ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3066/2010 от 04.08.2014 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 06АП-3066/2010

4 августа  2014 года                                           г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 августа 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:

от заявителя: Клейменова Е.А., представителя по  доверенности от 17.03.2010

от УФК по Хабаровскому краю: Федорова А.В. по  доверенности от 15.03.2010

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

на решение от 26.05.2010
по делу № А73-4225/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Т.И. Чакова Т.И.
по заявлению Федерального государственного учреждения «Дальневосточное окружное управление материально-технического и военного снабжения МВД России»

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю

о признании незаконными действий по зачислению денежных средств без права расходования и о восстановлении  нарушенных прав

Федеральное государственное учреждение - «Дальневосточное окружное управление материально-технического и военного снабжения МВД России» (далее – ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее – УФК по Хабаровскому краю) по зачислению денежных средств, получаемых от реализации высвобождаемого движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России на лицевой счет 03221389910 со статусом «без права расходования» и обязании принять к исполнению платежные документы по перечислению ООО «Центр развития инвестиций» денежных средств в размере 50 000 руб. и ООО «Равиаль» в размере               45 936 руб. 82 коп.

Решением суда от 26.05.2010 требования ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России» удовлетворены: оспариваемые действия УФК по Хабаровскому краю признаны незаконными, на указанное лицо возложена обязанность принять к исполнению платежные документы по перечислению ООО «Центр развития инвестиций» денежных средств в размере 50 000 руб. и ООО «Равиаль» в размере 45 936 руб. 82 коп. Кроме того, с УФК по Хабаровскому краю в пользу заявителя взысканы судебные расходы в сумме 2 000 руб.

Не согласившись с решением суда, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Доводы апеллянта сводятся к тому, что нормативный акт, устанавливающий направление использования средств от приносящей доход деятельности, утратил юридическую силу, следовательно, бюджетное учреждение не вправе использовать средства от приносящей доход деятельности на заявленные им цели.

В письменном отзыве на жалобу ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России» выразило согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным. По мнению учреждения, право использовать средства от приносящей доход деятельности закреплено в статье 6 Федерального закона от 02.12.209 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012  годов».

Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, а представитель учреждения, считая их необоснованными, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Указом Президента РФ № 1205  разрешено реализовывать морально устаревшее, не используемое по назначению и не нашедшее применения, а также снятое с эксплуатации движимое имущество, находящееся в оперативном управлении органов МВД.

Перечень высвобождаемого движимого имущества, находящегося в оперативном управлении  органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД РФ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2003 № 231.

Порядок реализации высвобождаемого движимого имущества установлен  Приказом МВД России от 05.12.2006 № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России».

Согласно пункту 5 Инструкции о порядке реализации высвобождаемого имущества, находящегося  в оперативном управлении  органов внутренних  дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России, порядке снятия  с реализации этого  имущества  и его  дальнейшего  использования,  (в ред. Приказа МВД РФ от 21.08.2008 № 736) реализация высвобождаемого движимого имущества осуществляется уполномоченными организациями МВД России в соответствии с утвержденными планами продажи высвобождаемого движимого имущества через организацию-продавца, отбираемую на конкурсной основе. Зачисление средств от продажи движимого имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом МВД России от 05.12.2006 № 992 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов внутренних дел, учреждений и казенных предприятий, входящих в систему МВД России» ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России» является в отношении указанного имущества уполномоченной организацией.

Во исполнение указанного приказа ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России» заключило государственные контракты:  

- № 77 от 23.04.2009 с ООО «Центр развития инвестиций» на оказание услуг по оценке движимого имущества, находящегося в оперативном управлении у заявителя, УВД по Хабаровскому краю и УВД по Еврейской автономной области,

- № 23 от 12.02.2010 с ООО «Равиал» на оказание услуги по подбору покупателей указанного высвобождаемого движимого имущества.

В рамках исполнения указанных контрактов ФГУ «ДВ ОУМТ иВС МВД России» заключило с ООО «Рабочая одежда» договоры купли-продажи высвобождаемого имущества на общую сумму 656 240,36 руб.

По сообщению УФК по Хабаровскому краю от 16.03.2010 средства, поступившие от ООО «Рабочая одежда» 25.02.2010 по платежным поручениям № 131 и № 132, в размере  2 100 руб. и 588 327,34 руб. зачислены  на лицевой счет ФГУ «ДВ ОУМТ иВС МВД России» без права расходования.

Основанием для такого зачисления послужил статус денежных средств как средств, поступивших от реализации высвобождаемого военного имущества, в соответствии с дополнением к Разрешению от 08.05.2008 №188056/16/170.С учетом того, что нормативно-правовой акт использования средств Федеральный закон РФ от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»  в 2009 году утратил силу, денежные средства зачислены на лицевой счет без права расходования.

По мнению ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России», указанные действия УФК по Хабаровскому краю препятствуют  заявителю произвести расчет  с ООО «Центр развития инвестиций» на сумму 50 000 руб. и с  ООО «Равиаль» на сумму  45 936 руб. 82 коп.

В связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции посчитал оспариваемые действия незаконными, руководствуясь следующим.

Статьей 41 Бюджетного кодекса РФ определено, что к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности.

В соответствии с пунктом 3 части 11 статьи 5 Федерального закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» до дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от приносящей доход деятельности на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (муниципальные правовые акты), положения устава бюджетного учреждения.

Согласно пункту 4 части 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.

Операции со средствами, полученными федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, регулируются Порядком осуществления федеральным бюджетным учреждением операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 88н (далее - Порядок).

