ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-2964/2022 от 26.07.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-2964/2022

августа 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2022 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего               Пичининой И.Е.

судей                                                  Гричановской Е.В., Козловой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.

при участии  в заседании:

от ФКУ «ДВЦМТО» Росгвардии»: Одерс А.В., представитель по доверенности от 10.12.2021 № 56/21;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Федерального казенного учреждения «Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

на решение от 11.05.2022

по делу № А73-1479/2022

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску федерального казенного учреждения «Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»

к обществу с ограниченной ответственностью «Главный партнер»

об обязании произвести замену поставленного товара.

УСТАНОВИЛ:

федеральное казенное учреждение «Дальневосточный центр материально-технического обеспечения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - истец, ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Главный партнер» (далее - ответчик, ООО «Главный партнер») об обязании поставщика произвести замену шин пневматических «КАМА-221» 235/70R 16 в количестве 232 штуки на товар по адресам балансодержателей. Перед отправкой товара в адреса балансодержателей, истец просил представить шины пневматические для проведения оценки соответствия условиям контракта на склад заказчика: г. Хабаровск, пер. Целинный, 41.

Решением  от 11.05.2022 Арбитражного суда Хабаровского края в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. Приводит доводы о том, что заказчик  (лица, уполномоченные на приемку товара) на момент принятия товара не могли знать о том, что ООО «ТД КАМА» как завод-изготовитель  не ошиповывает и не реализовывает в ошипованном виде шины пневматические «КАМА-221» 235/70R 16, чем и воспользовался поставщик, введя в заблуждение  заказчика, не представив в процессе  приемки товара полной и достоверной информации  относительно характеристик и качестве спорного товара. Обращает внимание на то, что, в ответе на запрос суда  завод-производитель подтверждает, что установка шипов противоскольжения на автомобильные шины  «КАМА-221» 235/70R 16 невозможна. С учетом  информации завода-изготовителя, спорный товара эксплуатировать небезопасно,  огромный риск для жизни и здоровья не только личного состава Росгвардии, но и для граждан, участников дорожного движения.  Приводит доводы о том, что требование им предъявлен в период гарантийного срока.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы, назначенное на 14.07.2022, откладывалось апелляционным судом протокольным определением до 26.07.2022.

В судебном заседании представитель ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии» поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на её удовлетворении и отмене судебного акта. В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ апелляционным судом приобщены к материалам дела дополнительные доказательства – гарантийное письмо от 05.03.2021,  сертификаты соответствия  продукции, удостоверение №13 соответствия поставляемых товаров, заявление о соответствии оборонной продукции.

Ответчик явку представителей не обеспечил, извещен надлежащим образом, жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции,  что 28.12.2020 между ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии» (заказчик) и ООО «Главный партнер» (поставщик) заключен государственный контракт ИГК 2021180103762002720056970/376, согласно которому поставщик обязуется поставить в адрес заказчика товар в соответствии со спецификацией, качество и технические характеристики, а также количество которого указаны в описании объекта закупки, а заказчик обязуется организовать приемку товара и оплатить поставленный товар, соответствующий требованиям, установленным контрактом.

Цена контракта составляет 2 869 157 руб. 84 коп. (пункт 2.1 контракта).

Поставка Товара Заказчику осуществляется Поставщиком по адресу: г. Хабаровск, пер. Целинный, 41 (до склада Заказчика).

В соответствии с пунктами 4.2., 4.2.1 Контракта приемка Товара на соответствие требованиям Контракта осуществляется Заказчиком.

Пунктом 3.2. Контракта установлено, что днем исполнения Поставщиком обязательств по поставке Товара считается дата утверждения Заказчиком Акта о приемке Товара.

Указанный Товар был принят Заказчиком в полном объеме, согласно Акту о приемке поставленного Товара от 13 апреля 2021 года № 9, оплачен (платежное поручение N 266244 от 06.05.2021), и на основании заявки Управления Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации передан в подчиненные подразделения (Балансодержателям) по накладным на отпуск материальных ценностей от 27.09.2021 № 00000605; от 22.06.2021 № 00000335, от 24.06.2021 № 00000334, от 24.06.2021 № 00000321, от 24.06.2021 № 00000369, от 26.06.2021 г. № 00000331; от 02.07.2021 № 00000402.

В соответствии с пунктом 5.3. Контракта гарантия на поставленный Товар составляет 12 месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться со дня утверждения соответствующего акта о приемке, т.е. с 13 апреля 2021 года.

В ходе контроля исполнения указанного Контракта Департаментом реализации государственных программ и организации закупок Росгвардии выявлен факт поставки шин несоответствующих условиям Контракта, а именно шин пневматических 235/70R 16 в количестве 232 штуки на сумму 1 313 920,4 руб.

