ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2872/2022 от 13.07.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2872/2022

19 июля 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

отобщества с ограниченной ответственностью «Управдом»:  представитель не явился;

от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Свои»:представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Управдом»

на решение от  29.04.2022

по делу № А73-16983/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управдом» (далее – ООО «Управдом»)

к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Свои» (далее- ООО «Свои»)

о признании незаконными решений от 14.10.2021 № 1332 и № 1333 об исключении из управления ООО «Управдом» многоквартирных домов по адресу: <...> и д. 25 и передаче их под управление ООО «Свои».

УСТАНОВИЛ:

 ООО Управдом» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконными решений Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Главное управление; Управление) от 14.10.2021 № 1332 и № 1333 об исключении из управления ООО «Управдом» многоквартирных домов (далее - МКД)  по адресу: <...> и д. 25 и передаче их под управление  ООО «Свои».

         К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Свои».

         Решением суда первой инстанции от 29.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «Управдом» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить,  одновременно заявив  ходатайства: об истребовании от УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре сведений о  результатах  проверки КУСП                     № 1218 от 27.04.2021 по МКД д.23, <...> включая почерковедческое исследование подписей собственников в протоколах собраний 27.07.2021; о назначении, при отсутствии сведений о возбуждении уголовного дела по указанному факту, судебной   почерковедческой экспертизы  по подписям собственников  МКД д.23, д. 25 в уведомлениях и листах голосования, приложенных к протоколам собраний собственников от 27.07.2021 для проверки заявления о фальсификации указанных доказательств.

        Заявитель жалобы утверждает следующее:в нарушении требований п.4-5   подп. »б» Приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр            «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (далее – Порядок № 938/пр), Административного регламента государственного органа, Управление не осуществило действий по проверке достоверности сведений, содержащихся в протоколах собраний собственников МКД от 27.07.2021, подписям собственников помещений в МКД в листах голосования; в государственный орган еще до принятия решения №1333 поступили обращения собственников МКД.23 и 25 по ул. Парижская Коммуна в г. Комсомольске-на-Амуре о том, что протоколы собраний 27.07.2021  сфальсифицированы, как сфальсифицированы их подписи в листах голосования, приложенных к протоколам   27.07.2021; в нарушении требований ст.161 АПК РФ суд не выяснил позицию государственного органа и третьего лица по исключению из числа  доказательств протоколов собраний собственников МКД д.23 и 25 по                   ул. Парижская Коммуна от 27.07.2021, листов голосования, приложенных к нему; фактически проверки заявления о фальсификации в порядкест.161 АПК РФ протоколов общих собраний 27.07.2021, в нарушении АПК РФ не проведено.

        Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.

         Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле, в соответствие с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Рассмотрев заявленное ходатайство ООО «Управдом» об истребовании документов от УМВД России по городу Комсомольска-на-Амуре, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 66, статьей 159 АПК РФ, отказывает в его удовлетворении, так как лицо,  его заявившее, не представило доказательства невозможности самостоятельного обращения  в УМВД  с соответствующим запросом.

         Рассмотрев заявленное ходатайство о назначении экспертизы, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 159, статьи 82, части 3 статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе», и установив, что, с учетом имеющихся в материалах дела документальных доказательств, отсутствует необходимость назначения и проведения судебной экспертизы, принимая во внимание, что назначение экспертизы является правом суда, определил: отказать в удовлетворении такого ходатайства.

        Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, ООО «Свои» обратилось в Управление с заявлениями от 23.08.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с принятием собственниками помещений многоквартирных домов по адресу: <...> и д. 25 решений от 27.07.2021 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Свои» (Два протокола общего собрания № 1 от 27.07.2021) и заключением с ним договоров управления МКД от 28.07.2021 № ПК-23, от 28.07.2021 № ПК-25.

Также с  заявлениями ООО «Свои» представило в Управление документы в обоснование заявленных требований.

Управлением по результатам проверки в соответствии с Порядком                                           № 938/пр  приняты решения от 14.10.2021 № 1332 и № 1333 о внесении в реестр лицензий Хабаровского края изменений, согласно которым в реестр лицензий Хабаровского края подлежат внесению изменения, а именно многоквартирные дома по адресу: <...> и д. 25 подлежат исключению из управления ООО «Управдом» и подлежит включению в реестр лицензий, передаче в управление ООО «Свои».

ООО «Управдом» не согласившись с указанными решениями Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1, 2 статьи 44, части  1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения; решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами; при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания; собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме(часть 4 статья 162 ЖК РФ).   

Решение общего собрания собственников является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании  согласно части 5, 6 статьи 46 ЖК РФ.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы; заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ  управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Создание либо избрание новой управляющей организации, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.

Пунктом 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства; в случае непредставления лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.

На основании пункта 2 Порядка № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) по  решению органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее- заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.

К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, перечисленные в пункте 3 Порядка № 938/пр.

Согласно пункту 5 Порядка № 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; утратил силу Приказ Минстроя России от 02.03.2018                   № 134/пр; выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002                     № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 Порядка № 938/пр  установлено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка № 938/пр, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствую­щего решения согласно пункту 7 Порядка № 938/пр.

По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 7 Порядка № 938/пр.

Также пунктом 8 Порядка № 938/пр  определено, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государ­ственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка № 938/пр.

Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов согласно пункту 9 Порядка № 938/пр являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.

Так, решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресам: <...> и д. 25 № 1 от 27.07.2021 в качестве управляющей организации выбрано ООО «Свои»; решения оформлены двумя протоколами общих  собраний от 27.07.2021 № 1.

ООО «Свои» получив указанные  протоколы от председателя совета МКД № 23 по ул. Парижской Коммуны, г. Комсомольск-на-Амуре ФИО1 (вх. № 17 от 28.07.2021), а также от председателя совета МКД № 25 по                                  ул. Парижской Коммуны, г. Комсомольск-на-Амуре ФИО2 (вх. № 18 от 28.07.2021), заключило договоры управления МКД от 28.07.2021 № ПК-23, от 28.07.2021 № ПК-25 с собственниками указанных многоквартирных домов.

Также ООО «Свои» обратилось в Управление с заявлениями от 23.08.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Хабаровского края в связи с принятием собственниками помещений многоквартирных домов по адресу:                             <...> и д. 25 решений от 27.07.2021 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Свои», оформленных  протоколами общего собрания № 1 от 27.07.2021 и заключением с ним договоров управления МКД от 28.07.2021 № ПК-23, от 28.07.2021                             № ПК-25.

ООО «Свои» вместе с заявлениями представило в Управление документы в обоснование заявленных требований: копии уведомлений от председателей Совета собственников помещений МКД № 23, № 25 по ул. Парижской Коммуны директору ООО «Свои»; копии уведомлений от председателей Совета собственников помещений МКД № 23, 25 по ул. Парижской Коммуны в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края; копии договоров управления № ПК-23 от 28.07.2021  МКД № 23, № ПК-25 от 28.07.2021  МКД № 25  по ул. Парижской Коммуны, г. Комсомольска-на-Амуре; копии протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений МКД № 23, № 25 по                                ул. Парижской Коммуны от 27.07.2021 № 1; скриншоты размещения реквизитов договоров управления, электронного образа договора управления многоквартирным домом № ПК-23 от 28.07.2021 МКД № 23, № ПК-25 от 28.07.2021 МКД № 25  в ГИС ЖКХ; скриншоты размещения электронных образов протоколов общих собраний  № 1 от 27.07.2021 и решений общих собраний собственников помещений в ГИС ЖКХ; копии актов о размещении решений собственников помещений МКД № 23, № 25 по ул. Парижской Коммуны от 27.07.2021.

Управлением по представленным документам была проведена проверка, по результатам которой  оформлены заключения от 03.09.2021 № 1167, № 1168, нарушений по представленным документам не установлено.

Результаты проверки отражены  в акте проверки от 14.10.2021, в котором не было установлено нарушений по представленным документам, а выявлено, что 20.09.2021 ООО «Управдом» получило уведомление ООО «Свои» о принятых решениях собственниками помещений МКД № 23, 25 по                                ул. Парижской Коммуны, но ООО «Управдом» заявление в Управление о внесении изменений в реестр лицензий не направило.  

Таким образом, Управлением по результатам проверки согласно Порядку № 938/пр,  были приняты решения от 14.10.2021 № 1332 и № 1333 о внесении в реестр лицензий Хабаровского края изменений, согласно которым в реестр лицензий Хабаровского края подлежат внесению изменения, а именно многоквартирные дома по адресу: <...> и д. 25 подлежат исключению из управления ООО «Управдом»,  и подлежит включению в реестр лицензий, передаче в управление ООО «Свои».

Как верно установлено судом, поскольку решения (протоколы) общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресам:                  <...> и д. 25  от 27.07.2021 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Свои» на момент принятия решений от 14.10.2021 № 1332 и № 1333,  являлись действующими, вместе с заявлениями ООО «Свои» представило в Управление документы в обоснование заявленных требований, предусмотренные Порядком № 938/пр, то, Управление обоснованно руководствовалось положениями Порядка                        № 938/пр, ст. 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, а  в данном случае  это ООО «Свои», в связи с чем  приняло  оспариваемые  решения.

Кроме того, ООО «Управдом» при рассмотрении дела в суде не представило доказательств того, что решения (протоколы) общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресам:                                      <...> и д. 25 № 1 от 27.07.2021 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Свои» являлись  незаконными, были оспорены собственниками помещений МКД в суде, а также признаны судом недействительными.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному   выводу о том, что представленные Управлением решения (протоколы) общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресам: <...> и д. 25 № 1 от 27.07.2021 о выборе в качестве управляющей организации ООО «Свои», является допустимым, достоверным доказательством, полученным Управлением от ООО «Свои» в соответствии с требованиями Порядка                          № 938/пр.

При этом, заявление ООО «Управдом» о фальсификации доказательств по делу является  не подтвержденным документально.

При таких обстоятельствах, как верно установил суд,  оспариваемые решения Управления являются законными и обоснованными, нарушений прав заявителя при рассмотрении дела  не установлено.

С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю жалобы из федерального бюджета как излишне уплаченная 06.04.2022 в силу статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  29 апреля  2022  года по делу № А73-16983/2021  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу  с ограниченной ответственностью "Управдом" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения № 144 от 06.04.2022. Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

     Е.И. Сапрыкина

    А.П. Тищенко