ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2845/14 от 10.07.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2845/2014

14 июля 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
 Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Харьковской Е.Г.

судей    Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.

при ведении протокола судебного заседания   секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.

при участии в заседании:

от закрытого акционерного общество «Ф.О.Н.»:   ФИО1, представитель по доверенности от 26.05.2014 № 102/63;

от инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска:   ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 04-26/7;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу   закрытого акционерного общества «Ф.О.Н.»

на   решение от 14.04.2014

по делу №   А73-1618/2014

Арбитражного суда   Хабаровского края

принятое судьей   Барилко М.А.

позаявлению   закрытого акционерного общества «Ф.О.Н.»

к   инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска

о    признании недействительным предписания от 25.12.2013 № 1

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Ф.О.Н.» (ОГРН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска (далее - инспекция) о признании недействительным предписания инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска от 25.12.2013 № 1.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.04.2014 по делу № А73-1618/2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 14.04.2014 по делу № А73-1618/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель инспекции против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве.   Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.04.2014 по делу № А73-1618/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание апелляционной инстанции 19.06.2014 откладывалось до 10.07.2014.

В соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи в связи с нахождением в отпуске.

Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве,   Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества. Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы общества исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 31 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130, под деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которые расположены вне игорных зон и в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

В силу пункта 3 вышеуказанного Положения лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой (далее - лицензирующий орган).

Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957, полномочия в области лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах также закреплены за ФНС России.

Частью 1 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, пунктом 10 Положения о лицензировании предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 12. 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ).

В силу статьи 19 Закона № 99-ФЗ предметом проверок лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Согласно пункта 2 части 10 статьи 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

В соответствии с частью 12 статьи 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

В силу части 13 статьи 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

На основании лицензии от 26.06.2009 № 4, выданной Федеральной налоговой службой, общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Согласно приложению к лицензии (л.д.107) адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности ЗАО «Ф.О.Н.» являются, в том числе: <...>, пом. I (4-7) и <...> пом. II (9).

Пункт 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130, предусматривает обязательную регистрацию в налоговом органе пунктов приема ставок букмекерской конторы.

В соответствии с уведомлениями инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска от 06.11.2012, представленными апелляционному суду, на основании сообщения общества о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации, № GВО77491.791 от 30.10.2012, поставлены на налоговый учет в инспекцию по месту нахождения обособленные подразделения: <...>, пом. I (4-7) и <...>.

На основании распоряжения (приказа) от 11.12.2013 № 418 сотрудниками инспекции в период с 19.12.2013 по 23.12.2013 в целях исполнения пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» по интернет-обращению ФИО3 от 04.12.2013 проведена внеплановая выездная проверка общества по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных по адресу: <...>, пом. I (4-7) и <...> пом. II (9).

Проведение внеплановой выездной проверки было согласовано инспекцией с прокуратурой Центрального района г.Хабаровска (решение о согласовании от 13.12.2013, л.д.92).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственным органом в прокуратуру представлен весь пакет документов, необходимых для принятия решения о согласовании внеплановой выездной проверки. Ознакомление проверяемого общества с обращением гражданина, послужившим основанием для проверки, не предусмотрено законодательством. Апелляционный суд считает решение прокуратуры правомерным. Обществом согласно части 15 статьи 10 Закона № 294-ФЗ решение о согласовании вышестоящему прокурору или в суд не обжаловано.

При проведении проверки инспекцией выявлено нарушение обществом подпункта «з» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130, выразившееся в нарушении пункта 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441. Не обеспечено соблюдение пунктов 1.3, 2.5, 5.6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П, утвержденного Банком России, зарегистрированного в Минюсте России и действовавшего в период проверки. Лимит остатка кассы для обособленных подразделений не установлен, листы кассовой книги обособленных подразделений не подбираются и не брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению, обособленными подразделениями общества кассовая книга не ведется.

Выводы проверки были зафиксированы в актах от 23.12.2013 №№ 18-13/45, 18-13/46.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

25.12.2013 обществу выдано предписание № 1, которым в срок до 25.01.2014 предписано привести деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам места осуществления деятельности пунктов приема ставок (обособленных подразделений): <...> пом. II (9) и <...>, пом. I (4-7) в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»; в срок до 25.01.2014 представить в инспекцию ответ о выполнении предписания.

