ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3083/2014 от 23.07.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3083/2014

30 июля 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2014 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2014 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Песковой Т.Д.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола": ФИО1, представитель по доверенности от 12.02.2014 б/н;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: Кашу Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 № 01-10/2; ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2014 № 01-10/5

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью  "Спецтранс-Ола"

на решение от  17.04.2014

по делу № А37-65/2014

Арбитражного суда Магаданской области

принятое судьей Минеевой А.А.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  "Спецтранс-Ола"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

о признании незаконными решения № 03-10/11-2013 от 09.01.2014 и предписаний от 09.01.2014 № 1, № 2 и № 3,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» (далее – ООО «Спецтранс-Ола», Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее - УФАС по Магаданской области, антимонопольный орган) о признании незаконными решения № 03-10/11-2013 от 09.01.2014 и предписаний от 09.01.2014 № 1, № 2 и № 3.

Определением суда от 14.03.2014 удовлетворено ходатайство общества об уточнении заявленных требований, данное уточнение на основании положений статьи 49 АПК РФ принято судом, общество указало, что  требованиями по настоящему делу являются: признать незаконными решение № 03-10/11-2013 от 09.01.2014 в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6 и предписания от 09.01.2014 № 1, № 2 и № 3.

Решением суда первой инстанции от 17.04.2014 в удовлетворении требований, заявленных ООО «Спецтранс-Ола», отказано в полном объеме.

Не согласившись с судебным актом, ООО «Спецтранс-Ола» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда, с учетом уточнения, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела,   и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заседание суда апелляционной инстанции по ходатайству антимонопольного органа, удовлетворенному судом апелляционной инстанции, проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Спецтранс-Ола» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях на жалобу, просил отменить решение суда   и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Кроме этого, представитель общества отозвал заявление об ознакомлении с материалами дела, датированное 22.07.2014.

Представители антимонопольного органа в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также обоснованность доводов отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» зарегистрировано  качестве юридического лица 14.01.2005 Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области 23.03.2010, ОГРН <***>, ИНН <***>), место нахождения: п.Ола, Олский район, Магаданская область, ул. Мелиораторов, дом 3.

Как установлено судом, 28.11.2013 руководителем УФАС по Магаданской области приказом № 01-12/180 принято решение о возбуждении дела № 03-10/11-2013 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Спецтранс-Ола» пункта 10 части 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, т.1 л. д. 82). Копия данного приказа получена ООО «Спецтранс-Ола» 28.11.2013 (приказ направлен факсом) и 02.12.2013, что подтверждается почтовым уведомлением (т.1 л.д. 83-85).

Определением № 221 от 05.12.2013 (исх. № 01-10/3458 от 05.12.2013) дело № 03-10/11-2013 назначено к рассмотрению на 20.12.2013 в 12 час. 00 мин. (т.1 л.д.86-87), копия которого получена ООО «Спецтранс-Ола» 05.12.2013 (направлено факсом) и 10.12.2013, что подтверждается почтовым уведомлением (т.1 л.д. 88-90).

20.12.2013 по результатам рассмотрения дела Комиссией УФАС по Магаданской области (далее - Комиссия) принято решение по делу № 03-10/11-2013 и объявлена его резолютивная часть. В полном объеме текст решения изготовлен 09.01.2014 (т.1 л.д.92-99).

Из содержания принятого акта усматривается, что  Комиссия решила:

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Спецтранс-Ола», в 2012 году и  в восьми месяцах 2013 года занимало доминирующее положение в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и рынке услуг по захоронению (утилизации) ТБО с долей более 50 %;

2. Признать злоупотреблением доминирующим положением действия ООО «Спецтранс-Ола» по взиманию платы за утилизацию (захоронение) ТБО для категории «население», входящего в тариф по вывозу ТБО, в 2012 году и в восьми месяцах 2013года, в больших размерах, чем установлено Департаментом цен и тарифов администрации Магаданской области, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов лиц, являющихся приобретателями указанной услуги, нарушающие пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Выдать ООО «Спецтранс-Ола» предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего привести тариф по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, входящий в тариф по вывозу ТБО, в 2014 году в соответствие с приказом Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области.

4. Выдать ООО «Спецтранс-Ола» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно, довести до сведения населения поселка Ола Магаданской области, содержание настоящего решения, в частности, сообщить о неправомерности действий ООО «Спецтранс - Ола» по взиманию платы по утилизации (захоронению) ТБО для категории «население», входящего в тариф по вывозу ТБО, в 2012 году и восьми месяцах 2013 года, в больших размерах, чем утверждено Департаментом цен и тарифов Магаданской области, путем размещения информации в центре обслуживания потребителей услуг, сроком на 1 месяц со дня размещения.

