Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3038/2010
29 июля 2010 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2010 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булавиной М.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Юрискон»: представитель ФИО1 по дов. от 01.03.2010 б/н;
от администрации города Хабаровска: представитель ФИО2 по дов. от 07.05.2010 № 1.1.21-109;
от Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска : представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 09 июня 2010 года
по делу № А73-3543/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юрискон»
о признании недействительным решения Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, выраженного в письме № 01-48/623 от 28.01.2010 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения временной движимой вещи - площадки для складирования в <...> и обязании утвердить схему расположения границ указанного земельного участка
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Юрискон» (далее – ООО «Юрискон», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, выраженного в письме № 01-48/623 от 28.01.2010 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения временной движимой вещи - площадки для складирования в <...> и обязании утвердить схему расположения границ указанного земельного участка.
Определением суда от 16.04.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Хабаровска.
Решением суда от 09.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права.
В судебном заседании представитель администрации города Хабаровска настаивал на доводах заявленной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании поддержала позицию представленного отзыва. Просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовал.
Заслушав представителей общества, администрации города Хабаровска, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Постановлением мэра города Хабаровска от 26.01.2009 № 221 ООО «Юрискон» разрешен выбор земельного участка для размещения временной движимой вещи – площадки для складирования материалов в Железнодорожном районе, на основании которого согласован Акт выбора земельного участка, подписанный членами комиссии в составе уполномоченных лиц, в том числе представителем Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска.
28.05.2009 ООО «Юрискон» обратилось в Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка к акту выбора земельного участка для размещения временной движимой вещи, приложив все имеющие у общества документы.
Письмом от 15.06.2009 Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска сообщил, что в соответствии с правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденными решением Хабаровской городской думы от 23.09.2008 № 667 испрашиваемый земельный участок входит в границы зоны К-1 «Зона складирования и оптовой торговли», в которой размещение движимых вещей испрашиваемого назначения не предусматривается. В настоящее время департаментом проводятся работы по внесению изменений в правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, в которых вопрос размещения объекта испрашиваемого назначения в зоне К-1 будет учтен. В связи с обозначенным, к вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка возможно будет после внесения изменений в правила землепользования и застройки в городе Хабаровске.
На обращение от 28.09.2009 общество получило аналогичный ответ.
На обращение от 19.01.2010 Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска сообщил, что в соответствии с постановлением администрации города Хабаровска от 01.12.2009 г. № 4296 срок дооформления документов по представлению земельных участков для размещения движимых вещей (по ранее принятому порядку) истек 31.12.2009.
Не согласившись с действиями департамента по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из нарушений органами местного самоуправления норм земельного законодательства.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован положениями статей 30, 31 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом обществом земельном участке предполагается размещение объекта - площадка для складирования материалов в Железнодорожном районе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, обозначение объекта, на испрашиваемом земельном участке, не может относиться к понятию объекта капитального строительства, поскольку является временной постройкой, не предполагающей её постоянное размещение в определенном месте и её размещение на определенной территории не предполагает её строительство по смыслу пунктов 10 и 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Более того, строительство капитального объекта предполагает обязательное оформление иных документов, в частности, разрешения на строительство объекта, предусмотренного статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопросы предоставления земельного участка для целей строительства капитального объекта осуществляется структурным подразделением Хабаровского края, которым в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 28.04.2007 № 85-пр «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленным для целей, связанных со строительством, на территории городского округа «Город Хабаровск» является Министерство строительства Хабаровского края.
Вместе тем, в соответствии с Законом Хабаровского края от 27.06.2007 № 125 «О наделении органов местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск» отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск» и Положением, утвержденным распоряжением мэра города Хабаровска от 07.04.2006 № 896-р, вопросы предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством объектов находятся в ведении Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска, являющимся структурным подразделением Администрации города.
В силу пункта 2 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 указанной статьи указано, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, обязанность Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска обеспечить по заявлению заинтересованного лица в месячный срок изготовление проекта границ земельного участка, утвердить и направить заявителю является обязательной в силу прямого указания закона.
Между тем, департамент, отказывая ООО «Юрискон» в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения некапитального объекта - площадки для складирования материалов, в письмах от 15.06.2009, от 02.10.2009 ссылается на то обстоятельство, что размещение подобного объекта некапитального назначения в территориальной зоне К-1 «Зона складирования и оптовой торговли» испрашиваемого земельного участка невозможно.
