ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2762/08 от 27.08.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск

03 сентября 2008 года № 06АП-А73/2008-1/2762

Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2008

В полном объеме постановление изготовлено 03.09.2008

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Головниной Е.Н.

судей   Ротаря С.Б., Тихоненко А.А.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1, доверенность от 14.04.2008 №404/3-3; ФИО2, доверенность от 11.04.2008 №403/3-3

от ответчиков: ФИО3, по доверенностям от 24.12.2007
 №3-11/2303, от 20.12.2007 №02-13/1200

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

администрации сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края

на   решение от 26 июня 2008 года

по делу №   А73-13733/2007-17

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Захаренко Е.Н.

по иску третьего лица с самостоятельными требованиями  муниципального образования сельское поселение «Село Некрасовка»

к   администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края

третьи лица   Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, муниципальное образование сельское поселение «Село Некрасовка»

о   признании права собственности

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2007 из дела №А73-2440/2006-30/17 выделено в отдельное производство исковое требование третьего лица с самостоятельными требованиями - муниципального образования сельское поселение «Село Некрасовка» (далее – сельское поселение), предъявленное к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - муниципальный район), Комитету по управлению имуществом и экономике Администрации Хабаровского муниципального района (далее – КУМИ района) о признании права собственности на объект недвижимости – тепловые сети (Хабаровский район, с. Некрасовка, местоположение: от границ раздела с Хабаровскэнерго по ул. Ленина в границах зданий 1-40; от здания №1 по ул.Бойко-Павлова до пересечения с ул. Мира; в границах зданий 17-44 по ул. Мира; по ул. Школьной в границах зданий 1-38; по переулку Больничному в границах зданий 3-7; по ул. Партизанской в границах зданий 1-16; по ул. Комсомольской в границах зданий 4-20; по ул. Солнечной в границах зданий 1-8; по ул. Пионерской в границах зданий 1-10).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.

Решением от 26.06.2008 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе сельское поселение в лице администрации выражает несогласие с решением суда. Считает, что наделение муниципалитета определенными полномочиями влечет приобретение права собственности на соответствующее имущество. Ссылается на ст.ст. 14, 15, 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), согласно которым вопросы содержания тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относятся к вопросам местного значения сельского поселения. Полагает, что отсутствие механизма разграничения имущества не может препятствовать реализации права иметь в собственности имущество, находящееся на территории поселения и необходимое для решения вопросов жизнеобеспечения этого поселения. Кроме того, не соглашается с взысканием государственной пошлины с сельского поселения.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В заседании суда апелляционной инстанции представители третьего лица с самостоятельными требованиями поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении. Представитель ответчиков считает решение законным и обоснованным, а в этой связи не подлежащим отмене. От третьих лиц без самостоятельных требований, извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представители не присутствовали.

Рассмотрев дело в порядке ст.266 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены обжалуемого решения не установил, исходя из следующего.

Настоящий cпор возник в связи с непередачей муниципальным районом сельскому поселению спорного объекта. Сельское поселение при этом полагает отказ в передаче имущества противоречащим ст. ст. 14, 50 Закона №131-ФЗ, в силу которых вопросы содержания тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

В силу ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Установлено, что спорные тепловые сети внесены в Реестр (Сводную опись) муниципального имущества муниципального района на основании постановления главы администрации Хабаровского района от 29.01.1999 №70; приказа Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края 12.07.1999 №269.

Указанное подтверждается выписками из реестра (сводной описи) муниципального имущества от 24.10.2007.

Включение тепловых сетей в реестр муниципальной собственности района не противоречит принципам разграничения собственности на имущество, установленным в приложениях №№ 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, а потому правомерно. В этой связи реестр муниципальной собственности является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты. Соответствующее разъяснение содержится в п.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 №8.

По мнению третьего лица с самостоятельными требованиями, право собственности сельского поселения на тепловые сети возникло в связи с разграничением муниципальной собственности между муниципальными районами и сельскими поселениями.

Законом №131-ФЗ определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления. Экономическую основу местного самоуправления, согласно ст.49 названного Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Положения ст.14 Закона №131-ФЗ определяют вопросы местного значения поселения.

Согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 50 Закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами. Частью 2 данной статьи определен перечень видов имущества, которое может находиться в собственности поселений, частью 3 - в собственности муниципальных районов.

Спорное имущество составляет муниципальные тепловые сети, что соответствует п.6 ч.1 ст.14 и п.6 ч.2 ст.50 Закона №131-ФЗ.

В соответствии со ст.83 Закона №131-ФЗ со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

Обеспечение реализации положений названного Федерального закона предусмотрено ч.11.1 ст.154 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей, что в связи с разграничением полномочий между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы, между вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями, а также между муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования, должна быть произведена безвозмездная передача муниципального имущества. До 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Законом №131-ФЗ.

Из вышеприведенных норм следует, что передача имущества сельскому поселению производится в соответствии с установленными перечнями в случае, если сельское поселение является вновь образованным или преобразованным.

Муниципальное образование село Некрасовка расположено на территории муниципального образования Хабаровский муниципальный район.

Установлено, что муниципальное образование село Некрасовка не является вновь образованным, поскольку зарегистрировано в качестве такового в 2001 году; нет доказательств изменения границ указанного муниципального образования, повлекшее отнесение его территории к территории другого муниципального образования; изменение полномочий муниципального образования не свидетельствует о его создании в смысле вышеприведенных норм права. Такие же выводы возможно сделать в отношении муниципального образования Хабаровский муниципальный район.

Следовательно, нормы Закона №131-ФЗ о передаче имущества не подлежат прямому применению в данном случае.

Кроме того, в развитие положений Закона №131-ФЗ (ст.83) в целях определения порядка решения вопросов местного значения соответствующий закон субъектом Российской Федерации - Хабаровским краем не принимался.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 25.05.2005 №364-р утверждены Рекомендации об условиях и порядке разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и поселениями, расположенными на территории муниципального района, в которых определены основные принципы и организационные основы разграничения имущества, порядок проведения процедуры разграничения муниципального имущества. В п.3.3 Рекомендаций указано на то, что безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями в соответствии с разграничением вопросов местного значения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Такой порядок в настоящее время не установлен.

Следовательно, в силу норм Закона №131-ФЗ право собственности у сельского поселения на имущество, внесенное в реестр муниципальной собственности муниципального района, не возникло.

Оснований для признания права собственности сельского поселения на спорный объект возникшим по общим основаниям, поименованным в ст.218 ГК РФ, не установлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право муниципальной собственности сельского поселения на тепловые сети возникло ввиду наделения его соответствующими полномочиями в силу закона, в том числе ст.50 Закона №131-ФЗ, о том, что передача имущества возможна в отсутствие установленного механизма разграничения муниципального имущества, отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.

Довод заявителя жалобы относительно взыскания с сельского поселения государственной пошлины отклоняется как не соответствующий нормам права. Согласно пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ и п.3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотренная вышеназванной нормой налогового законодательства льгота по освобождению от уплаты госпошлины предоставляется по делам, по которым соответствующие иски (заявления) были предъявлены государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами на основании ст.53 АПК РФ в целях защиты публичных интересов. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, что имеет место в данном случае, публично-правовые образования участвуют на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п.1 ст.124 ГК РФ). На данные требования льгота, предусмотренная пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ, ввиду отсутствия защищаемого публичного интереса не распространяется.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26 июня 2008 года по делу № А73-13733/2007-17 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий Е.Н. Головнина

Судьи С.Б. Ротарь

А.А. Тихоненко