арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
14 июля 2009 года 06АП-2726/2009
Резолютивная часть оглашена 10 июля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (уведомление от 30.06.2009 № 307659);
от Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю явился на основании доверенности от 11.01.2009 № 01-31/7 представитель – ФИО1;
от Хабаровской КЭЧ не явились (факсимильное сообщение от 03.07.2009)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуОтделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.05.2009
по делу № А73-3452/2009, принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению Администрации г. Хабаровска
к Отделению по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю
об оспаривании решения от 17.02.2009 № 12-56/309 о возврате исполнительного документа и об обязании отделения казначейства принять постановление к исполнению
заинтересованное лицо – Хабаровская КЭЧ
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Хабаровска (далее – заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 17.02.2009 № 12-56/309 о возврате исполнительного документа – постановления Административной комиссии Администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 № 327 о привлечении к административной ответственности и об обязании отделения казначейства принять указанное постановление к исполнению.
Право на обращение с соответствующим заявлением административный орган обосновал тем, что оспариваемое решение противоречит пункту 3 статьи 242.1, пункту 2 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статье 7, пункту 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статье 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.05.2009 по делу № А73-3452/2009 признан незаконным отказ Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю по возврату без исполнения письмом от 12.02.2009 № 12-56/309 исполнительного документа – постановления Административной комиссии Администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 № 327 о назначении Хабаровской КЭЧ административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб. В удовлетворении требований об обязании отделения казначейства принять указанное постановление к исполнению отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное заявителем, относится к исполнительному документу и служит основанием для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако на момент обращения в суд с соответствующим заявлением истек годичный срок давности исполнения постановления от 01.02.2008 № 327, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным решения от 17.02.2009 № 12-56/309 о возврате исполнительного документа ввиду неправильного применения арбитражным судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В судебном заседании представитель Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме.
О месте и времени рассмотрения жалобы Администрация г. Хабаровска, Хабаровская КЭЧ извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав представителя Отделения по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что постановлением Административной комиссии Администрации г. Хабаровска от 01.02.2008 № 327 Хабаровская КЭЧ привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 4.8 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
14.05.2008 Отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска на основании постановления о привлечении к административной ответственности в отношении Хабаровской КЭЧ возбуждено исполнительное производство № 1/11654/244/3/2008 на взыскание административного штрафа.
Постановлением от 18.07.2008 указанное исполнительное производство окончено в связи с тем, что Хабаровская КЭЧ открытых расчетных счетов в банках и иных кредитных организациях не имеет, имеет счета в федеральном казначействе.
Сопроводительным письмом от 19.01.2009 № 1.1-13/65 постановление о привлечении к административной ответственности от 01.02.2008 № 327 административным органом направлено для исполнения в Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю.
12.02.2009 Отделение по г. Хабаровску УФК по Хабаровскому краю возвратило заявителю указанное постановление со ссылкой на главу 24.1 БК РФ, в соответствии с которой органы федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительных листов и судебных приказов, расценив представленный документ как документ, исполнение которого органами Федерального казначейства не осуществляется.
Не согласившись с возвратом исполнительного документа, административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в силу, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 31.2 КоАП РФ, обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, (судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях) являются исполнительными документами.
Действительно пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений по решению суда на основании направляемого в орган федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений обязательных платежей, санкций, в том числе штрафов, наложенных административными органами.
В этой связи постановление о привлечении к административной ответственности от 01.02.2008 № 327 Административной комиссии Администрации г. Хабаровска, является исполнительным документом, в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежит направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Данный вывод суда согласуется правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» разъяснено, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 КоАП РФ осуществляется административными органами.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены принятого судебного акта в обжалуемой части апелляционная инстанция не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом так же не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 мая 2009 года по делу № А73-3452/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения по г. Хабаровску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
ПредседательствующийН.В. Меркулова
СудьиВ.Ф. Карасёв
Т.Д. Пескова