Решением Хабаровской городской думы от 23.09.2008 года № 667 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 № 211» (далее – Правила) определены территориальные зоны, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4 статьи 1 Правил, решения по землепользованию и застройке принимаются на основе градостроительных регламентов (глава 3 настоящих Правил), установленных в пределах соответствующих территориальных зон, обозначенных на карте градостроительного зонирования (статья 7 настоящих Правил), действие которых распространяется в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки и объекты капитального строительства независимо от форм собственности.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 8.4.1. пункта 8.4 статьи 1 Правил К-1 - зона складирования и оптовой торговли, которая выделена для обеспечения правовых условий использования земельных участков и объектов капитального строительства для размещения объектов складирования и распределения товаров. В данную зону включены склады, базы, автостоянки, магазины и объекты обслуживания, а также предприятия, предоставляющие отдельные виды производственных услуг.
В территориальной зоне К-1 - зона складирования и оптовой торговли устанавливаются различные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе, размещение объектов складского назначения (различного профиля) (подпункт 20.1.11 пункта 20 статьи 10 Правил).
Пунктом 1 статьи 12 Правил установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства могут устанавливаться в зонах с особыми условиями использования территорий: санитарные, защитные, санитарно-защитные, шумовые зоны; зоны санитарной охраны; зоны особо охраняемых природных территорий; зоны охраны объектов культурного наследия; водоохранные зоны и зоны прибрежных защитных полос водных объектов; зоны залегания полезных ископаемых; зоны, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного (в том числе зоны подтопления, затопления) и техногенного характера; зоны чрезвычайных экологических ситуаций; иные зоны, установленные в соответствии с законодательством.
Пунктом 2 указанной статьи на карте зон с особыми условиями использования территории (статья 8 настоящих Правил) выделены следующие зоны: санитарные, защитные, санитарно-защитные, шумовые зоны; зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (река Амур, Амурская протока); зона особо охраняемых природных территорий; зона затопления 1% обеспеченности; водоохранные зоны;прибрежные защитные полосы.
Границы зон с особыми условиями использования территорий отображены в соответствии с генеральным планом города Хабаровска и документацией по планировке территорий.
Между тем, испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне К-1 - зона складирования и оптовой торговли, в которой могут располагаться конкретно определенные объекты капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка данной территориальной зоны.
При этом ограничений по размещению в зоне К-1, не относящейся в силу статьи 12 Правил к зоне с особыми условиями использования территорий, объектов некапитального строительства - площадки для складирования, законодательством не установлено.
Таким образом, выводы департамента о не возможности размещения в данной зоне объекта некапитального строительства - площадки для складирования являются необоснованными.
Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка, Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска сослался на истечение срока дооформления документов по ранее принятому порядку в связи с принятием постановления мэра города Хабаровска от 02.12.2009 № 4296 «О внесении изменений в постановление мэра города Хабаровска от 28.08.2009 № 3101 «Об утверждении Положения о движимых вещах и местах временного хранения автотранспорта на территории городского округа «Город Хабаровск», которым срок дооформления документов был установлен до 31.12.2009.
Вместе с тем, претензий к комплектности представленных обществом документов для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка не имелось, департаментом в качестве оснований не указывалось на дооформление или неверное оформление представленных документов.
Кроме того, ООО «Юрискон» разрешен выбор земельного участка для размещения объекта - площадки для складирования, который не относится ни к одному из понятий о движимых вещах, размещение которых осуществляется в порядке пункта 1.2 Положение от 28.08.2009 № 3101.
Учитывая, что администрацией города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска нарушены нормы земельного законодательства по рассмотрению вопроса об утверждении схемы испрашиваемого ООО «Юрискон» земельного участка, судом первой инстанции правомерно признан незаконным отказ органа местного самоуправления в утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка.
Подлежит отклонению довод заявителя жалобы о неправомерном взыскании с него судебных расходов.
Статьей 102 АПК РФ установлено, что государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и размерах, которые установлены федеральным законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек.
Согласно пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как видно из материалов дела, ООО «Юрискон» при обращении с заявлением в арбитражный суд Хабаровского края оплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. при подаче заявления.
Решением суда требования общества удовлетворены.
Следовательно, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат взысканию с органа местного самоуправления.
Доводы заявителя жалобы о том, что он имеет льготу по уплате государственной пошлины, предусмотренную статьями 105 АПК РФ и подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1.1 частим 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Между тем, в данном случае с администрации города Хабаровска взыскивается не государственная пошлина, а судебные расходы по ее уплате, понесенные обществом в связи с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд при удовлетворении его требований.
Пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления, иных органов) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Следовательно, поскольку процессуальным законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне, в пользу которой принят судебный акт, подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, в соответствии с которым уплаченная заявителем государственная пошлина при удовлетворении его требований взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления, иного органа) как с проигравшей стороны по делу.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции о взыскании с администрации города Хабаровска в пользу ООО «Юрискон» государственной пошлины в сумме 2000 руб. является законным, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, решение суда оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 июня 2010 года по делу № А73-3543/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий | А.И. Михайлова |
Судьи | Е.В. Гричановская |
Е.А. Швец |