ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2906/2009 от 28.07.2009 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск                                                                                                  

 04 августа2009 года                                                            № 06АП-3044/2009

Резолютивная часть постановления от  28 июля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2009 года

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего              Карасева В.Ф.

Судей:                                             Михайловой А.И., Песковой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Магаданский морской торговый порт»: представитель не явился;

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе: Ваксман Людмила Юрьевна, представитель по доверенности от 11.12.2008 № 35, удостоверение № 050; Казарцева Ольга Александровна, представитель по доверенности от 12.02.2009 № 05

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе

на решение от 29 мая 2009 года

по делу № А37-701/2009

арбитражного суда Магаданской области

дело рассматривал судья Минеева А.А.

по заявлению закрытого акционерного общества «Магаданский морской торговый порт»

о признании  незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе от 31.03.2009 № 20-09-056/ап о привлечении к административной ответственности.

Открытое акционерное общество «Магаданский морской торговый порт» (далее – ОАО «Магаданский морской торговый порт», общество) обратилось в арбитражный суд Магаданской области о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (далее – Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам по ДФО, административный орган) от 31.03.2009 № 20-09-056/ап о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 29.05.2009 заявленные требования общества удовлетворены. Постановление административного органа от 31.03.2009 №  20-09-056/ап, вынесенное в отношении ОАО «Магаданский морской торговый порт» отменено.

Не согласившись с решением суда, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам по ДФО подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель административного органа настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение арбитражного суда отменить.

ОАО «Магаданский морской торговый порт», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось.

Заслушав представителей административного органа, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 20.02.2009 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ДФО установлено, что ОАО «Магаданский морской торговый порт» нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а именно, общество не представило в административный орган ежеквартальный отчет и список аффилированных лиц за 4 квартал 2008 года в сроки, установленные статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее Закон «О рынке ценных бумаг») и пунктом 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного  Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (далее – Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг).

На основании этого, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в ДФО возбудило дело об административном правонарушении № 20-09-056/ап и 16.03.2009 в отсутствие законного представителя ОАО «Магаданский морской торговый порт», извещенного надлежащим образом о месте и времени, составило протокол об административном правонарушении.

Постановлением от 31.03.2009 № 20-09-056/ап общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ОАО «Магаданский морской торговый порт» обратилось в арбитражный суд.

Принимая решение, суд, руководствуясь частью 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, установил, что отчет и список аффилированных лиц за 4 квартал 2008 года были сданы обществом в почтовый орган 16.02.2009, т.е. в установленные законом сроки, кроме того, 13.02.2009 данные документы были размещены на страницы сайта ЗАО «Альпари-Консалтинг» в сети Интернет. С связи этим, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении  обществом порядка раскрытия указанной информации.

Кроме того, суд посчитал ошибочным размер штрафа, примененный административным органом.

В своей апелляционной жалобе административный орган указывает на то, что судом неверно применена норма материального права, а именно, что норма гражданского законодательства не подлежат применению к правоотношениям, возникшим в связи с исполнением эмитентом ценных бумаг обязанности, установленной законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг. Кроме того, указание в решении суда о том, что административным органом неверно рассчитан размер штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции счел жалобу обоснованной.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон «Об акционерных обществах» обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества, в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; собрание о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункта 4 статьи 93 вышеуказанного закона акционерное общество обязано вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства.

Статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствует требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

         Пунктом 8.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. Указанный список, согласно пункту 8.5.3 Положения, составленный на дату окончания отчетного квартала, должен быть представлен в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

         Нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае, ежеквартальный отчет и список аффилированных лиц за четвертый квартал 2008 года общество должно было представить в административный орган до истечения 45дней с момента окончания отчетного квартала. Однако, при направлении в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам по ДФО указанных документов обществом не были учтены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации, установленные нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160. В указанном постановлении указано, что пересылка почтовой корреспонденции из пункта отправки г. Магадан до пункта назначения г. Владивосток (место нахождения Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам по ДФО) осуществляется в течение 8 дней.

Из материалов дела следует, что ежеквартальный отчет и список аффилированных лиц за 4 квартал 2008 года поступили в адрес административного органа 24.02.2009, т.е. после истечения установленного законом срока – 16.02.2009.

         Факт нарушения обществом порядка раскрытия информации подтверждается актом о непоступлении почтовой корреспонденции от 20.02.2009, протоколом об административном правонарушении от 16.03.2009 № 20-09-056/пр-ап.

Следовательно, обществом нарушен порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от  него меры по их соблюдению.

         При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и у административного органа были законные основания для принятия постановления от 31.03.2009                              № 20-09-056/ап.

Доводы ОАО «Магаданский морской торговый порт» о необходимости применения части 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок, подлежат отклонению.

В силу части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется к административным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, если иное не предусмотрено законодательством.

Закон «О рынке ценных бумаг», Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг не содержат норм о распространении положений гражданского законодательства на отношения, возникающие в связи с исполнением эмитентом обязанности представлять отчетность и список аффилированных лиц в орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статьей 30 Закона «О рынке ценных бумаг» прямо указано на необходимость представления документов в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Следовательно, возможность представления отчетности посредством направления ее через орган связи не запрещена, но в тоже время, в обязанности лица входит их предоставление не позднее срока, установленного законодательством.

Однако, имея возможность представить ежеквартальный отчет за 4 квартал 2008 года в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам по ДФО в срок до 16.02.2008, ОАО «Магаданский морской торговый порт» несвоевременно исполнило возложенную на него обязанность, чем нарушило порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 09.02.2009 № 9-ФЗ, устанавливающая размер санкций от 700 000 руб. до 1 000 000 руб., вступила в законную силу с 13.04.2009.

Поскольку постановление РО ФСФР по ДФО № 20-09-056/ап принято 31.03.2009, то административный орган правомерно определил размер штрафа в размере, установленном КоАП РФ до вступления в законную силу Федерального закона от 09.02.2009 № 9-ФЗ.

Поскольку решение суда принято с неправильным применением норм материального права, оно подлежит отмене в соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд  

П О С Т А Н О В И Л:

решение арбитражного суда Магаданской области  от 29 мая 2009 года по делу № А37-701/2009 отменить.

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Магаданский морской торговый порт» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральной округе от 31.03.2009 №  20-09-056/ап отказать.

          Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                             В.Ф. Карасев

Судьи                                                                                         А.И. Михайлова

                                                                                                    Т.Д. Пескова