ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3003/2010 от 30.07.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3003/2010

30 июля 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен июля 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Швец Е.А.

судей                                       Балинской И.И., Гричановской Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потемкиной Н.И.,

при участии  в заседании:

от Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры: старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора Каплунова Елена Ивановна;

от Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии»: ФИО1, представитель по доверенности № 1 от 11.01.2010 года; ФИО2, представитель по доверенности № 2 09.06.2010 года;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры

на решениеот  14.05.2010

по делу № А73-3099/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Мильчиной И.А.

по заявлению Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры

к Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии»

о  привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура (далее - прокуратура)  обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии», предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований.

Решением суда от 14.05.2010 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с судебным актом, прокуратура обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

В судебном заседании представитель прокуратуры, настаивал на доводах, изложенных в жалобе.

Представители предприятия в отзыве на апелляционную жалобу, в судебном заседании решение суда первой инстанции предлагали оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления общего надзора за исполнением воздушного законодательствам Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой выявлен  факт осуществления КГУП «Хабаровские авиалинии» предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившемуся в осуществлении авиапредприятием полетов в аэропорт Аян с истекшим сроком действия сертификата соответствия указанного аэропорта, в связи с чем 18.03.2010 прокуратурой в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратура обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленные прокуратурой нарушения не подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, так как деятельность в аэропорту является самостоятельным видом деятельности и осуществляется не в рамках лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров и грузов, кроме того прокуратура не доказала осуществление предприятием полетов в аэропорт Аян.

Вместе с тем апелляционный суд считает, что арбитражный суд пришел к ошибочным выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) установлено, что обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.

Приказом федеральной службы воздушного транспорта России № 98 от 24 апреля 2000 года введены в действие обязательные к применению для предприятий и организаций всех видов собственности федеральные авиационные правила (далее ФАП) «Сертификация аэропортов. Процедуры».

Анализируя указанные правила, суд пришел к выводу о необходимости сертификации полетов поисковых и аварийно-спасательных работ, как вида аэропортовой деятельности и об исключении эксплуатации аэропорта без действующего сертификата соответствия.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что «Хабаровские авиалинии», является юридическим лицом основными видами деятельности предприятия являются: авиационные перевозки пассажиров, грузов и почты; авиационные работы для нужд государства, предприятий, населения, иных заказчиков; аэропортовая  деятельность, связанная с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы).

Пункт 2.4. Устава устанавливает право предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение – лицензия, возникает у предприятия с момента получения или, в указанный в ней срок, и прекращается по истечении ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для осуществления деятельности по осуществлению перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов КГУП «Хабаровские авиалинии» получены лицензии от 26.05.2008 №№ ПП 0184, ПП 0185.

Приложения к указанным лицензиям предусматривают виды деятельности в разрешенные для полетов регионы и аэропорты в соответствии с частью (С) эксплуатационных спецификаций Сертификата эксплуатанта одной из которых является подтверждение возможности предприятия обеспечить полеты поисковыми и аварийно-спасательными работами.

Часть С эксплуатационных спецификаций определяет право КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществлять полеты и в аэропорт Аян.

У предприятия имеется действующий сертификат эксплуатанта                  № 459, которым удостоверяется, что предприятие признано соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и положениям Чикагской Концепции о международной гражданской авиации, регламентирующим сертификацию эксплуатантов в гражданской авиации, и способен осуществлять коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата.

КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществляет аэропортовую  деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов, продажа авиабилетов (в т.ч. на собственные рейсы). Для этого  предприятием 25.10.2007 получен сертификат соответствия № 20510701176 в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Сфера деятельности данного сертификата – поисковое и аварийно-спасательное обеспечение в аэропорту Аян, а именно: поисково-спасательное обеспечение полетов; аварийно-спасательное обеспечение полетов; противопожарное обеспечение полетов.

В соответствии со статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районах аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта, то есть, в случае авиационного события на аэродроме Аян или в его районах указанный вид работ должен быть осуществлен силами филиала «Аэропорт Аян» КГУП «Хабаровские авиалинии».

Срок действия сертификата соответствия № 2051071176 аэропорта Аян закончен 25 октября 2009 года, следовательно, аварийно-спасательные работы филиалом осуществляться не могут, соответственно обеспечить полеты, как своих воздушных судов, так и воздушных судов стороннего эксплуатанта предприятие также не может. Данное обстоятельство нарушает требования ст. 11-12 федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам гражданской авиации. Процедуры сертификации» (утверждены приказом Минтранса России от 04 февраля 2003 года № 11).

Однако, как следует из письма КГУП «Хабаровские авиалинии» от 19.03.2010  с 01 октября 2009 года по 1 марта 2010 года в аэропорт Аян осуществлено 56 самолето-вылетов.

Суд апелляционной инстанции поддерживает доводы прокуратуры о том, что аэропорт является зоной повышенной опасности и от надлежащего контроля соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего деятельность аэропортов, зависит безопасность полетов.

Кроме этого, соблюдение сертификационных требований и условий является основной составляющей лицензирования, то есть, для получения лицензии эксплуатантом необходимо представить сертификаты соответствия на все объекты предприятия и все виды работ, что и было сделано предприятием при получении лицензии.

Доводы предприятия, поддержанные судом первой инстанции, о том, что деятельность по поисковому, аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов лицензированию не подлежит,  поэтому отсутствие сертификата соответствия не образует состав административного правонарушения, значит предприятие не может быть привлечено к административной ответственности, апелляционный суд считает необоснованным.

Материалами дела подтверждается, факт деятельности предприятия без сертификата соответствия, следовательно, оно обязано нести ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, поскольку к моменту рассмотрения заявления в апелляционной инстанции трехмесячный срок давности привлечения предприятия к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 мая 2010 года по делу № А73-3099/2010 отменить.

Николаевскому-на-Амуре транспортному прокурору в удовлетворении заявления о привлечении Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий

Е.А. Швец

Судьи

И.И. Балинская

Е.В. Гричановская