Данным порядком установлено, что средства от приносящей доход деятельности, полученные федеральными бюджетными учреждениями в валюте Российской Федерации, подлежат зачислению на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России (кредитных организациях), с отражением их на лицевом счете получателя бюджетных средств.

В силу пункта 2.1 Порядка генеральное разрешение главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями, в котором указываются нормативные правовые акты Российской Федерации, а также положения уставов учреждений, устанавливающие источники образования и направления использования средств от приносящей доход деятельности, получаемых учреждениями (далее - Генеральное разрешение), оформляется главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель) в порядке, установленном пунктами 2.2 - 2.7, 6.2 настоящего Порядка.

Как следует из материалов дела, в УФК по Хабаровскому краю заявителю открыт  лицевой счет получателя средств федерального  бюджета с разделом для учета операций по приносящей доход деятельности  на основании генерального разрешения от 06.10.2001 № 188056, выданного Центром ресурсного обеспечения, конкурсов и маркетинга МВД России.

В дополнении к разрешению от 08.05.2008 № 188056/16/170 Главным распорядителем средств – Главным центром обеспечения ресурсами Министерства внутренних дел Российской Федерации правовым основанием для формирования источников образования и определения направлений использования внебюджетных средств был установлен Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

В качестве источников формирования средств от приносящей доход деятельности указаны средства, поступающие получателям средств федерального бюджета, находящимся в ведении МВД России, от реализации  высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, находящегося в оперативном управлении указанных получателей средств федерального бюджета, от реализации продукции военного назначения из наличия МВД России, при осуществлении военно-технического сотрудничества, от реализации в установленном порядке земельных участков, предоставленных для нужд обороны.

Указанные средства после уплаты налогов, сборов, иных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и возмещения расходов по оформлению правоустанавливающих документов на высвобождаемое недвижимое военное имущество и земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности, затрат, связанных с реализацией высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества, с подготовкой и поставкой на экспорт продукции военного назначения и оказанием услуг при осуществлении военно-технического сотрудничества, с осуществлением мероприятий по оценке их стоимости,  подлежат перечислению соответствующими получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении МВД России на лицевой счет МВД России по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, для последующего перечисления указанных средств в доход федерального бюджета (пункт 15).

По мнению финансового органа, поскольку в дополнении к разрешению от 08.05.2008 № 188056/16/170 главным распорядителем средств правовым основанием для формирования источников образования и определения направлений использования внебюджетных средств установлен Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», не действующий в 2009  году, денежные средства учреждения стали зачисляться на лицевой счет без права расходования.

Между тем, финансовым органом не учтено следующее.

Согласно пункту 4.2 Порядка в случае, если указанный в платежном поручении источник средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности, орган Федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет получателя бюджетных средств без права ее расходования.

Анализируя указанную норму, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что зачисление сумм поступлений на лицевой счет учреждения без права ее расходования возможно только в случае отсутствия в платежном документе ссылки на источник образования внебюджетных средств или не соответствия источникам, отраженным в разрешении.

Материалами дела подтверждается, что денежные средства, оплачиваемые платежными поручениями, поступили с назначением платежа «пункт 15 разрешения №188056 от 06.10.2001 за реализацию высвобождаемого военного имущества», что соответствует источнику образования средств от приносящей доход деятельности, отраженному в разрешении.

На момент оформления платежных поручений разрешение №188056 от 06.10.2001 действовало, не было отменено, следовательно, платежные документы учреждения имеют ссылку на источник образования и соответствуют источнику, обозначенному в разрешении.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой  инстанции  о незаконности  оспариваемых  действий УФК по Хабаровскому краю по зачислению спорных денежных средств  на лицевой счет их получателя без права расходования.

Доводы УФК по Хабаровскому краю о том, что источник образования средств недействителен, поскольку нормативно-правовой акт, на который имеется  ссылка в разрешении, утратил силу, апелляционный суд считает ошибочными.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Пунктом 2.11 Порядка установлено, что главные распорядители в двадцатидневный срок со дня введения в действие нормативных правовых актов, упраздняющих или устанавливающих источники образования и (или) направления использования средств от приносящей доход деятельности, оформляют Дополнение к Генеральному разрешению на осуществление приносящей доход деятельности по форме согласно Приложению № 4 к настоящему Порядку и представляют его на рассмотрение в Министерство финансов РФ.

В генеральное разрешение в соответствии с пунктом не вносилось  изменений относительно нормативно-правового акта - Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Вместе с тем, с учетом положений пункта 4.2 Порядка у финансового  органа отсутствовали основания  для зачисления спорных денежных средств  на лицевой счет их получателя без права расходования, поскольку указанный в платежных документах источник образования внебюджетных средств соответствовал источникам, отраженным в разрешении.

Статьей 6 Федерального закона РФ №308-ФЗ от 02.12.2009 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусмотрены аналогичные нормы в части расходования средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, на соответствующий финансовый год, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ.

Невнесение в генеральное разрешение изменений относительно нормативно-правового акта основанием для зачисления спорных денежных средств на лицевой счет их получателя без права расходования не является.

При таких обстоятельствах, требования ФГУ «ДВ ОУМТ и ВС МВД России» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому апелляционная жалоба отклоняется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

                                    П О С Т А Н О В И Л:


    решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2010 по делу № А73-4225/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.


Председательствующий   Е.В.Гричановская

Судьи                  А.И.Михайлова

                                                                                             Е.И.Сапрыкина