХ Хабаровского края просили  апелляционную жалобу отклонить.

Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).

Как следует из материалов дела, с 2018 года АО «ХЭС» предоставляет коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению жителям города Советская Гавань.

Между Управлением ЭТИК и КХ и АО «Хабаровские энергетические системы» (получатель) были заключены соглашения о предоставлении из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению от 19.11.2018 № 6, от 23.01.2019 №1.

По результатам внеплановой проверки Управление ЭТИК и КХ, как главный распорядитель средств районного бюджета, направило в адрес АО «ХЭС» требование от 20.02.2020 № 02-17-79 о возврате необоснованно полученной субсидии за 2018-2019 в сумме 23 499 614,97 руб. за объем тепловой энергии 5 098,028 Гкал.

Оставление ответчиком требования без удовлетворения послужило основанием истцу для обращения с настоящим иском в суд.

Принимая  решение  об отказе в удовлетворении  исковых требований, суд первой  инстанции  руководствовался  следующим.

На основании статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» Администрация Советско-Гаванского муниципального района наделена государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 01.06.2017 № 511 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок № 511).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 511 целью предоставления субсидии является возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.

Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на другие цели.

В силу пункта 8.3 Порядка № 511 получатель субсидии в целях получения субсидии ежегодно заключает с главным распорядителем соглашение о предоставлении субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Субсидии подлежат возврату получателем субсидии в бюджет муниципального района в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 10 Порядка № 511).

Пунктом 11 Порядка № 511 предусмотрено, что факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидий, устанавливается актом проверки главного распорядителя и органа муниципального финансового контроля.

Периодичность проведения проверок не реже одного раза в год.

Пунктом 4.3.3.2 соглашений № 6 от 19.11.2018 и № 1 от 23.01.2019                      о предоставлении из районного бюджета субсидии АО «ХЭС» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, предусмотрена обязанность получателя субсидии возвращать в районный бюджет в течение 20 дней со дня получения акта проверки субсидию в сумме установленных нарушений.

По результатам проведенной проверки Управление ЭТИК и КХ, как главный распорядитель средств районного бюджета, направил в адрес АО «ХЭС» требование от 20.02.2020 № 02-17-79 о возврате необоснованно полученной субсидии за 2018-2019 в сумме 23 499 614,97 руб. за объем тепловой энергии 5 098,028 Гкал.

Основанием взыскания переплаты субсидии являются результаты проведенной внеплановой проверки по вопросу предоставления из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период 2018 год и январь-июнь 2019 года, оформленной актом от 30.01.2020.

Из акта следует, что в ходе проверки исследовался бухгалтерский баланс за 2018 года, 1 полугодие 2019 года, оборотно-сальдовые ведомости по счету 90, отчет о прибылях и убытках за 2018 год, а также отчеты по форме 22-ЖКС (сводная).

Ответчик, возражая против заявленных требований, представил расчет объема коммунальных услуг горячего водоснабжения и отопления и объема коммунального ресурса в отношении горячего водоснабжения на СОИ по каждому многоквартирному дому с подтверждающей первичной документацией, согласно которому задолженность перед истцом отсутствует.

В ходе подготовки контррасчета был выявлен недоучет: жилых помещений в размере 20 014,68 кв.м; площадей мест общего пользования в размере 18 364,70 кв.м; несоответствие методик определения объемов потребления, установленных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

По расчетам ответчика объем недополученной субсидии, с учетом вновь произведенных в ходе инвентаризации начислений составил - 128 859 135,87 руб. за период с ноября 2018 г. - по июнь 2020 г.

Представленный  ответчиком  контррасчет истцом не  проверен, несмотря на неоднократные требования суда, от предложения суда  составить совместный  акт сверки  задолженности,  истец  уклонился.

На предложение суда апелляционной инстанции представить доказательства, подтверждающие реализацию тепловой энергии, ответчиком помимо представленных в суд первой  инстанции  документов, представлены протокол заседания инвентаризационной комиссии № 9 от  01.04.2021, акты инвентаризации расчётов с покупателями по состоянию на  31.12.2021.

Доказательств, что  ответчиком представлены недостоверные сведения, истцом не представлено.

Акт сверки с АО «ХЭС» Управление ЭТИК и КХ так и не представило.

Представитель Министерства ЖКХ  Хабаровского края возражал против  удовлетворения  иска  и апелляционной  жалобы Управления ЭТИК и КХ, ссылаясь  на  обязанность  по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и недоказанность обязанности по возврату субсидии.

Представленные к  жалобе Управлением ЭТИК и КХ документы (акты сверки с министерством,  письмо министерства, информация о начисленной субсидии)  не  подтверждают задолженность ответчика.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.03.2021 по делу    № А73-7331/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

А.И. Воронцов

С.Б. Ротарь