5. Выдать ООО «Спецтранс - Ола» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода в размере 1031680рублей (один миллион тридцать одна тысяча шестьсот восемьдесят рублей), полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении ООО «Спецтранс - Ола» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», путем незаконного взимания платы по утилизации (захоронению) ТБО для категории «население», входящего в тариф по вывозу ТБО, в 2012 году и в восьми  месяцах 2013 года в  больших размерах, чем утверждено Департаментом цен и тарифов Магаданской области.

6. В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

На основании данного решения ООО «Спецтранс - Ола» УФАС по Магаданской области выданы соответствующие предписания № 1, № 2, № 3 от 09.01.2014.

Факт получения ООО «Спецтранс - Ола» копий данного решения и предписаний УФАС по Магаданской области 28.03.2013 подтверждается копией почтового уведомления.

ООО «Спецтранс - Ола», не согласишись с вынесенными УФАС по Магаданской области  пунктами 2, 3, 4, 5, 6 решения от 09.01.2014 по делу № 03-10/11-2013 (исх. № 01-10/17) и предписаниями № 1, № 2, № 3 от 09.01.2014 в полном объеме, обратилось в арбитражный  суд с соответствующим заявлением о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 65 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом, как следует из пункта 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган, принявший данное решение.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), целями данного федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу статьи 4 Закона о конкуренции, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (подпункт 7 части 1).

Согласно статье 22 Закона о конкуренции, пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС от 26.01.2011 № 30, территориальный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Пунктом 11 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции определены полномочия антимонопольного органа, в соответствии с которыми он проводит проверки соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и иными организациями, органами власти, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, выдает хозяйствующим субъектам и органам власти обязательные для исполнения предписания.

В соответствии с требованиями статьи 39 Закона о конкуренции, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно части 2 статьи 39 Закона о конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС от 26.01.2011 № 30 Территориальный антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Согласно пункту 4.3 указанного Положения Территориальный орган ФАС России устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

В пункте 5.1 Положения о Территориальном органе определено, что УФАС имеет право рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о естественных монополиях, принимать по ним решения и давать обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Устава одними из основных видов деятельности ООО «Спецтранс - Ола» являются: услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги.

Как установлено судом первой инстанции,  основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Спецтранс-Ола» явилось поступление в УФАС по Магаданской области 27.08.2013 заявления жителей поселка Ола, проживающих в многоквартирном доме № 2 по переулку Ольский (вх.03/2281от 27.08.2013, т.1 л.д. 72-73), указывающее на признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в применении ООО «Спецтранс - Ола» тарифов по утилизации (захоронению) ТБО для категории «население», входящих в тарифы по вывозу ТБО в 2012 году и в восьми месяцах 2013 года в больших размерах, чем утверждено Департаментом цен и тарифов Магаданской области.

Кроме этого, судом из объяснений представителя антимонопольного органа установлено, что  в ходе рассмотрения УФАС по Магаданской области данного заявления поступило информационное письмо Прокуратуры Магаданской области, также указывающее на нарушение обществом антимонопольного законодательства.

В пункте 1 части 2 статьи 1 Федерального Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию. В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Регулирование тарифа на услугу по утилизации ТБО, оказываемую потребителям в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области ООО «Спецтранс-Ола», осуществляется Департаментом цен и тарифов Администрации Магаданской области (далее - Департамент).

Как установлено судом из заключения Департамента «Об установлении экономически обоснованного тарифа на услугу утилизации (захоронения) ТБО, оказываемую потребителям ООО «Спецтранс-Ола» в 2012 году», объемы утилизации (захоронения) ТБО для населения на 2012 год были приняты в размере 9810м3 (т.1 л.д.135-137).

Приказом Департамента от 26.12.2011 №2-ЖКК/98 утверждены экономически обоснованные тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО для потребителей ООО «Спецтранс-Ола» в 2012 году (т.1 л.д.135) с календарной разбивкой по периодам: с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере 51, 22 руб./м3, с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 54,29 руб./м3, с 01.09.2012  по 31.12.2012 в размере 58,02 руб./м3.

Из объяснений представителя УФАС по Магаданской области судом установлено, что ООО «Спецтранс - Ола» переводит вышеуказанные тарифы по утилизации для категории «население» из м3 в м2., что обществом не оспаривалось.

Из материалов дела усматривается, что распределение тарифа по вывозу ТБО на 2 тарифа (вывоз ТБО, утилизация (захоронение) в 2012-2013 годах представлено в табличном варианте (т.1 л.д. 139).

