ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2676/2010 от 19.07.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2676/2010

19 июля 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.

Полный текст  постановления изготовлен июля 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Михайловой А.И.

судей                                       Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булавиной М.А.

при участии  в заседании:

хабаровский транспортный прокурор: Осипова В.П., удостоверение ТО № 091935;

от федерального государственного унитарного предприятия  «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала»: директор Макаров О.Б., приказ от 23.06.2009 № 229; представитель Анисимов И.О. по дов. от 22.03.2010 № 9

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  хабаровского транспортного прокурора

на решениеот 30 апреля 2010 года

по делу № А73-2574/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шестак Ж.Г.

по заявлению хабаровского транспортного прокурора

о привлечении федерального государственного унитарного предприятия  «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ:

хабаровский транспортный прокурор (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» (далее – ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала», предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 30.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, прокурор обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права.

В судебном заседании прокурор настаивала на доводах заявленной жалобы. Просила решение суда отменить, производству по делу прекратить.

Представители предприятия в судебном заседании возражали против доводов жалобы. Просили решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» на предмет соблюдения законодательства об образовании.

Проверкой установлено, что предприятие, осуществляя образовательную деятельность в виде профессиональной подготовки по программам начальников аэропортов, диспетчеров-информаторов и летчиков-наблюдателей, специального разрешения (лицензии) не имеет.

Постановлением от 04.03.2010 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, материалы направлены в суд для привлечения предприятия к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии необходимости иметь лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 33 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки, установлено Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства от 31.03.2009 № 277 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензирование образовательной деятельности в соответствии с установленной компетенцией осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» является обучение, переобучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно-технического состава, бортпроводников, работников службы авиационных перевозок и других авиационных специалистов согласно перечня должностей авиационного персонала гражданской авиации, для авиапредприятий, предпринимателей, иных юридических и физических лиц.

Предприятие на момент проверки имело свидетельство (сертификат) соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации от 04.06.2007                № 23/244, которым ему разрешалось осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к настоящему свидетельству. В настоящее время имеет свидетельство (сертификат) от 04.06.2010 № 23.

Проведенной хабаровским транспортным прокурором проверкой установлено, что в феврале 2010 года ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» проводилась профессиональная подготовка сотрудников КГУ «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» по договору от 27.01.2010 № 9 на оказание образовательных услуг по программе начальников аэропортов и диспетчеров-информаторов и по договору от 28.01.2010 № 10 на оказание образовательных услуг по программе летчики-наблюдатели. По окончании обучения слушателям выдавались свидетельства об обучении на курсах подготовки специалистов соответствующих направлений.

Прокурором сделан вывод о том, что ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала», являясь образовательным учреждением и оказывая платные образовательные услуги, не имеет лицензии Министерства образования Российской Федерации на ведение образовательной деятельности.

Действительно, согласно пункту 2 Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 № 23 авиационный учебный центр (АУЦ) – образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.

Между тем, ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» не подпадает под определение образовательного учреждения, содержащееся в Законе «Об образовании».

Так, согласно статье 11.1 Закона «Об образовании» государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

В то время как ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала», в соответствии со статьей 113 ГК РФ, и согласно пункту 1.3 Устава, является коммерческой организацией.

Согласно статье 12 Закона «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Перечень образовательных программ содержится в статье 9 Закона «Об образовании», согласно которой в Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Между тем, ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» не является учреждением, реализующим перечисленные в статье 9 Закона «Об образовании» образовательные программы, и, тем более, не обеспечивает содержание и воспитание обучающихся.

Ссылки прокурора на осуществление центром профессиональной подготовки, со ссылкой на статью 21 Закона «Об образовании», являются ошибочными.

В соответствии со статьей 20 Закона «Об образовании» профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки (специальностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Согласно статье 21 Закона «Об образовании» профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

При этом под соответствующими лицензиями в контексте данной нормы следует понимать лицензии на осуществление той профессиональной деятельности, которой обучается лицо.