В тексте предписания (л.д.34) непосредственно указаны нарушения деятельности, при этом выбор конкретного способа устранения нарушений принадлежит обществу.

Кроме того обществом нарушен пункт 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441, в несоблюдении требований пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Журнал идентификации физических лиц не содержит адрес места жительства (регистрации) или места пребывания лиц.

В силу статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе отнесены организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Принимая во внимание, что согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет также контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях. В данном случае в отношении общества как организации, осуществляющей операции с денежными средствами, инспекция была правомочна выдать предписание об исполнении предусмотренной пунктом 1 статьи 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ обязанности.

Срок проведения проверки, проведенной с 19.12.2013 по 23.12.2013, не превысил предусмотренного статьей 13 Закона № 294-ФЗ срока проведения проверок.

Установленный Законом № 99-ФЗ порядок проведения внеплановой выездной проверки инспекцией был соблюден.

Отклоняется довод общества о том, что поскольку пункты приема ставок в г.Хабаровске не являются ни филиалами, ни представительствами общества, согласно приказу от 29.10.2012 № 195 входят в состав Подмосковного филиала ЗАО «Ф.О.Н.» без выделения на отдельный баланс и без открытия расчетных счетов в банках, Положение от 12.10.2011 № 373-П, утвержденное Банком России, к пунктам приема ставок не применимо. При этом общество полагает о том, что в пункте 1.2. Положения раскрыто понятие обособленное подразделение, это филиал или представительство. Данный вывод ошибочен и основан на свободной трактовке нормы Положения, поскольку в нем не конкретизировано, что включается в указанные понятия, нет ссылки на иные нормативные акты, раскрывающие этот вопрос при отношениях между государством и субъектом хозяйственной деятельности по вопросам ведения кассовых операций, полноты учета и оприходования наличной денежной выручки.

Между тем, исходя из формулировки пункта 1.2. Положения № 373-П: «обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее обособленное подразделение)» следует, что Положение № 373-П распространяется на пункты приема ставок по указанным выше адресам, поскольку они поставлены обществом на учет в налоговом органе как обособленные подразделения общества.

Требования Положения от 12.10.2011 № 373-П должны соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением, на что указано в письме Центрального Банка Российской Федерации от 04.05.2012 № 29-1-1-6/3255, действовавшего в период проверки.

Согласно Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, определения порядка ведения кассовых операций. Банк России имеет исключительные права по установлению обязательных для всех лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отклоняется доводы жалобы общества о том, что ведение кассовых операций в обществе осуществляется централизованно, с применением программно-технических средств, кассовая книга ведется головным подразделением обществом и филиалами общества, в кассовой книге учитываются первичные учетные документы общества по наличным денежным средствам пунктов приема ставок, структурно входящих в состав филиала общества, листы кассовой книги, оформленные филиалом, передаются в головное подразделение общества, подбираются и брошюруются обществом, лимит остатка наличных денежных средств по структурным подразделениям в г.Хабаровске, входящим в состав Подмосковного филиала ЗАО «Ф.О.Н.», установлен распоряжением директора филиала.

Указанные действия не освобождают обособленные подразделения общества, расположенные по адресам: <...> пом. II (9); <...>, пом. I (4-7), от обязанности ведения кассовых операций в соответствии с требованиями, установленными Положением от 12.10.2011 № 373-П.

Апелляционный суд отклоняет ссылки общества на постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2014 № 10-АД14-2, от 13.05.2014 № 10-АД14-3, так как постановления приняты по делам с иными обстоятельствами. Как указывал ВС РФ вывод суда признан необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствовали доказательства того, что пункт приема ставок является обособленным подразделением юридического лица. В настоящем деле, как указано выше, налоговым органом представлено суду уведомления от 06.11.2012 о поставке на налоговый учет обособленных подразделений (пунктов приема ставок) на основании сообщения общества.

Оценив представленные в материалы доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает предписание налогового органа законным, в силу чего отсутствуют основания его отмены. Права и законные интересы общества не нарушены.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.04.2014 по делу № А73-1618/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.Г. Харьковская

Судьи

И.И. Балинская

Е.И. Сапрыкина