Так, по условиям Контракта подлежали поставке шины пневматические размерностью 235/70R 16 сезонность - зимняя в количестве 232 штуки, а фактически поставлены шины пневматические КАМА-221 размерностью 235/70R16. категория использования - профессиональная внедорожная в количестве 232 штуки. Поставленные шины ошипованы, т.е. с неустранимым дефектом и несоответствующие условиям Контракта.

Вместе с тем, по информации от завода изготовителя шин ООО «Торговый дом «КАМА», шины «КАМА-221» изготавливаются согласно ТУ 2521-058-00148990-2003, ТУ 2521-062-00148990-2004 и относятся к категории «профессиональные шины повышенной проходимости», имеют универсальный рисунок протектора и предназначены для эксплуатации на легковых автомобилях при соблюдении скоростной и нагрузочных характеристик. Эксплуатация данных шин в зимний период допускается. Однако, форма элементов рисунка протектора и расположение ламелей в шине КАМА-221 не соответствуют условиям, позволяющим установку шипов противоскольжения. Данные шины ошиповке не подлежат и потребителям в ошипованном виде не реализовываются.

С целью недопущения травматизма (гибели) личного состава, выхода из строя автомобильной техники, а также в целях организации претензионной работы с Поставщиком по замене Товара, несоответствующего условиям Контракта в адрес Балансодержателей направлено указание ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии» от 10 декабря 2021 года № 969/24-1933 о необходимости незамедлительного прекращения эксплуатации шин пневматических «КАМА-221» 235/70R 16 и сдачи их на хранение на склады Балансодержателей. Согласно Актам осмотра шин пневматических,  составленных по месту нахождения баласодержателей, эксплуатация шин прекращена, шины находятся на хранении на складах Балансодержателей.

Пункт 5.5 Контракта предусматривает обязанность Поставщика в период гарантийного срока за свой счет производить устранение недостатков товара в соответствии с требованиями действующего законодательства в 30 дневный срок. Все расходы, связанные с возвратом Товара (заменой на новый) или доведением Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, оплачиваются Поставщиком. Гарантийный срок соответственно продлевается на срок такого возврата (замены) или доведения Товара до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества.

В рамках гарантийных обязательств в адрес Поставщика направлены требования о замене некачественного товара - шин пневматических «КАМА-221» 235/70R 16 в количестве 232 штуки: № 969/24-1955 от 14.12.2021; № 969/24-49 от 14.01.2022. Товар ненадлежащего качества заменен не был, что послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.

При рассмотрении спора суд правомерно квалифицировал правоотношения сторон по заключенному контракту, как регулируемые положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Договор поставки»,   Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также общими нормами ГК РФ об обязательствах.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд  исходил из того, что истцом нарушен предусмотренный пунктом 4 статьи 468 ГК РФ разумный срок отказа от полученного товара, следовательно, товар полученный по универсальному передаточному документу от 05.03.2021 №1,  следует считать принятым.  Кроме того, истцом были не соблюдены требования Инструкции № П-7, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966, применение которой было предусмотрено сторонами в пункте 4.2.1 контракта, которым акт осмотра шин пневматических о несоответствии характеристик поставленного товара составлен в одностороннем порядке, без вызова  представителя ответчика. Как указал суд, предъявление претензии  по ассортименту и качеству по истечении восьми месяцев  с момента поставки товара не может быть  принято судом  в силу положений статьи 468 ГК РФ.  В силу изложенного, оснований для удовлетворения требований истца не было установлено.

Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда об отказе в удовлетворении требования истца о замене товара, в силу следующего.

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии со статьей 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Пунктом 1 статьи 469 ГК РФ установлена обязанность продавца передать покупателю товар, качество которого соответствует договору.

Согласно статье 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.

Согласно статье 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Государственный контракт от 24.07.2020 ИГК 2021180103762002720056970/376 заключен в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным Заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрены следующие особенности исполнения контракта.

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия Заказчика с Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или Заказчиком условий контракта.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

В соответствии с пунктом 6 Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1036 оборонная продукция (работы, услуги) до ее передачи государственному заказчику подлежит оценке соответствия. Формы оценки соответствия устанавливаются в государственном контракте (договоре) с учетом суммарного риска недостоверной оценки соответствия и вреда при создании и применении (эксплуатации, хранении, транспортировке, утилизации) оборонной продукции (работ, услуг) в мирное время, а также ее технической сложности и значимости для нужд обороны страны и безопасности государства. Правила оценки соответствия регламентируются документами в области стандартизации оборонной продукции и (или) технической документацией. Перечень указанных документов, применяемых для оценки соответствия, включается в государственный контракт (договор).

В соответствии с пунктом 4.1. контракта товар, поставляемый по контракту, подлежал оценке соответствия.

Оценка соответствия, согласно пункту 4.1.1. контракта, осуществляется должностными лицами ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии» на складе Заказчика.

