Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2912/2014
16 июля 2014 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2014 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения": ФИО1, представитель по доверенности от 14.02.2014;
от Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску: ФИО2, представитель по доверенности от 07.03.2014 № 40/198
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения"
на решение от 23.04.2014
по делу № А73-2291/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения"
к Отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Хабаровску
о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску № 27 АА 048627 от 06.02.2014
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» (далее – МУП «НПЦ организации дорожного движения», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску (далее – административный орган) № 27 АА 048627 от 06.02.2014, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, МУП «НПЦ организации дорожного движения», обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполным выяснением фактических обстоятельств по делу, а также несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МУП «НПЦ организации дорожного движения» поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 10.2 Наставления по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ, утвержденного Приказом МВД РФ № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ» от 08.06.1999 года, а также во исполнение приказа УМВД России по Хабаровскому краю № 531 от 05.07.2012 года «По формированию автоматизированной информационно-управляющая подсистема дорожно-патрульной службы» в рамках осуществления повседневного контроля за состоянием улично-дорожной сети г. Хабаровска государственным инспектором был произведен выезд на место дорожно-транспортного происшествия, (наезд на пешеходов), в котором пострадали 2 человека, в том числе 1 ребенок, произошедшего 23.01.2014 года, на ул. Калараша, в районе д. № 5 г. Хабаровска.
В ходе выезда было установлено, что сопутствующим фактором для совершения дорожно-транспортного происшествия явились недостатки в содержании технических средств организации дорожного движения, а также ненадлежащее содержание улично-дорожной сети, а именно: отсутствие дорожной разметки (визуально не различима) 1.14.1 «Зебра», створ ширины дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004 и составляет 3.5 м, (три метра пятьдесят сантиметров).
По результату выезда на месте ДТП 23.01.2014 был составлен акт выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.
Определением от 23.01.2014 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ.
Определением от 23.01.2014 назначено время и место составления административного протокола, определение вручено МУП «НПЦ организации дорожного движения» под штамп входящего 23.01.2014 № 74/2.
30.01.2014 в отношение МУП «НПЦ организации дорожного движения» составлен протокол об административном правонарушении 27 АА 208564 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Определением от 23.01.2014 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем имеется входящий штамп от 23.01.2014 № 74/2.
06.02.2014 ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску рассмотрено дело об административном правонарушении и в отношение МУП «НПЦ организации дорожного движения» вынесено постановление № 27 АА 048627, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Основанием для привлечения предприятия к административной ответственности послужил факт отсутствия дорожной разметки (визуально не различима) 1.14.1 «Зебра», а также несоответствие створа ширины дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» требованиям ГОСТ Р 52289-2004, который составляет 3.5 м (три метра пятьдесят сантиметров).
Привлекая предприятие к административной ответственности, административный орган исходил из того, что в соответствии с контрактом № 117 от 23.12.2013, заключенным между администрацией города Хабаровска и Муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения», предприятие обязано осуществлять работы по содержанию технических средств обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах города Хабаровска.
Не согласившись с названным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции согласился с доводами административного органа о том, что МУП «НПЦ организации дорожного движения» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, поскольку в соответствии с муниципальным контрактом «На выполнение работ по содержанию технических средств обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах города Хабаровска» № 117 от 23.12.2013 ответственным за содержание технических средств организации дорожного движения в безопасном для дорожного движения состоянии в г. Хабаровске является Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» (пункты 1.1, 7.3, 74, 8.8 контракта).
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, является несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно пункту 6 статьи 13 этого Закона, возложено на органы местного самоуправления.
Как установлено судом апелляционной инстанции из объяснений представителя административного органа, все автомобильные дороги в городе Хабаровске, в том числе и та, на которой допущено названное административное правонарушение, являются муниципальными дорогами.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закона о безопасности дорожного движения) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления), исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, является соответствующий орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Пунктом 5 статьи 9 Устава городского округа «Город Хабаровск» (п. 5 в ред. решения Хабаровской городской Думы от 27.09.2011 N 442) закреплена обязанность органа местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях организации дорожного движения и обеспечения его безопасности, городским округом «Город Хабаровск» создано Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения», которое в соответствии с его Уставом осуществляет деятельность ряд видов деятельности, в том числе деятельность по организации дорожного движения и обеспечении его безопасности (нанесение дорожной разметки).
Выполнение данных работ на территории городского округа «Город Хабаровск» в 2014 году Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» осуществляло на основании муниципального контракта № 117 от 23.12.2013, заключенного с администрацией города Хабаровска.
Таким образом, заключение администрацией гражданско-правового договора с Муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» является способом реализации органом исполнительной власти через созданное им предприятие своих функций по содержанию автомобильных дорог местного значения и обеспечению на них безопасности дорожного движения и, следовательно, не исключает обязанности администрации принимать меры по исполнению указанных функций, в том числе путем контроля исполнения исполнителем услуг обязанностей по договору надлежащим образом.
С учетом перечисленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а требование предприятия - удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения» не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную платежным поручением от 24.04.2014 № 448 в размере 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2014 по делу № А73-2291/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску № 27 АА 048627 от 06.02.2014 о привлечении Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска "Научно-производственный центр организации дорожного движения" из федерального бюджета государственную пошлину, ошибочно уплаченную платежным поручением от 24.04.2014 № 448 в размере 2 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | Т.Д. Пескова |
Судьи | Е.И. Сапрыкина |
Е.Г. Харьковская |