Из анализа указанных статей, а также места нахождения статьи 21 Закона «Об образовании» в структуре видов профессионального образования, содержащейся в Законе «Об образовании» следует, что профессиональная подготовка в понимании данного закона есть подготовка наименее квалифицированного специалиста, при возможном отсутствии у него даже основного общего образования, с целью получения им элементарных навыков для выполнения какой-либо работы.

Профессиональная подготовка, осуществляемая ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» является подготовкой специалистов на базе высшего или среднего профессионального образования и предполагает достаточно узкую и глубокую специализацию по определенными профессиям гражданской авиации, которые отсутствуют в программах подготовки специалистов в учебных заведениях, аккредитованных Министерством образования.

Не может быть отнесен ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» и к учреждениям дополнительного образования, поименованным в статье 26 Закона «Об образовании», согласно которой к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые, в том числе в учреждениях повышения квалификации.

Согласно пункту 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Оно проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере.

Между тем, ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» не преследует вышеуказанных целей, а также не занимается теми видами образовательной деятельности, которые перечислены в данном Типовом положении.

Так, его деятельность не может быть квалифицирована как обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации (повышение квалификации), так же как и формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки (стажировка), поскольку целью обучения является приобретение навыков определенной специальности в области гражданской авиации.

Также она не может являться профессиональной переподготовкой поскольку обучающийся не приобретает новый вид профессиональной деятельности и не получает диплом государственного образца.

Кроме того, пункт 8 Типового положения содержит исчерпывающий перечень образовательных учреждений повышения квалификации, к которым относятся: академии, институты повышения квалификации (усовершенствования) – отраслевые, межотраслевые, региональные, курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости. При этом курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости это образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Ни к одному из перечисленных видов образовательных учреждений ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» не может быть отнесено.

При этом в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.

Учитывая особенности деятельности предприятия, суд приходит к выводу о том, что оно является специализированным образовательным предприятием подготовки специалистов в области гражданской авиации, на базе среднего профессионального и высшего профессионального образования, не подпадающим под понятие образовательного учреждения, указанного в Законе «Об образовании».

Предприятие осуществляет профессиональную подготовку и переподготовку на основе программ, разработанных и утвержденных собственными специалистами, не имеющих общеобразовательного компонента, являющегося неотъемлемой частью образовательных программ, перечисленных в Законе «Об образовании».

Номенклатура направлений (специальностей), уровней подготовки, переподготовки, программ дополнительного образования и контрольные нормативы условий осуществления образовательного процесса для предприятия утверждены Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, учебный план и программы подготовки и повышения квалификации – Дальневосточным УГАН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, действие настоящего Положения не распространяется на федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых ими образовательных стандартов и требований.

Следовательно, органом, компетентным осуществлять контрольные мероприятия и оценку образовательных программ авиационных учебных центров на их соответствие требованиям Воздушного кодекса Российской Федерации может являться лишь Министерство транспорта Российской Федерации, которым, в данном случае, и подтверждено соответствие ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» таким требованиям путем выдачи соответствующего Свидетельства (сертификата).

В связи с изложенным, ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» не обязан иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Поскольку событие административного правонарушения отсутствует, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований хабаровского транспортного прокурора о привлечении ФГУП «Дальневосточный центр подготовки авиационного персонала» в привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Доводы прокурора о необходимости прекращения производства по делу в связи с истечением на момент принятия решения срока давности привлечения к административной ответственности, подлежат отклонению.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), является длящимся, срок давности для привлечения к ответственности следует исчислять с момента его обнаружения, в данном случае со дня составления акта проверки – 04.03.2010.

Таким образом, срок давности на дату принятия решения судом не истек.

На основании изложенного, апелляционная жалоба хабаровского прокурора подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2010 года по делу № А73-2574/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

А.И. Михайлова

Судьи

Е.В. Гричановская

Е.И. Сапрыкина