Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-2995/2010
06 августа 2010 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2010 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гричановской Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор: Каплунова Е.И., удостоверение ТО № 090920 от 08.05.2009;
от краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии»: представитель ФИО1 по дов. от 09.06.2010 № 2
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора
на решение от 06 мая 2010 года
по делу № А73-3097/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора
о привлечении краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии», предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 06.05.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения.
Не согласившись с решением суда, прокурор обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку, по мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права.
В судебном заседании прокурор настаивала на доводах заявленной жалобы. Просила решение суда отменить.
Представитель предприятия в судебном заседании возражала против доводов жалобы. Просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой 18.03.2010 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении КГУП «Хабаровские авиалинии» по признакам части 3 статьи 14.1 КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что выразилось в отсутствии сертификата соответствия на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Херпучи в связи с истечением срока действия ранее выданного сертификата № 2051070077.
В связи с тем, что рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ статьей 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции арбитражного суда, прокурор обратился с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях предприятия признаков правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с тем, что указанные виды деятельности являются различными видами деятельности, один из которых подлежит лицензированию, а другой сертификации. Истечение срока действия сертификата соответствия на поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов в одном из аэропортов предприятия не может препятствовать в осуществлении деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и грузов при наличии у лицензиата сертификата эксплуатанта, полученного в установленном порядке.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности апелляционной жалобы и необходимости отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что обязательной сертификации подлежат юридические лица – разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
Приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 24.04.2000 № 98 введены в действие обязательные к применению для предприятий и организаций всех видов собственности федеральные авиационные правила (далее - ФАП) «Сертификация аэропортов. Процедуры», в соответствии с которыми полеты поисковых и аварийно-спасательных работ, как вид аэропортовой деятельности подлежит обязательной сертификации.
Следовательно, эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия невозможна.
Из материалов дела следует, что КГУП «Хабаровские авиалинии» является юридическим лицом, основными видами деятельности которого являются: авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты; авиационные работы для нужд государства, предприятий, населения, иных заказчиков; аэропортовая деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы).
Пункт 2.4. Устава устанавливает право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у предприятия с момента получения или, в указанный в ней срок, и прекращается по истечении ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для осуществления деятельности по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов КГУП «Хабаровские авиалинии» получены лицензии от 26.05.2008 №№ ПП 0184, ПП 0185.
Приложения к указанным лицензиям предусматривают виды деятельности в разрешенные для полетов регионы и аэропорты в соответствии с частью (С) эксплуатационных спецификаций Сертификата эксплуатанта одной из которых является подтверждение возможности предприятия обеспечить полеты поисковыми и аварийно-спасательными работами.
Часть С эксплуатационных спецификаций определяет право КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществлять полеты и в аэропорт Херпучи.
У предприятия имеется действующий сертификат эксплуатанта № 459, которым удостоверяется, что предприятие признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Концепции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, и способен осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата.
КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществляет аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы). Для этого предприятием 25.10.2007 получен сертификат соответствия № 20510701177 в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Сфера деятельности данного сертификата – поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Херпучи, а именно: поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; противопожарное обеспечение полетов.
В соответствии со статьей 90 ВК РФ аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районах аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта, то есть, в случае авиационного события на аэродроме Аян или в его районах указанный вид работ должен быть осуществлен силами филиала «Аэропорт Аян» КГУП «Хабаровские авиалинии».
Срок действия сертификата соответствия № 2051071177 аэропорта Херпучи закончен 25.10.2009, следовательно, аварийно-спасательные работы филиалом осуществляться не могут, соответственно обеспечить полеты, как своих воздушных судов, так и воздушных судов стороннего эксплуатанта предприятие также не может. Данное обстоятельство нарушает требования ст. 11-12 федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам гражданской авиации. Процедуры сертификации» (утверждены приказом Минтранса России от 04 февраля 2003 года № 11).
Однако за период с 01.10.2009 по 10.03.2010 в аэропорт в аэропорт Херпучи совершено 10 рейсов.
Суд апелляционной инстанции поддерживает доводы прокуратуры о том, что соблюдение сертификационных требований и условий является основной составляющей лицензирования, то есть, для получения лицензии эксплуатантом необходимо представить сертификаты соответствия на все объекты предприятия и все виды работ, что и было сделано предприятием при получении лицензии.
Доводы предприятия о том, что деятельность по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов лицензированию не подлежит, поэтому отсутствие сертификата соответствия не образует состав административного правонарушения, а значит предприятие не может быть привлечено к административной ответственности, апелляционный суд считает необоснованным.
Материалами дела подтверждается, факт деятельности предприятия без сертификата соответствия, следовательно, оно обязано нести ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, поскольку к моменту рассмотрения заявления в апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 06 мая 2010 года по делу № А73-3097/2010 отменить.
Николаевскому-на-Амуре транспортному прокурору в удовлетворении требования о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий | А.И. Михайлова |
Судьи | Е.В. Гричановская |
Е.И. Сапрыкина |