Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражный суд апелляционной инстанции
г. Хабаровск 06АП-А37/2008-2/3071
24 сентября 2008 года
Резолютивная часть оглашена 18 сентября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 24 сентября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Капустиной Л.В.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явился на основании доверенности от 27.05.2008 б/н представитель – ФИО1;
от мэрии явился на основании доверенности от 06.06.2008 № 20/40-1722 представитель – ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу мэрии города Магадана на решение Арбитражного суда Магаданской области от 21.07.2008
по делу № А37-658/2008-2, принятое судьей Скороходовой В.В.
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» об оспаривании постановления мэрии города Магадана от 20.02.2008 № 350 об организации обеспечения электрической энергией населения муниципального образования «Город Магадан», проживающего в населенном пункте Старый Уптар
УСТАНОВИЛ :
открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее – заявитель, ОАО «Магаданэнерго») обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными пункта 1, подпункта 4.1, пункта 5 постановления мэрии города Магадана от 20.02.2008 № 350 об организации обеспечения электрической энергией населения муниципального образования «Город Магадан», проживающего в населенном пункте Старый Уптар.
Право на обращение с соответствующим заявлением ОАО «Магаданэнерго» обусловлено тем, что постановление не соответствует статье 1, статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и незаконно возлагает на ОАО «Магаданэнерго» обязанности по обслуживанию электросетевого хозяйства.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.07.2008 по делу № А37-658/2008-2 признаны недействительными пункт 1, пункт 5 постановления мэра города Магадана от 20.02.2008 № 350. В удовлетворении остальной части требований отказано. С мэрии города Магадана в пользу заявителя взысканы расходы по уплате государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Признавая недействительными пункты 1, 5 постановления арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что они приняты органом местного самоуправления с нарушением установленных статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовых принципов («автономии воли», «собственного интереса», «имущественной самостоятельности участников»), без учета нормативных актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, а также незаконно возлагают на заявителя обязанности по обеспечению электроснабжением нанимателей и собственников жилых помещений населенного пункта Старый Уптар, обследованию и содержанию не принадлежащих ОАО «Магаданэнерго» объектов электросетевого хозяйства, чем создают препятствия для осуществления заявителем предпринимательской деятельности. Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным подпункта 4.1 пункта 4 постановления арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что он не носит обязательного характера и не нарушает прав заявителя.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, мэрия города Магадана обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 21.07.2008 по делу № А37-658/2008-2 отменить в части, в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 1, 5 постановления от 20.02.2008 № 350 отказать ввиду неправильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель мэрии города Магадана поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель заявителя просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
ОАО «Магаданэнерго» в соответствии с решением Департамента по регулированию энергетики, транспорта и связи администрации Магаданской области от 25.10.2006 № 1-РГП является гарантирующим поставщиком.
20.02.2008 мэрией города Магадана принято постановление № 350 об организации обеспечения электрической энергией населения муниципального образования «Город Магадана», проживающего в населенном пункте Старый Уптар которым на заявителя возложены обязанности по обеспечению бесперебойного снабжения нанимателей и собственников жилых помещений населенного пункта Старый Уптар электрической энергией в соответствии с требованиями действующего законодательства (подпункт 1.1 пункта 1). Подпунктом 1.2. пункта 1 постановления возложена обязанность по проведению совместно с департаментом строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана и департаментом жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии города Магадана обследованию объектов электросетевого хозяйства, находящихся в населенном пункте Старый Уптар, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен. Подпунктом 1.3. пункта 1 постановления возложена обязанность по предоставлению в департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана сметы на ремонт объектов электросетевого хозяйства, находящихся в населенном пункте Старый Уптар, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен. Подпунктом 4.1. пункта 4 постановления на Комитет по управлению муниципальным умуществом города Магадана (ФИО3) возложена обязанность по передаче в безвозмездное пользование ОАО «Магаданэнерго» подстанции ПТП-400, расположенной в населенном пункте Старый Уптар. Пунктом 5 постановления ОАО «Магаданэнерго» определено ответственным за управление объектами электросетевого хозяйства, находящимися в населенном пункте Старый Уптар, и не имеющими собственника или собственник которых неизвестен, до приоретения муниципальным образованием «Город Магадан» права собственности на указанные объекты.
Несогласие заявителя с пунктом 1, подпунктом 4.1 пункта 4, пунктом 5 постановления от 20.02.2008 № 350 послужило основанием для обращения в суд с заявлением по настоящему делу.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из оспариваемого ненормативного правового акта постановление от 20.02.2008 № 350 принято мэрией города Магадана в целях реализации обязанностей по обеспечению населения пункта Старый Уптар электрической энергией, возложенных на орган местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Однако под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
В силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация снабжения населения электрической энергией в границах местного самоуправления относится к вопросам местного значения (пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15, пункт 4 части 1 статьи 16). При реализации данных полномочий органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки энергии, связанными с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета, размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. Порядок формирования размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 54).
Иные формы решения вопросов местного значения не установлены.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Исходя из предусмотренных в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» особенностей гарантирующего поставщика следует, что данный институт устанавливает специальный статус энергосбытовой организации (пункт 3 статьи 37, пункт 4 статьи 38).
Для каждого гарантирующего поставщика Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации устанавливаются определенные зоны, в пределах которых он может осуществлять свою деятельность.
Составными элементами данной системы также являются надежная схема электроснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Реализация обязанности гарантирующего поставщика по снабжению электрической энергией осуществляется путем заключения договора купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся потребителем.
На основании пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным. При необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.
Исходя из изложенного, обязанность заявителя по обеспечению электроэнергией потребителей возникает у гарантирующего поставщика в рамках гражданско-правовых отношений, то есть на основании заключения договоров купли-продажи электрической энергии, в связи с чем подпункт 1.1. пункта 1 постановления от 20.02.2008 № 350 правомерно признан судом первой инстанции недействительным.
Статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определены полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены соответствующими полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике:
- контролем за деятельностью гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного энергоснабжения населения;
- установлением сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;
- установлением цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям;
- установлением тарифов на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- установлением тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- согласованием использования водных ресурсов гидроэлектростанций, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
- согласованием размещения объектов электроэнергетики на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
- согласованием решений о присвоении субъектам электроэнергетики статуса гарантирующих поставщиков;
- контролем за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации вправе передавать органам местного самоуправления полномочия на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую от источника тепловой энергии, обеспечивающего снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Постановлением администрации Магаданской области от 19.10.2006 № 379-па «О назначении уполномоченного органа, осуществляющего функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков» полномочия по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, по контролю деятельности гарантирующих поставщиков в части обеспечения надежного электроснабжения населения возложены на департамент цен и тарифов администрации Магаданской области. В порядке статьи 66 АПК РФ мэрией города Магадана не представлены доказательства возложения контрольных функций органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на орган местного самоуправления.
Кроме того, органы местного самоуправления не могут возлагать на гарантирующего поставщика не предусмотренную законодательством об электроэнергетике обязанность по управлению не принадлежащими ему объектами электросетевого хозяйства.
Соответственно подпункты 1.2., 1.3. пункта 1, пункт 5 постановления от 20.02.2008 № 350 обоснованно признаны недействительными судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено в связи с чем апелляционная жалоба органа местного самоуправления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 21 июля 2008 года по делу № А37-658/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий Н.В. Меркулова
Судьи: В.Ф. Карасёв
А.И. Михайлова