Как следует из материалов дела, утвержденные приказом № 03 от 18.01.2012 ООО «Спецтранс-Ола» в 2012 году тарифы для категории «население» по вывозу ТБО, в размерах 1,94 руб./м2, 2,06 руб./м2, 2,20 руб. /м2 (т.1 л.д. 122-123) включают в себя две услуги: услуга по сбору и вывозу ТБО в размерах 1,36 руб/м2, 1,27 руб./м2, 1,36 руб./м2 (нерегулируемый тариф) и услуга по утилизации и захоронению ТБО для населения (переведенная в м2) в размерах: 0,58 руб./м2, 0,79 руб./м2, 0,84 руб./м2 (регулируемый тариф) (т.1 л.д. 139).

В соответствии с приказом Департамента от 17.12.2012 №2-ЖКК/68 «Об утверждении экономически обоснованного тарифа на утилизацию ТБО для потребителей ООО «Спецтранс-Ола» на 2013 год» объемы утилизации (захоронения) ТБО для населения на 2013 год приняты в размере 9800 м3 (т.1 л.д. 133-134).

Экономически обоснованный тариф на утилизацию (захоронение) ТБО для потребителей установлен с разбивкой по периодам: с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 58,02 руб./м3, с 01.07.2013 по 31.12.2013 в размере 60,51руб./м3.

Судом из объяснений представителя УФАС по Магаданской области установлено и не оспаривалось обществом, что  в 2013 году ООО «Спецтранс - Ола» также, как и в 2012 году переводило тарифы по утилизации (захоронению) ТБО для категории «население» из м3 в м2, что по мнению общества, составляет 0,84 руб.м/2 и 0,88 руб./м2, соответственно, и включает их в тариф по вывозу ТБО.

Из материалов дела следует, что утвержденный приказом № 06 от 15.01.2013 ООО «Спецтранс-Ола» тариф для категории «население» по вывозу ТБО в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 2,20 руб./м2 (т.1 л.д.131-132) состоит из двух услуг: услуга по сбору и вывозу ТБО стоимостью 1,36 руб./м2 и услуга по утилизации и захоронению ТБО для населения стоимостью 0,84 руб./м2 (т.1 л.д. 139).

Судом установлено, что с 01.07.2013 по 31.12.2013 ООО «Спецтранс-Ола» установлен тариф по вывозу ТБО в размере 2,39 руб./м2., в том числе стоимость вывоза ТБО составила 1,51 руб./м2, стоимость утилизации и захоронению ТБО составила 0,88 руб./м2 (т.1 л.д. 139).

Судом также установлено и  не оспаривалось представителем общества, что по результатам проведения Администрацией муниципального образования «Поселок Ола» открытого конкурса, оформленного протоколом от 03.11.2011 № 38/11, с 14.11.2011 ООО «МиРемонта» признана управляющей организацией по управлению многоквартирными жилыми домами, в том числе дома № 2 по переулку Ольскому в п.Ола.

14.11.2011 ООО «МиРемонта» заключило договоры управления многоквартирными домами с собственниками жилых (нежилых) помещений (далее - договор), согласно которым управляющая организация, по заданию собственника, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Пунктом 2.1.1 раздела 2 «Права и обязанности сторон» договора предусмотрено, что управляющая организация может ежегодно в соответствии с индексом инфляции Минэкономразвития России, производить корректировку тарифов. Об изменении размера платы за жилье, тарифов и норматива потребления услуг Управляющая компания обязана информировать собственника (нанимателя) в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.

Приложением № 1 к названному договору установлен перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников дома с указанием стоимости услуг за 1 м2 общей площади, где включена услуга по удалению бытовых отходов из многоквартирного дома и их вывоз, вывоз бытовых отходов из бункеров. Срок действия договора заканчивается 14.11.2014.

14.11.2011 ООО «МиРемонта» (заказчик) и ООО «Спецтранс-Ола» (исполнитель) заключили договор № 1-11/2011 (т.1 л.д. 118-120), на основании которого ООО «Спецтранс-Ола» приняло на себя обязательства по удалению бытовых отходов из многоквартирных домов и их вывозу, а также вывозу бытовых отходов из бункеров, вывоз (замена) контейнеров, расположенных на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 указанного договора установлена общая площадь обслуживаемого жилищного фонда в размере 128059 м2 (т.1 л.д. 118-120).

Пунктами 5.1, 5.2 раздела 5 указанного договора стоимость выполненных работ по услуге производится из расчета обслуживаемых площадей по тарифу в размере -1,94 руб. с 1 кв. метра в месяц.

