Шестой арбитражный апелляционный суд
№ 06АП-2809/2010
4 августа 2014 года г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 августа 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от МУП «Север»: ФИО1, представителя по доверенности от 01.09.2009 б/н
от административной комиссии: ФИО2, представителя по доверенности от 19.03.2010 № 911
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск»
на решение от 21.05.2010
по делу № А73-4001/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Мильчина И.А.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска
«Север»
об оспаривании постановлений Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 26.03.2010 № 01/347, № 01/348 по делам об административных правонарушениях
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Север» (далее - МУП «Север») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» (далее – административная комиссия) от 26.03.2010 №№ 01/347, 01/348 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).
Решением от 21.05.2010 требования МУП «Север» удовлетворены: оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с решением, административная комиссия обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что МУП «Север», ответственному за уборку закрепленной территории от снега и снежного наката и вывоз снежных куч и валов, вменяется нарушение в сфере благоустройства города, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП РФ, а не правил дорожного движения. В связи с чем, заявитель оспаривает выводы суда о квалификации вмененных правонарушений по статье 12.34 КоАП РФ.
МУП «Север» в письменном отзыве на жалобу выразило согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
В ходе проверки выполнения юридическими и физическими лицами Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721, 03.03.2010 Управлением административно-технического контроля администрации города Хабаровска выявлено нарушение действующих на территории города правил благоустройства: по ул.Даниловского не очищен от снега и снежного наката конечный пункт автобусных маршрутов (№№ 21,4,50) городского общественного транспорта.
В отсутствие законного представителя при его надлежащем уведомлении в отношении МУП «Север» 09.03.2010 административной комиссией составлен протокол № 246 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, а затем 26.03.2010 вынесено постановление № 01/348 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
При аналогичных обстоятельствах 09.03.2010 Управлением административно-технического контроля администрации города Хабаровска установлено, что по улице Руднева, 83, 84, 88, 89-91, 92, 94, 95, 97 не вывезены кучи снега и снежные валы с придорожной зоны и обочин дороги ул.Руднева и остановочных пунктов «39 магазин», «Почта», «Белоснежка».
По выявленному факту административной комиссией 15.03.2010 в отношении МУП «Север» в отсутствие законного представителя при его надлежащем уведомлении был составлен протокол № 273 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
По результатам рассмотрения административного дела в отсутствие законного представителя при его надлежащем уведомлении административной комиссией вынесено постановление от 26.03.2010 № 01/347, которым МУП «Север» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, МУП «Север» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 7 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 (далее - Правила благоустройства), физические и юридические лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание.
Закрепленная территория - часть территории города, передаваемая на содержание физическим или юридическим лицам, границы которой определены настоящими Правилами и (или) договором, заключаемым с администрацией города в лице комитетов по управлению округами, а также территория, переданная (закрепленная) целевым назначением физическим или юридическим лицам на правах, предусмотренных законодательством (пункт 6 Правил).
В силу пунктов 10,11,12 Правил благоустройства, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с асфальтобетонным покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до асфальтобетона. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары. Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов. Территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение суток после окончания снегопада. 12. При производстве зимних уборочных работ запрещается разбрасывание и складирование снега на проезжей части улиц, озелененных территориях, тротуарах, отмостках, проездах, площадках, на территории газгольдеров и контейнерных площадках.
Частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, МУП «Север» отвечает за содержание дорог и объектов внешнего благоустройства Северного округа в соответствии с Правилами благоустройства и содержания территории города.
Вина и состав административного правонарушения подтверждаетсяактами осмотра территории, протоколами об административных правонарушениях, фотосъемкой.
Таким образом, административная комиссия обоснованно привлекла МУП «Север» к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.
Выводы суда о неверной квалификации вменяемых правонарушений суд апелляционной инстанции считает ошибочными.
Согласно статье 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.3. КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Под дорожной деятельностью в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с Уставом городского округа «Город Хабаровск» к вопросам местного значения города Хабаровска отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 9).
Следовательно, благоустройство территорий городов и других населенных пунктов и их содержание, не находится в исключительном ведении Российской Федерации и по своему характеру не относится к вопросам, имеющих исключительное федеральное значение.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие МУП «Север» каких-либо мер по соблюдению правил содержания закрепленной территории, в материалы дела не представлено.
Устранение нарушений после их установления не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Административные наказания назначены с учетом характера совершенных правонарушений и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности арбитражным апелляционным судом не установлено.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционную жалобу следует удовлетворить, обжалуемое решение отменить.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2010 по делу№ А73-4001/2010 отменить.
Муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Север» в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений Административной комиссии городского округа «Город Хабаровск» от 26.03.2010 №№ 01/347, 01/348 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий Е.В. Гричановская
Судьи А.И. Михайлова
Е.И. Сапрыкина