ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2726/2018 от 16.07.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2726/2018

16 июля 2018 года

г. Хабаровск

        Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи                                     Е.В. Вертопраховой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления Губернатора и   Правительства Хабаровского края

на решение от  26.04.2018

по делу № А73-2167/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Ж.Г. Шестак,

по заявлению Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича»

к Главному контрольному управлению Губернатора и Правительства Хабаровского края

о  признании незаконным и отмене постановления о привлечении  к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Губернатора и Правительства Хабаровского края (далее – административный орган, Главное контрольное управление; ГКУ; Управление) от 07.02.2018 № ФКС 1/10-18, которым Администрация привлечена к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Заявление Администрации на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 26.04.2018 требование заявителя удовлетворены, оспариваемое постановление  Управления  признано незаконным и отменено.

Суд пришел к выводу о том, что административным органом неверно определен субъект рассматриваемого противоправного деяния, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации состава административного правонарушения.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель жалобы, со ссылкой на судебную арбитражную практику утверждает, в том числе о том, что: частью 1 статьи 1.4 КоАП РФ определено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств; законодатель выделил две категории субъектов, привлекаемых к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ – это должностные лица и юридические лица, примечаний к указанной статье о том, что юридические лица это только лишь специализированные организации, не содержится; назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное  физическое лицо.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка в отношении администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» по факту нарушения законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено, что: 31.01.2017 между администрацией городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» (заказчик) и ООО «ДВ Регион» заключен договор № 6 на энергоснабжение тепловой энергии на сумму 862464,46 руб.; заказчиком произведено подписание акта оказанных услуг № 299 от 31.10.2017 и осуществлена оплата согласно платежному поручению № 79904 от 14.11.2017; исходя из требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, сведения об исполнении контракта во вкладке «Отчеты заказчиков» должны быть размещены в единой информационной системе (ЕИС) не позднее 23.11.2017, однако, необходимые информация и документы по исполнению контракта размещены заказчиком в ЕИС 06.12.2017, то есть с нарушением установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок срока, что является нарушением требований частей 9-10 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093 (далее – Положение; Положение № 1093).

Кроме того, при анализе отчета по контракту от 31.01.2017г. № 6, опубликованному на официальном сайте 06.12.2017, установлено, что заказчиком форма отчета об исполнении контракта заполнена с нарушением требований указанного выше Положения, а именно: в графе 5 «Документ, подтверждающий исполнение» значение показателя 3 (цена контракта (отдельного этапа исполнения контракта) указано «платежные поручения 170, 172, 294, 79904» без проставления даты документов; значение показателя 4 (количество поставляемых товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ по контракту) указано «акты оказания услуг» без реквизитов документа, подтверждающего исполнение обязательства по оказанным услугам.

Также заказчиком произведено: подписание актов оказанных услуг от 31.01.2017, 28.02.2017, 29.03.2017 и осуществлена оплата согласно платежному поручению № 170 от 30.03.2017 (отчет об исполнении контракта должен быть размещен в ЕИС не позднее 10.04.2017); подписание актов оказанных услуг от 30.04.2017, от 18.05.2017 и осуществлена оплата согласно платежному поручению № 294 от 26.05.2017 (отчет об исполнении контракта должен быть размещен в ЕИС не позднее 06.06.2017);  необходимые же  информация и документы размещены заказчиком  06.12.2017, то есть с нарушением установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок срока.

Более того, аналогичные нарушения установлены прокуратурой и по контракту от 31.01.2017 № 2-819 на оказание услуг по холодному водоснабжению, заключенному между Администрацией и ООО «Янтарь» - оплата за поставленную услугу была произведена 08.06.2017, 12.07.2017, 17.08.2017, 08.09.2017, 12.10.2017, 15.11.2017, однако сведения об исполнении контракта во вкладке «Отчеты заказчиков» размещены лишь 05.12.2017, то есть с нарушением установленного законодательством срока.

По результатам проверки 08.12.2017  и.о. Советско-Гаванского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» дела об административном правонарушении по части 1.4. статьи 7.30. КоАП РФ, которое направлено прокуратурой в Главное контрольное управление Губернатора и Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу.

12.01.2018 заместителем начальника главного контрольного управления Губернатора и Правительства Хабаровского края вынесено определение                    № 1/10-18 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № ФКС 10-18 (на 07.02.2018 года в 15 часов 30 минут по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 617).

По результатам рассмотрения материалов административного производства 07.02.2018 вышеуказанным должностным лицом Управления  вынесено постановление № ФКС 1/10-18, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением Управления, Администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 1 Закона  № 44-ФЗ  отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 94  Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 9 статьи 94 данного Закона результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Частью 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ.

Положение  №1093  устанавливает порядок и сроки подготовки, размещения отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения в единой информационной системе в сфере закупок, содержащего информацию, предусмотренную частью 9 статьи 94  Закона № 44-ФЗ.

Согласно подпункту «б» пункта 3 вышеуказанного Положения, отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком.

Как следует из материалов дела, привлекая Администрацию городского поселения «Рабочий посёлок Заветы Ильича» к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта наличия в действиях Администрации состава вменяемого правонарушения, выразившегося в несвоевременном  размещении заказчиком в ЕИС информации, предусмотренной частью 9 статьи 94 Закона              № 44-ФЗ, а именно, сведений об исполнении контрактов во вкладке «Отчеты заказчиков».

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности, наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправное действие (бездействие).

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектный состав административного правонарушения определен законодателем и не подлежит расширительному толкованию.

Как правильно установлено судом первой инстанции, диспозицией части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ прямо установлен перечень субъектов административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, к числу которых относятся: должностные лица заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения; специализированная организация (юридическое лицо).

При этом, согласно пункту 11 статьи 3 Закона № 44-ФЗ специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона.

Так, в силу части 1 статьи  40 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя); при этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

Между тем, в рассматриваемом случае Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» не является специализированной организацией в смысле, придаваемом данному понятию Законом № 44-ФЗ; в данном случае  Администрация  выступает в качестве государственного заказчика, это обстоятельство заявителем жалобы не опровергнуто.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью  1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть также  должностные лица государственных заказчиков, но не государственные заказчики как юридические лица, что согласуется с закрепленным статьей 12 Закона № 44-ФЗ принципом персональной ответственности должностных лиц государственных заказчиков.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что,  в рассматриваемом случае,  государственный заказчик в лице Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» не может быть привлечен к административной ответственности по части  1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, являются, в том числе, юридические лица - государственные заказчики, основан на неверном толковании диспозиции приведенной выше статьи КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного  органа.

Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм права действующего законодательства.

Ссылки на иную судебную практику в подтверждение доводов апелляционной жалобы, не принимаются  арбитражным  судом  апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как судебные акты по указанному апеллянтом делу основаны на иных фактических обстоятельствах, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.

С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, Шестым арбитражным апелляционным судом не установлено.

Нарушений в правильности применения норм материального права, а также нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 апреля 2018 года по делу № А73-2167/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Е.В. Вертопрахова