15.05.2012 ООО «МиРемонта» заключает с подрядчиком ООО «Спецтранс-Ола» дополнительное соглашение к договору № 1-11/2011 от 14.11.2011, в котором согласно пункту 1 дополнительного соглашения установлен новый размер оплаты услуги по вывозу ТБО с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере 2,06 руб./м2., с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 2,20 руб./м2 (т.1 л.д. 121-123).

ООО «Спецтранс-Ола», как следует из материалов дела, в обоснование повышения тарифа на услугу ссылается на приказ № 2-ЖКХ/698 от 26.12.2011 Департамента цен и тарифов Магаданской области (далее - Департамент) об утверждении экономически обоснованного тарифа по утилизации (захоронению) ТБО в 2012 году.

28.03.2013 между ООО «МиРемонта» и ООО «Спецтранс-Ола» заключен новый договор №01/13 на оказание этих же услуг. Договор вступает в законную силу с 01.04.2013, в котором стоимость услуги по вывозу ТБО осталась без изменения 2,20 руб./м2 (т.1 л.д.124-129).

29.04.2013 ООО «МиРемонта» и ООО «Спецтранс-Ола» заключили дополнительное соглашение к договору № 01/13 от 28.03.2013 (т.1 л.д. 130-132).

При этом общество указало, что причиной повышения тарифа на услугу послужило повышение Департаментом тарифов на захоронение ТБО (приказ № 2-ЖКХ/68 от 17.12.2012), а также сослался на объективные изменения условий деятельности, влияющих на стоимость услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги в предшествующем периоде.

Из материалов дела следует, что с 01.07.2013 по 31.12.2013 размер платы за вывоз ТБО на 2013 год согласно приложению № 1 к приказу № 06 от 15.01.2013 ООО «Спецтранс-Ола» составил 2,39 руб./м2 (т.1 л.д. 131-132).

То обстоятельство, что плата за названную услугу рассчитывается ООО «Спецтранс-Ола» исходя из площади жилфонда, указанной в договоре с ООО «Ми Ремонта», обществом не оспаривалось. 

Следовательно, суд правильно посчитал обоснованными доводы УФАС по Магаданской области, о том, что из содержания указанного договора от 14.11.2011, заключенного между ООО «Спецтранс-Ола» и ООО «МиРемонта» на оказание услуги по вывозу ТБО из многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования «поселок Ола», не следует, что объем ТБО определяется в кубических метрах.

Доводы представителя ООО «Спецтранс-Ола» о том, что расчет стоимости тарифообразования вывоза и утилизации ТБО основан на рекомендациях муниципального органа - администрации муниципального образования «поселок Ола» от 23.06.2010 № 01-16/1334 о порядке перевода тарифа, исчисляемого в кубических метрах в расчет стоимости услуг населению с привязкой к метражу жилой площади, исчисляемому в квадратных метрах», суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифов за сбор и вывоз бытовых отходов.

Аналогичная правовая позиция изложена в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.2009 № 6177-Ад/14.

При этом, как следует из материалов дела,  представитель УФАС по Магаданской области объяснил, что рекомендации муниципального образования «поселок Ола» от 23.06.2010 № 01-16/1334, направленные в адрес ООО «Спецтранс-Ола» относятся к 2010 году, данный период времени не являлся предметом рассмотрения антимонопольного органа.

В то же время, из объяснений представителя общества  в судебном заседании судом установлено, что ООО «Спецтранс-Ола» не согласно с выводом УФАС по Магаданской области о том, что расчеты перевода из м3 в м2 тарифов по утилизации ТБО, утвержденных Департаментом для потребителей ООО «Спецтранс-Ола», представленные в адрес ответчика письмами от 07.02.2013 б/н, от 29.10.2013 № 58, произведены неверно.

Как установлено судом первой инстанции из письма от 07.02.2013 б/н (т.1 л.д. 141), ООО «Спецтранс-Ола» произвело перевод тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, утвержденного Департаментом для потребителей указанного Общества в размере 51,22 руб./м3 (период с 01.01.2012 по 30.06.2012) в м2 по формуле: 51,22 x 1,65:12:12=0,58 руб./м2, в которой:

1,65 м3/ 1чел. в год - норма потребления на одного человека в год по вывозу ТБО и их утилизации, которая утверждена постановлением главы МО «поселок Ола» от 03.12.2009 № 281;

12 кв.м/чел. - норма жилья в квадратных метрах на 1 человека. Данная норма утверждена решением собрания представителей муниципального образования «поселок Ола» от 03.05.2006 № 67; 12- количество месяцев в году.

В рассматриваемый период 2012 – 8 месяцев 2013 приведенные ООО «Спецтранс-Ола» нормы жилья и потребления утратили свое действие.

Доводов и доказательств, опровергающих данные факты, в материалы дела обществом не представлено.

В период с 01.09.2012 по 31.12.2012 Общество осуществило перевод тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 58,02 руб./м3 в м2 по формуле: 58,02 х 2,1:12:12=0,84 руб./м2, в которой 2,1 м3/1чел. в год - норма потребления на 1человека в год по вывозу ТБО и их утилизация, исчисленная Обществом самостоятельно, исходя из расчета объема захоронения в 2012 году в количестве 9810 м3 и численности населения в много-квартирных домах в размере 4540 чел. (9810:4540=2,1м3).

Из содержания письма ООО «Спецтранс-Ола» от 29.10.2013 № 58 (т.1 л.д. 142-143) перевод тарифа для населения по утилизации (захоронению) ТБО в размере 60,51 руб./м3 в м2 производился обществом по той же формуле, что и предыдущие тарифы: 60,51x2,1:12:12=0,88руб./м2.

Из представленных в материалы дела антимонопольным органом расчетов стоимости услуги по утилизации (захоронению) ТБО на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц для потребителей категории «население» ООО «Спецтранс-Ола» по периодам с 01.01.2012 по 30.06.2012 (0,33 руб./м2), с 01.07.2012 по 31.08.2012 (0,35 руб./м2), с 01.09.2012 по 31.12.2012 (0,37 руб./м2), с 01.01.2013 по 30.06.2013 (0,37 руб./м2), с 01.07.2013 по 31.12.2013 (0,39 руб./м2) и сравнительной таблицы (т.1 л.д. 94- 95) усматривается, что тарифы по утилизации (захоронению) ТБО для населения, утвержденные Департаментом в м3, при переводе ООО «Спецтранс-Ола» в м2 завышены.

Доказательств, опровергающие изложенные факты, в материалы дела обществом не представлено.

Таким образом, доводы ООО «Спецтранс-Ола», изложенные в обоснование своей правовой позиции, о том, что общая стоимость оказываемой услуги в совокупности (как вывоз ТБО, так и утилизация (захоронение) не превышает в сумме экономически обоснованный тариф, суд правомерно не принял во внимание, поскольку эти доводы не подтверждены материалами дела.

Следовательно, суд первой инстанции правильно определил вышеназванные действия ООО «Спецтранс-Ола» как злоупотребление доминирующим положением, выразившееся во взимании платы за утилизацию (захоронение) ТБО для категории «население», входящего в тариф по вывозу ТБО, в 2012 году и в восьми месяцах 2013 года, в больших размерах, чем утверждено Департаментом.

В соответствии со статьей 10 Закона о конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 « О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» Пленум разъяснил, что арбитражным судам следует обратить внимание на то, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следовательно, УФАС по Магаданской области пришел к правомерным выводам о том, что ООО «Спецтранс - Ола», занимая доминирующее положение в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов с долей более 50%, нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в части взимания платы за утилизацию (захоронение) ТБО для категории «население», входящего в тариф по вывозу ТБО, в 2012 году и в восьми месяцах 2013 году, в больших размерах, чем утверждено Департаментом, результатом чего являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов лиц, являющихся приобретателями указанной услуги.

В результате монополистической деятельности ООО «Спецтранс-Ола» на рынке услуг утилизации (захоронения) ТБО в географических границах МО «Поселок Ола» в период 2012 года и восемь месяцев 2013 года незаконно получен доход за периоды:

с 01.01.2012 по 30.06.2012 в размере – 192 000 руб.;

с 01.07.2012 по 31.08.2012 в размере – 112 640 руб.;

с 01.09.2012 по 31.12.2012 в размере 240 640 руб.;

с 01.01.2013 по 30.06.2013 в размере 360 960 руб.;

с 01.07.2013 по 31.08.2013 в размере 125 440 руб.

Всего на общую сумму: 1 031 680 руб.

Обществом не представлено доказательств, опровергающих указанные выводы антимонопольного органа.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах доказательства, пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Спецтранс-Ола» нарушений, предусмотренных пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», признав решение от 09.01.2014 в оспариваемой обществом части и вынесенные на его основании предписания № 1, 2, 3 от 09.01.2014 УФАС по Магаданской области законными и обоснованными, отказав ООО «Спецтранс-Ола» в удовлетворении заявленных требований.

Обществу с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 21.05.2014 № 1366 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 17.04.2014 по делу № А37-65/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Спецтранс-Ола" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 21.05.2014 № 1366 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.Г. Харьковская