Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2894/2014
16 июля 2014 года  | г. Хабаровск  | 
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
 Полный текст  постановления изготовлен   июля 2014 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Государственного предприятия Еврейской автономной области "Облэнергоремонт": представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области: ФИО1, представитель по доверенности от 28.01.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
на решение от 27.03.2014
по делу № А16-293/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению Государственного предприятия Еврейской автономной области "Облэнергоремонт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
о признании незаконными действий, выразившихся в не утверждении нормативов выбросов загрязняющих веществ, обязании утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов в полном объеме с 05.12.2013 и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Еврейской автономной области "Облэнергоремонт" (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее – Управление Росприроднадзора) о признании незаконными действий, выразившихся в не утверждении нормативов выбросов загрязняющих веществ, обязании утвердить нормативы предельно-допустимых выбросов в полном объеме с 05.12.2013 и выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области, выразившиеся в отказе в утверждении государственному предприятию Еврейской автономной области "Облэнергоремонт" нормативов выбросов загрязняющих веществ, оформленном письмом от 05.12.2013 № 07-04/3591, признаны незаконными.
На Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области возложена обязанность в 10-дневный срок утвердить государственному предприятию Еврейской автономной области "Облэнергоремонт" нормативы предельно-допустимых выбросов в полном объеме с 05.12.2013.
Не согласившись с судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить в полном объеме решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также необоснованностью принятого судебного акта, и принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росприроднадзора поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить в полном объеме решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Государственное предприятие Еврейской автономной области "Облэнергоремонт", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции. Предприятием представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последнее просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя предприятия, которое на основании положений статьи 159 АПК РФ судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 14.11.2013 предприятие направило на рассмотрение в Управление Росприроднадзора отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, а также проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для утверждения нормативов предельно-допустимых выбросов для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по отдельным производственным территориям.
Рассмотрев представленные предприятием материалы, Управление Росприроднадзора письмом от 05.12.2013 № 07-04/3591 возвратило их предприятию без утверждения, указав, что в представленных материалах расчет рассеивания пыли неорганической: 70-20% SiO и углерода (сажи) произведен без учета фона. Согласно рекомендациям Росгидромета, по мнению Управления, при нормировании выбросов пыли неорганической (70-20% SiO) в качестве фона целесообразно использовать фоновую концентрацию взвешенных веществ. Управление Росприроднадзора также сообщило предприятию, что в настоящее время ФГБУ "Дальневосточное УГСМ" проводит наблюдение за содержанием сажи в городе Биробиджане.
Не согласившись с действиями Управления Росприроднадзора, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные государственным предприятием Еврейской автономной области "Облэнергоремонт" требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, решений и действий (бездействия) незаконным, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (п. 3 Закона об охране атмосферного воздуха), которые определяются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со статьей 14 Закона об охране атмосферного воздуха разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха определено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 1 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 (далее – Положение № 183), предусмотрено, что настоящее Положение определяет порядок разработки и утверждения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и временно согласованных выбросов.
В соответствии с пунктом 8 Положения № 183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В силу пункта 9 указанного Положения № 183 нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Пунктом 11 данного Положения № 183 предусмотрено, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, для юридических лиц, территорий городских и иных поселений и их частей, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 5.3.15, 5.5.9 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух; устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" установлен соответствующий порядок.
Согласно пунктам 5 - 7 вышеуказанного Порядка, источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников осуществляются в установленном законодательством порядке.
К источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.
Государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу Перечень загрязняющих веществ.
Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6 Положения № 183).
Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяются соответствующим Административным регламентом (далее - Административный регламент № 650), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.
В силу пункта 10 Раздела 2 Административного регламента № 650 для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора, в том числе, утвержденные в установленном Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" порядке и действующие нормативы ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, Управление Росприроднадзора является уполномоченным органом в сфере установления нормативов ПДВ для предприятия, в связи с чем, оспариваемое действие совершено в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий.
Как установлено судом первой инстанции из санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.11.2013 № 79.01.02.000.Т.001630.11.13, требования, установленные в проектной документации предприятия, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Согласно статье 1 Закона об охране атмосферного воздуха предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Пунктом 6 Положения № 183 также предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов.
Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192, и является действующей.
Согласно пункту 7.2 ОНД-86 определение фоновой концентрации производится на основании данных наблюдений за загрязнением атмосферы по нормативной методике, утвержденной Госкомгидрометом и Минздравом СССР. Фоновые концентрации устанавливаются местными органами Госкомгидромета (УГКС) и Минздрава СССР по данным регулярных наблюдений на сети постов Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) или по данным подфакельных наблюдений.
Фоновая концентрация устанавливается либо единым значением по городу, либо, в случае выявления существенной изменчивости, дифференцированно по территории города (по постам), а также по градациям скорости и направления ветра.
Из справки ФГБУ "Дальневосточное УГМС" от 20.01.2014 № 14-09/19 о фоновых концентрациях загрязняющих веществ усматривается, что контроль соблюдения нормативов предельно-допустимых выбросов осуществляется на основе измерений концентраций взвешенных веществ в атмосферном воздухе.
Для определения фоновых концентраций сажи необходимы наблюдения за примесью не менее 2 лет. По данным наблюдений в 2013 году ориентировочное значение фоновой концентрации сажи составило 0,014 мг/м3.
Судом установлено, что в г. Биробиджане наблюдения за сажей начаты в марте 2013 года.
В силу статьи 5 Закона об охране атмосферного воздуха к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относится организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона об охране атмосферного воздуха в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 23 Закона об охране атмосферного воздуха, Постановлением Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 утверждено Положение о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, которое действовало до 21.06.2013.
Согласно указанному Постановлению от 23.08.2000 № 622 Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Министерство природных ресурсов Российской Федерации и их территориальные органы, Министерство здравоохранения Российской Федерации и подведомственные ему учреждения государственной санитарно -эпидемиологической службы организуют и осуществляют в пределах своей компетенции государственный мониторинг атмосферного воздуха как составной части государственного мониторинга окружающей природной среды, реализуемого в рамках государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды.
Следовательно, как правильно определил суд, законодательно установленная обязанность уполномоченных органов государственной власти по ведению мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения предполагает создание возможности для получения достоверных сведений о фоне по загрязняющим веществам.
Таким образом, по обоснованному выводу суда, при отсутствии официальных данных по фоновым концентрациям загрязняющих веществ, представляемых Росгидрометом на основе наблюдений на сети мониторинга загрязнения атмосферы, учет фона при нормировании выбросов не мог быть осуществлен предприятием, поскольку эта обязанность возложена законодателем на соответствующие уполномоченные органы, в частности, на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и их территориальные органы, Министерство здравоохранения Российской Федерации и подведомственные ему учреждения.
Судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного отклоняется как несостоятельный довод представителя Управления Росприроднадзора, изложенный в заседании суда апелляционной инстанции, о том, что предприятие обязано самостоятельно проводить наблюдения по фоновым концентрациям загрязняющих веществ при нормировании названных выбросов.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно признал оспариваемые действия Управления Росприроднадзора незаконными.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.03.2014 по делу № А16-293/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий  | Т.Д. Пескова  | 
Судьи  | Е.И. Сапрыкина  | 
Е.Г. Харьковская  |