ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3115/2015 от 14.07.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3115/2015

16 июля 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Бутенко А.А.

при участии  в заседании:

от Закрытого акционерного общества "Амгуньский ЛПХ", Открытого акционерного общества "Флора": представителя ФИО1;

от Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Комсомольский": представителя ФИО2;

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Амгуньский ЛПХ»

на решение от  29.04.2015 по делу № А73-4165/2014

Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Серга Д.Г.

по заявлению Закрытого акционерного общества «Амгуньский ЛПХ»

к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник «Комсомольский»

о  признании недействительным предписания

третьи лица: Открытое акционерное общество «Флора», Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Амгуньский ЛПХ» (ОГРН <***>, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский» (далее -  государственный заповедник, учреждение) от 25.01.2014 №09-00003 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

К участию в дело привлечены Открытое акционерное общество «Флора» (далее - ОАО «Флора»),  Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу

Решением суда от 10.07.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014, оспариваемое предписание признано недействительным.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2014 № Ф03-5568/2014 состоявшиеся судебные акты отменены, и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края в с вязи с неполным выяснением всех обстоятельств спора.

Решением суда от 29.04.2015 в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого ненормативного акта действующему законодательству.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства.

При этом в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что учреждением не представлено доказательств того, что именно кварталы 283 и 284 Амгуньского лесничества находится в границах Государственного  заказника «Баджальский». Кроме того, указано на то, что рубка осуществлялась на основании действовавшего в тот период отношений договора  аренды лесного участка и утвержденного проекта освоения лесов. Также указывает на то, что при проведении проверки со стороны  уполномоченного органа не соблюдены требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Представитель заявителя жалобы и ОАО «Флора» в заседании суда поддержала доводы  и требования в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства представитель учреждения доводы жалобы отклонил, представив отзыв.

Департамент участия не принимал, отзыв не представил.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, заслушав представителей общества, государственного заповедника и третьего лица, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что Правительство Хабаровского края на основании договора от 26.09.2008 № 0022/2008 предоставило ЗАО «Амгунь» в аренду лесной участок для заготовки древесины на срок до 30.01.2026 площадью 52 247 га, условный номер 08:244:02:0022, расположенный в Хабаровском крае Солнечном муниципальном районе Амгуньском лесничестве, номера кварталов №№55, 58, 59, 123-125, 127-155, 177-190, 25-236, 238, 239, 281-288, 330, 332, 880-882 Баджальского участкового лесничества. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

01.05.2012 между ЗАО «Амгунь» и ЗАО «РФП лесозаготовка» заключен договор № ЮК-354/2012, по условиям которого последний обязался оказывать услуги управления и осуществлять функции генерального подрядчика, в том числе выполнять работы по заготовке круглых лесоматериалов на территории арендуемых лесных участков. В свою очередь, ЗАО «РПФ лесозаготовка» во исполнение вышеуказанного договора заключило с ЗАО «Амгуньский ЛПХ» договор подряда от 01.05.2012 № ЮК-279/2012 на заготовку круглых лесоматериалов и погрузку их в железнодорожные вагоны.

В июне 2012 года ЗАО «Амгунь» было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Флора».

На основании приказа директора ФГБУ заповедник «Комсомольский» от 23.01.2014 № 17-а учреждением проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Государственного зоологического заказника «Баджальский», в ходе которой выявлен факт заготовки древесины - кварталы 283, 284 Амгуньского лесничества.

 По результатам данной проверки 25.01.2014 составлен акт  09-00003, на основании которого ЗАО «Амгуньский ЛПХ» выдано предписание от 25.01.2014 № 09-00003 об устранении нарушений с обязанием общества прекратить рубки в вышеназванных кварталах, покинуть территорию заказника, вывезти технику до 27.01.2014, заготовленную древесину не вывозить; информацию о выполнении предписания направить в учреждение не позднее 7 дней по истечении срока его выполнения.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество  обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом  гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской  или иной  экономической  деятельности.

Отказывая в  удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что осуществление ЗАО «Амгуньский ЛПХ» рубок с целью заготовки древесины на территории государственного природного заказника федерального значения «Баджальский» в кварталах 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества является нарушением режима и иных правил охраны и использования лесов, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Возражения заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данным выводом.

На федеральном уровне отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), Лесным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из положений, предусмотренных статьей 22 Закона № 33-ФЗ, государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 24).

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации. В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 1, пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих и иных полезных функций с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (части 1, 2, 4 статьи 12 ЛК РФ).

В силу части 3 статьи 103 Кодекса в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий.

Частью 6  этой статьи предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных, что нашло отражение в абзаце втором пункта 8 утвержденных Приказом Минприроды России от 16.07.2007 № 181 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.

Пунктом 3 Особенностей использования, охраны, защиты воспроизводства лесов  установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории; в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1982  №14 Государственный  заказник «Баджальский»  организован  на территории Солнечного района Хабаровского края без ограничения срока его действия, обшей площадью 275,0 тыс. га.   с целью выполнения  функции природного резервата по сохранению, восстановлению и воспроизводству редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях, а также охраны среды их обитания.

В силу пункта 2 Приказа Минприроды России от 03.03.2011 №147 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Комсомольский» осуществляет  охрану территории государственного заказника федерального  значения  «Баджальский».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №  2055-р государственный природный заказник «Баджальский» является особо охраняемой территорией федерального значения, находящейся в ведении Минприроды России.

Таким образом,  особенности режима особой охраны территории названного государственного природного заказника федерального значения определяются положениями действующего законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в том числе, Лесным Кодексом РФ, Федеральным законом  №33-ФЗ.

Следовательно, осуществление рубок с целью заготовки древесины, а также размещение лесозаготовительной инфраструктуры на территории Государственного природного заказника федерального значения «Баджальский» в кварталах 283, 284 Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества является нарушением режима и иных правил охраны и использования лесов, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Довод о нарушении положений Федерального закона № 294-ФЗ отклоняется судебной коллегией в силу того, что  должностные  лица контролирующего органа проверяли работу не конкретного хозяйствующего субъекта, а с целью  соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Государственного зоологического заказника «Баджальский».

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта у апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2015 по делу № А73-4165/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Амгуньский ЛПХ» излишне уплаченную по платежному поручению от 01.06.2015 № 914 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская