ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2805/19 от 18.06.2019 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2805/2019

21 июня 2019 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2019 года.
Полный текст  постановления изготовлен июня 2019 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Тищенко А.П., Швец Е.А.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Щербак Д.А

при участии  в заседании:

от ООО «Советско-Гаванские теплосети»: не явились;

от Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»

на решение от  02.04.2019 по делу № А73-20825/2018

Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьейБарилко М.А.

по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети»

к Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района

о  признании незаконным представления и требования о возврате средств субвенции на возмещение убытков  

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Советско-Гаванские теплосети» (далее – ООО «СГТ», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным представления Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее – управление) от 08.11.2018 № 02-14-391, а также  о признании незаконным требования о возврате средств субвенции на возмещение убытков от 08.11.2018 № 02-14-390.

Решением суда от 02.04.2019 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом ООО «СГТ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить  по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.

По мнению апеллянта, проверочные мероприятия, по итогам которых  приняты оспариваемые ненормативные акты, проведены с превышением полномочий и с нарушением положений Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считая судебное решение законным и обоснованным. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные  о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы; общество заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, на основании приказа от 09.08.2018 № 21 управлением  с привлечением специалиста Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района проведена плановая выездная проверка ООО «Советско-Гаванские теплосети» по вопросу предоставления из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период 2017  года и январь - июнь 2018 года  и соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий объектом контроля в соответствии с программой проведения проверки.

По результатам проверки составлен  акт от 27.09.2018.

08.11.2018  обществу выдано представление об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 16.11.2018 в строке 16 раздела 2 формы 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы» за январь-июнь 2018 «Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней всего» отразить финансирование на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в сумме 206 046 148,31 руб. (уведомление от 28.02.2018) и 57 863 270 руб. (уведомление от 28.02.2018) и представить уточненный отчет в управление (пункт 1); подписать и направить в управление подписанный экземпляр акта сверки по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период с 01.01.2018 по 30.09.2018 (пункт 2).

Также  управление направило в адрес ООО «СГТ» требование № 02-14-390,  о  возврате необоснованно полученной субсидии за 2017-2018 годы в сумме 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал.

Не согласившись с представлением  и требованием, общество  обратилось в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлена возможность предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.

Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке, и сроки, а также на определенных условиях.

Денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение и должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.

Вытекающее из этого ограничение в распоряжении средствами субсидии, требование об их использовании по целевому назначению в контексте пункта 3.1 статьи 78 БК РФ следует рассматривать как обязательное условие предоставления и использования субсидии.

Существенное нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий, является основанием для их возврата.

Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению»  определен порядок возмещения организациям таких  убытков.

В соответствии со статьей 2 этого Закона возмещение производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.

На основании статьи 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 Администрация Советско-Гаванского муниципального района наделена государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 01.06.2017 № 511 утвержден Порядок предоставления организациям, осуществляющим реализацию тепловой энергии для нужд населения, субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок № 511).

В соответствии с пунктом 2 этого Порядка целью предоставления субсидии является возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения. Субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на другие цели.

Согласно пункту 3 Порядка № 511 главным распорядителем бюджетных средств является Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) (далее - главный распорядитель).

В силу пункта 8.3 Порядка № 511 получатель субсидии в целях получения субсидии ежегодно заключает с главным распорядителем соглашение о предоставлении субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Субсидии подлежат возврату получателем субсидии в бюджет муниципального района в случае нарушения условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (пункт 10).

Пунктом 11 указанного Порядка предусмотрено, что факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидий, устанавливается актом проверки главного распорядителя и органа муниципального финансового контроля. Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.

В соответствии с пунктом 12 Порядка № 511 в течение 5 рабочих дней акт проверки направляется получателю субсидии с требованием о возврате полученных субсидий в бюджет Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в сумме установленных нарушений. В течение 20 дней с момента получения акта проверки получатель субсидии осуществляет возврат денежных средств главному распорядителю. Главный распорядитель в течение 3 рабочих дней перечисляет денежные средства в районный бюджет.

По материалам дела установлено, что ООО «Советско-Гаванские теплосети» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения населению и юридическим лицам на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

В целях возмещения ООО «СГТ» убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению между Управлением энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района (главный распорядитель средств районного бюджета) и ООО «Советско-Гаванские теплосети» (получатель) были заключены договор № 1 от 01.01.2017 на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, за счет средств краевого бюджета, соглашение № 5 от 01.06.2017 и  соглашение № 5 от 22.01.2018 о предоставлении из районного бюджета субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

С 01.01.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 30.06.2018 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для населения ООО «Советско-Гаванские теплосети» составил 5 586,16 руб./Гкал с учетом НДС, тариф для населения без НДС составил 4 734,03 руб. (постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 16.12.2015 № 38/5).