В соответствии с пунктом 4.1.6 Контракта перед началом процедуры оценки соответствия Товара Поставщик предъявляет лицу, осуществляющему оценку соответствия, сертификаты соответствия (декларации соответствия).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить Товар, качество и технические характеристики, а также количество и ассортимент которого указаны в Спецификации поставляемого товара, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного Товара, соответствующего требованиям, установленным Контрактом. Поставляемый Товар по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, иным требованиям, предъявляемым Заказчиком к Товару, должен соответствовать требованиям Контракта, Спецификации, нормативно-технической документации на Товар.  Поставляемый товар предназначен  войскам национальной гвардии  Российской Федерации для реализации  задач, определенных ФЗ «О войсках национальной гвардии  Российской Федерации».

Обязательные требования (преамбула контракта) - обязательные для применения и исполнения требования к Товару, или к Товару и связанным с требованиями к Товару процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - процессы), установленные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений (далее - законодательство Российской Федерации), решениями Заказчика, принятыми в пределах его полномочий, технической документацией и (или) Контрактом.

Таким образом, представляя сертификат соответствия, поставщик подтверждает соответствие поставляемого товара относящимся к нему процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, условиям безопасности, в том числе при эксплуатации, и иным требованиям предусмотренным конструкторской, технологической и программной документациями, документам по стандартизации, техническим условиям, инструкциям, наставлениям, руководствам и положениям.

Заявлением о соответствии оборонной продукции от 05.03.2021 ООО «Главный партнер» подтвердило, что продукция  в рамках государственного контракта 2021180103762002720056970/376 от 28.12.2020 соответствует требованиям государственного заказчика ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии» государственного оборонного заказа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 11.10.2012  №1036.

В материалы дела истцом представлены результаты оценки соответствия поставленного по контракту товара – Удостоверение №13, выданное поставщику ООО «Главный партнер» о том, что предъявленная продукция, поставляемая по государственному контракту  от 28.12.2020 подвергнута оценке соответствия, соответствует требования, указанным государственным Заказчиком  в спецификации поставляемых товаров к государственному контракту и пригодна к эксплуатации.  Оценка соответствия Товара осуществлена без присутствия поставщика на основании письма  последнего от 05.03.2021.

Из материалов дела (дополнительно приобщенных) также  усматривается, что поставщиком представлен сертификат соответствия серия RU № 0481782,  подтверждающий соответствие поставляемого имущества Автомобильная шина 235/70 R16. требованиям Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств (ТР ТС 018/2011), утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877.

В соответствии с п. 4 статьи 469 ГК РФ если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (далее - ТР ТС 018/2011) к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относятся в том числе компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Согласно пункту 20 таблицы № 4 приложения № 1 ТР ТС 018/2011 к компонентам транспортных средств относятся шины пневматические для легковых автомобилей и их прицепов.

Согласно пункту 7 ТР ТС 018/2011 транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии указанному техническому регламенту, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом VI указанного технического регламента. Согласно пункту 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям указанного технического регламента при выпуске в обращение компонентов транспортных средств является декларация о соответствии или сертификат соответствия.

В соответствии с пунктом 20 приложения № 10 ТР ТС 018/2011 к шинам пневматическим для легковых автомобилей и их прицепов установлены следующие требования и определены документы, содержащие требования: правила ООН № 30-02, 117-02; требования к зимним шинам, предназначенным для оборудования шипами противоскольжения: шина должна быть приспособлена для установки шипов противоскольжения, и изготовитель должен рекомендовать шипы, предназначенные для установки на данный тип шины по длине шипа и диаметру верхнего (опорного) фланца; выступ шипа за пределы протектора - 1,2 0,3 мм; максимальное количество шипов на погонный метр протектора - 60 шт. Требование применяется к шинам, изготовленным после 1 января 2016 г. Допустимо использование шин с большим количеством шипов, если результаты испытаний, проведенных независимой аккредитованной испытательной лабораторией, подтвердят, что такие шины не вызывают больший износ дорожного покрытия, чем шины, соответствующие установленному требованию к количеству шипов, и при этом не ухудшаются сцепные свойства. Описание схем обязательной сертификации и рекомендации по их применению: Схема 1 с применяется для серийно выпускаемой продукции, реальный объем выборки которой не позволяет органу по сертификации в течение срока действия сертификата соответствия проводить объективную оценку возможности изготовителя обеспечить постоянство выпуска продукции с уровнем показателей, подтвержденных при сертификационных испытаниях. Схема 1с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; проведение органом по сертификации анализа состояния производства; обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; инспекционный контроль сертифицированной продукции органом по сертификации.

Схема 2с применяется для серийно выпускаемой продукции как предпочтительная и в наибольшей степени отвечающая задачам обеспечения безопасности продукции и стабильности ее показателей при производстве. Схема 2с включает следующие действия: подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации с приложением необходимой технической документации; рассмотрение заявки органом по сертификации и принятие по ней решения; проведение аккредитованной испытательной лабораторией испытаний типового образца компонента; сертификация системы менеджмента качества изготовителя; анализ результатов испытаний и сертификации системы менеджмента качества изготовителя и выдача заявителю сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию; при необходимости - маркирование изготовителем продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; инспекционный контроль сертифицированной продукции и системы менеджмента качества изготовителя органом (органами) по сертификации.

Согласно информационному письму изготовителя - ООО «ТД «Кама»: Шина 235/70R16 109Q КАМА-221 изготавливается в соответствии с  ТУ 2521-062-00148990-2004 (далее - технические условия) и относится к категории «профессиональные шины повышенной проходимости», имеет универсальный рисунок протектора и предназначена для эксплуатации на легковых автомобилях при соблюдении скоростной и нагрузочных характеристик, на дорогах различных категорий, в условиях бездорожья и на мягких грунтах, при температуре окружающей среды от минус 45 до плюс 55°С. На боковине шин нанесена маркировка «М+S», что допускает эксплуатацию шин в зимний период. Форма элементов рисунка протектора и расположение ламелей в шине 235/70R16 109Q КАМА-221 не соответствуют условиям, позволяющим установку шипов противоскольжения. В связи с этим, данные шины ошиповке не подлежат и потребителям в ошипованном виде не реализовываются.

Согласно техническим условиям, шина 235/70R16 109Q КАМА-221 выпускается в неошипованном виде и информации по оборудованию шипами не содержат.

Согласно информации, представленной заводом-изготовителем  по запросу суда,  площадь поверхности и расположение блоков и ламелей рисунка протектора, так же как и глубина рисунка, не позволяют расположить шипы противоскольжения и гарантировать их надежную и эффективную работу по эксплуатации  данных шин. 

Исходя из представленных доказательств  апелляционный суд приходит к выводу о том, что  поставленный товар не соответствует требованиям нормативно-технической документации, следовательно, поставщиком нарушены требования, предусмотренные пунктами 1.1., 1.2 Контракта о качестве товара.

Данные обстоятельства подтверждают, что поставщик ненадлежащим образом выполнил условия контракта.

При этом,  поскольку процедура ошиповки происходит до ввода товара в оборот, то есть до передачи товара поставщиком от производителя к новому собственнику,  истец, как заказчик на момент принятия товара, при наличии сертификата соответствия и гарантийного письма,  не мог обладать информацией о недостатках товара, а именно, что имеющаяся ошиповка шин  на спорном товаре не гарантирует их надежную и эффективную работу,

Согласно пунктам 5.1, 5.6 Контракта Поставщик гарантирует качество товара. При обнаружении в пределах гарантийного срока неисправностей или дефектов Товара, такой Товар подлежит возврату Поставщику для замены на новый или доведения Поставщиком до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, за его счет в срок, не превышающий 30 (тридцать) календарных дней.

Согласно гарантийному письму поставщика от 05.03.2021, гарантия на поставленный товар составляет 12 месяцев, срок гарантийный исчисляется со дня утверждения акта о приемке.

Согласно пункту 1 статьи 518 Кодекса покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Таким образом, материалами дела подтверждается,  что товар, поставленный ответчиком не соответствует условиям контракта, в связи с чем требование истца об обязании ответчика осуществить замену поставленного по государственному контракту  товара ненадлежащего качества, на товар надлежащего качества в соответствии с условиями контракта, а именно: автомобильная шина пневматическая «КАМА-221» 235/70R 16 зимняя в количестве 232 штуки, подлежит удовлетворению. При этом, поскольку  контрактом определен адрес поставки товара: г.Хабаровск, пер.Целинный, замена товара  подлежит осуществлению по указанному адресу.

Требование истца об обязании заменить товар ненадлежащего качества по адресам нахождения  его балансодержателей, перечисленных в исковом заявлении, не основано на положениях главы 30 ГК РФ и условиях контракта, а потому в указанной части отклоняется апелляционным судом.

С учетом изложенного апелляционная жалоба ФКУ «ДВЦМТО Росгвардии»  подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.05.2022 по настоящему делу - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований истца.

Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относится на ответчика и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от  11.05.2022 по делу № А73-1479/2022 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

Иск удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Главный партнер» (ИНН 2720056970) осуществить замену  поставленного по государственному контракту № ИГК 2021180103762002720056970/376 от 28.12.2020 товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества, а именно:

автомобильная шина пневматическая «КАМА-221» 235/70R 16 зимняя в количестве 232 штуки на складе заказчика по адресу: г.Хабаровск, пер.Целинный, 41.

            Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Главный партнер» в доход федерального бюджета 9 000 руб. государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

И.Е. Пичинина

Судьи

Е.В. Гричановская

Т.Д. Козлова