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 № 100 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию, на 2017 год» установлен тариф для населения в сумме 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.11.2017 № 116 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2018 год» установлен тариф для населения в сумме 2 286,74 руб. /Гкал без учета НДС.

В ходе проверочных мероприятий управлением установлено,  что общество выполнило условия и порядок предоставления субсидии в целях возмещения убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, предусмотренные заключенными соглашениями с управлением на 2017 и 2018.

Вместе с  тем,  в  соответствии с Расчетом объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению ООО «СГТ» в  2017 году, объем средств на возмещение убытков составил 284 550 862,37 руб. за объем отпущенной тепловой энергии населению в количестве 116 271,820 Гкал (116 271,820 Гкал х 2 447,29 руб.).

В 2017 году управлением  принято к возмещению убытков в сумме 235 256 716,11 руб.; в  январе 2018 года  принято к возмещению убытков за декабрь 2017  года в сумме 49 294 147,26 руб.

В 2017 финансирование общества  по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, было произведено за счет средств краевого бюджета на сумму 187 586 935,38 руб.

В 2017 году ООО «СГТ» осуществлен возврат в местный бюджет сумм переплаты по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению в сумме 19 884 887,43 руб.

В разделе 2 Сведений о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы (форма №22-ЖКХ) за январь - декабрь 2017 года общество отразило бюджетное финансирование в сумме 167 702,0 тыс. руб., что соответствует фактическому финансированию (187 586 935,38 руб. - 19 884 887,43 руб.)

Согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, подписанному между управлением   и обществом  по состоянию на 01.01.2018 задолженность управления   перед получателем  составила 65 054 809,66 руб..

В бухгалтерском учете ООО «СГТ» за 2017 год  выручка от продажи услуг отражена по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи» в разрезе видов услуг в сумме 510 639 734,57 руб. (с учетом НДС), в том числе тепловая энергия для населения 313 742 437,43 руб., тепловая энергия для прочих потребителей 184 232 493,22 руб., холодная вода для ГВС 8 829 927,92 руб., прочие услуги 3 834 876 руб.

На основании бухгалтерских документов обществом  за указанный период составлена Сводная ведомость реализации услуг населению, в соответствии с которой выставлено управляющим компаниям, ТСЖ, МКД с непосредственным способом управления такими домами и частному сектору за услуги теплоснабжения за 2017  году в количестве 116 271,820 Гкал на сумму 313 742 437,43 руб. с учетом НДС.

В разделе «Отчет о финансовых результатах» Бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 ООО «СГТ» выручка за 2017 отражена в сумме 432 746,0 тыс. руб. без НДС, что соответствует данным счета 90 в сумме 510 639 734,57 руб. с учетом НДС.

Объем отпущенной тепловой энергии населению в количестве 116271,820 Гкал, отраженный в бухгалтерском учете, соответствует объему отпущенной тепловой энергии населению согласно Расчету объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению общества  за  период январь - май 2018 года, представленному в управление.

В Сведениях о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы (форма № 22-ЖКХ) за январь - декабрь 2017 года в разделе 1 отражен объем отпущенной тепловой энергии населению в общем объеме 116271,82 Гкал; в разделе 2 отражены доходы от реализации услуг населению в общей сумме 265 883,3 тыс.руб. (без НДС).

В отношении периода январь -  июнь 2018 года управлением установлено следующее.

В соответствии с Расчетом объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению ООО «Советско-Гаванские теплосети» за январь - май 2018, объем средств на возмещение убытков составил 180 311 613,72 руб. за объем отпущенной тепловой энергии населению в количестве 73 678,074 Гкал. (73 678,074 Гкал х 2 447,29 руб.) В 2018 управлением   принято к возмещению убытков за январь - май 2018 в размере 180 311 613,72 руб.

В 2018 году финансирование ООО «СГТ» по субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, было произведено за счет средств краевого бюджета на сумму 438 280 808,22 руб.

Согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2018 по 31.07.2018, подписанному между управлением   и ООО «СГТ» по состоянию на 01.08.2018: по данным управления   задолженность ООО «Советско-Гаванские теплосети» перед управлением  составила 143 620 237,58 руб.; по данным ООО «СГТ» задолженность управления перед обществом  составила 62425910,73 руб. Разница составила 6 046 148,31 руб. Указанные средства были направлены управлением   по письму общества  в адрес ООО «Межрайтопливо» за текущие поставки топлива ООО «Флагман».

В бухгалтерском учете ООО «СГТ» за 1 полугодие 2018 года выручка от продажи услуг отражена по дебету счета 62 и кредиту счета 90 «Продажи» в разрезе видов услуг в сумме 320 479 316,62 руб. (с учетом НДС), в том числе тепловая энергия для населения - 198809466,12 руб., тепловая энергия для прочих потребителей - 117427846,49 руб., холодная вода для - ГВС 4 242 004,01 руб.

На основании бухгалтерских документов ООО «СГТ» за 1 полугодие 2018 года составлена Сводная ведомость реализации услуг населению, в соответствии с которой выставлено управляющим компаниям, ТСЖ, МКД с непосредственным способом управления такими домами и частному сектору за услуги теплоснабжения за 1 полугодие 2018 в количестве 73 678,074 Гкал на сумму 198 809 466,12 руб. (с учетом НДС), реализация услуг составила 168 482 598,41 руб. (без НДС).

Объем отпущенной тепловой энергии населению в количестве 73678,074 Гкал, отраженный в бухгалтерском учете общества, соответствует объему отпущенной тепловой энергии населению согласно Расчету объема средств на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению ООО «СГТ» за январь - май 2018 года, представленному в управление.

В Сведениях о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы за январь - июнь 2018 года ООО «СГТ» в разделе 1 отражен объем отпущенной тепловой энергии населению в количестве 73 678,074 Гкал; в разделе 2 отражены доходы от реализации услуг населению в сумме 168 482,6 тыс.руб. (без учета НДС).

В строке 16 раздела 2 Сведений о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы (форма № 22-ЖКХ) за январь - июнь 2018 года «Фактические объемы финансирования из бюджетов всех уровней всего» общество отразило сумму 174 371,4 тыс.руб., что не соответствует фактическому финансированию общества по субсидии на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемы цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за указанный период в сумме 438 280,8 тыс.руб., не отражено финансирование в сумме 206 046 148,31 руб. и в сумме 57 863 270 руб.

В ходе проверки правильности и обоснованности расчетов потребности в финансовых средствах для получения субсидии установлено, что   всего в 2017 году ООО «СГТ» предъявило управляющим компаниям объем тепловой энергии 2 721,99 Гкал на коммунальную услугу ГВС в отношении домов, не оборудованных центральным горячим водоснабжением и приборами учета тепловой энергии; в  2018 году предъявило управляющим компаниям объем тепловой энергии 1 097,67 Гкал за коммунальную услугу ГВС  по домам, не оборудованным центральным горячим водоснабжением и приборами учета тепловой энергии. Всего за указанный период управляющим компаниям объем тепловой энергии составил 3 819,660 Гкал.

В ходе проверочных мероприятий   также  установлено предъявление ООО «СГТ» объемов тепловой энергии по показаниям приборов учета повторно за одни и те же дни по приборам учета 23,621 Гкал (пункт 2.4 акта проверки).

Из пункта 2.5 акта следует, что  в  ходе проверки договоры на предоставление услуг по отоплению и горячему водоснабжению с гражданами, проживающими в МКД с непосредственным способом управления такими домами, ООО «СГТ» представлены не были.

За 2017 год  ООО «Расчетно-кассовый центр», которое является платежным агентом ООО «СГТ» по начислению и сбору платежей от населения, начислило и предъявило плату за услуги по отоплению и ГВС по предельному (максимальному) тарифу для населения за объем тепловой энергии в количестве 17 577,373 Гкал; за 1 полугодие 2018 - в количестве 10692,222 Гкал.

При этом общество  предъявило управлению  к возмещению убытки от предоставления услуг по тепловой энергии населению по регулируемым тарифам за 2017 - в количестве 21 989,578 Гкал, за 1 полугодие 2018 - в количестве 13 764,398 Гкал.

Таким образом, объем тепловой энергии на отопление и ГВС  по МКД с непосредственным способом управления такими домами по данным ООО «СГТ» превысил объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по данным ООО «Расчетно-кассовый центр» за 2017 год в количестве 4 412,205 Гкал, за 1 полугодие 2018 года  - в количестве 3 072,176 Гкал.

Кроме того, при проведении проверки договоры на предоставление услуг по отоплению и горячему водоснабжению с гражданами, проживающими в 1-2 квартирных домах, обществом  были представлены частично.

При этом ООО «Расчетно-кассовый центр» за 2017  год начислило и предъявило населению плату за услуги по отоплению и ГВС по предельному (максимальному) тарифу для населения за объем тепловой энергии в количестве 1 390,025 Гкал, за 1 полугодие 2018 - в количестве 826,568 Гкал., тогда как общество  предъявило управлению  к возмещению убытки от предоставления услуг по тепловой энергии населению по регулируемым тарифам за 2017 год в количестве 1 648,203 Гкал, за 1 полугодие 2018  года в количестве 1 054,367 Гкал.

Таким образом, объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по 1-2 квартирным домам по данным ООО «СГТ» превысил объем тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по данным ООО «Расчетно-кассовый центр» за 2017 год  в количестве 258,181 Гкал, за 1 полугодие 2018  -  227,799 Гкал.

Вышеуказанные нарушения подтверждаются представленными управлением в электронном виде доказательствами (договорами, соглашениями, Сведениями о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы (форма № 22-ЖКХ), актами сверок взаимных расчетов, оборотно-сальдовыми ведомостями, бухгалтерской отчетностью, сведениями об объемах отпущенной тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение и т.д.). Это нашло отражение в пункте 2.6 акта проверки.

По результатам проверочных мероприятий  с учетом принятых управлением возражений общества  по пунктам 2.1 и 2.3 акта проверки, необоснованно полученная ООО «СГТ» за спорный период  субсидия на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, составила 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал, в том числе за 2017 в сумме 18 149 087,96 руб. за объем тепловой энергии 7 415,994 Гкал, за 2018 в сумме 10 762 312,63 руб. за объем тепловой энергии 4 397,645 руб..

Руководствуясь пунктом 12 Порядка № 511, предписывающего  в течение 5 рабочих дней направить акт проверки получателю субсидии с требованием о возврате полученных субсидий в бюджет муниципального района,  управление обоснованно направило обществу  оспариваемые предписание и требование.

Довод заявителя жалобы  о том, что имело превышение полномочий проверяющего органа, подлежит отклонению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 БК РФ при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Таким образом, обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

Как было указано выше, в силу пункта 3 Порядка № 511 главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению Советско-Гаванского муниципального района, является управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год.

При этом согласно пункту 11 Порядка факт нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных для предоставления субсидий, устанавливается актом проверки главного распорядителя и органа муниципального финансового контроля. Периодичность проведения проверок - не реже одного раза в год.

Пунктом 4.1.5 соглашений от  01.01.2017 и от 22.01.2018  «О предоставлении из районного бюджета субсидии ООО «Советско-Гаванские теплосети» на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» установлено, что на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, также предусмотрено, что Главный распорядитель средств районного бюджета обязан осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе в части достоверности предоставляемых Получателем сведений, путем проведения выездных проверок. Периодичность проведения выездных проверок - не реже одного раза в год с предварительным уведомлением Получателя о дате выездной проверки в письменном виде.

Из пункта 4.3.3.2 соглашений  следует обязанность получателя субсидии возвращать в районный бюджет в течение 20 дней со дня получения акта проверки субсидию в сумме установленных нарушений.

Таким образом, управление, как  главный распорядитель средств районного бюджета, правомерно направило в адрес ООО «СГТ» представление от 08.11.2018 № 02-14-391 об устранении выявленных нарушений,  а также правомерно направило требование от 08.11.2018 № 02-14-390, в котором  предложено в течение 20 дней с момента получения требования обществу осуществить возврат необоснованно полученной субсидии за 2017-2018 годы в сумме 28 911 400,59 руб. за объем тепловой энергии 11 813,639 Гкал.

Относительно  нарушения порядка проведения проверки  суд второй инстанции не принимает во внимание доводы апеллянта с учетом следующего.

Приказом руководителя управления   от 17.04.2018 № 08 утверждено Положение об организации и проведении проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий их получателями.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения объектами проверок, проводимых Главным распорядителем, являются получатели субсидий - юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Советско-Гаванского муниципального района, в отношении которых Главным распорядителем принято решение о предоставлении субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами Советско-Гаванского муниципального района.

Целью проведения проверок является проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий объектами контроля, выявление и пресечение нецелевого использования субсидий объектом контроля (пункт 1.4).

Согласно пункту 1.5 Положения проверки подразделяются на плановые и внеплановые, а в силу пункта 2.3 включению в план проверок подлежат объекты контроля, в отношении которых в отчетном финансовом году было принято решение о предоставлении субсидии.

Приказом руководителя управления   от 29.12.2017 № 24 утвержден План внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита управления   на 2018 год, которым предусмотрено проведение в 2018  году проверок получателей субсидии на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления из районного бюджета субсидии на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

О проведении контрольного мероприятия общество  своевременно извещено письмом   от 13.08.2018 № 02-17-232.

Таким образом, в данном случае плановая выездная проверка объекта контроля - ООО «Советско-Гаванские теплосети», проведена уполномоченным органом с соблюдением  действующего законодательства.

Ссылка  общества о применении к спорным отношениям  положений  Закона   №294-ФЗ  также признается ошибочной, поскольку в силу пункта 3 части 3.1 порядок организации и проведения проверок, установленные данным Законом,  не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, что имело место в настоящем случае.

Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Определением суда от 14.05.2019 заявителю жалобы в порядке статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного заявитель обязан уплатить в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.04.2019 по делу № А73-20825/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с  Общества с ограниченной ответственностью  «Советско-Гаванские теплосети»  в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение  апелляционной жалобы в размере 1500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

А.П. Тищенко

Е.А. Швец