ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3128/10 от 24.08.2010 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 06АП-3128/2010

26 августа 2010 года г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2010

В полном объеме постановление изготовлено 26.08.2010

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего   Головниной Е.Н.

судей   Гетмановой Т.С., Ротаря С.Б.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.

в судебном заседании участвовали:

от Минфина Хабаровского края: ФИО1, доверенность от 30.06.2010 №19-06/1077

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Колизей»

на   решение от 21 мая 2010 года

Арбитражного суда   Хабаровского края

по делу   №А73-1919/2010

принятое судьей   Яцышиной Е.Е.

по заявлению   Министерства финансов Хабаровского края

об   отзыве у организатора лотереи – общества с ограниченной ответственностью «Колизей» разрешения на проведение лотереи и исключении этой лотереи из государственного реестра региональных лотерей Хабаровского края

Министерство финансов Хабаровского края (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в котором, с учетом сделанного заявителем в порядке ст.49 АПК РФ и принятого судом уточнения, просило:

1) отозвать у организатора лотереи – общества с ограниченной ответственностью «Колизей» (далее – Общество) действие региональной стимулирующей лотереи «Купи и выиграй», внесенной 24.06.2009 в государственный реестр региональных лотерей Хабаровского края за № Н327С/20;

2) исключить региональную стимулирующую лотерею «Купи и выиграй» из государственного реестра региональных лотерей Хабаровского края.

Решением арбитражного суда от 21.05.2010 требования удовлетворены частично: предписано отозвать у Общества действие указанной в заявлении лотереи; в удовлетворении требования об исключении этой лотереи из реестра региональных лотерей отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение в части удовлетворенного требования, в остальном оставить в силе. В обоснование указывает на то, что суд постановил решение, которое невозможно исполнить; которым предписано совершить Обществу действие, не предусмотренное законом; которым удовлетворены требования заявителя, не имеющего права на обращение в суд с данными требованиями. Ссылаясь на ст. ст.2, 9, 24 Федерального закона «О лотереях», считает, что Общество как организатор лотереи не могло нарушить условия ее проведения, поскольку от имени организатора ее проводил оператор; привлечение оператора без внесения изменений в условия лотереи не является нарушением, при этом о привлечении оператора уведомлен контролирующий орган (истец). Обращает внимание на нарушение регламента, согласно которому при выявлении нарушения обязательным является выдача нарушителю представления, в котором устанавливается срок для устранения нарушений.

Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства привел возражения на апелляционную жалобу, считает решение не подлежащим отмене. Представитель Общества, выступивший в судебном заседании до его отложения, высказался в поддержку апелляционной жалобы, настаивал на отмене решения в части удовлетворенных требований; в настоящем судебном заседании от Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представитель не явился.

Проверив законность решения от 21.05.2010, в обжалуемой части – относительно результатов рассмотрения требования об отзыве действия стимулирующей лотереи, с учетом доводов апелляционной жалобы и выступления представителя Министерства, а также исходя из ч.5 ст.268 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Согласно представленным документам, ООО «Колизей» как организатор лотереи в июне 2009 года направило в Министерство уведомление о проведении стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» в период 14.07.2009 по 13.07.2010 на территории Хабаровского края со способом проведения – комбинированная негосударственная.

Министерство письмом от 25.06.2009 №05-06/1321 сообщило Обществу о внесении указанной лотереи в государственный реестр региональных лотерей Хабаровского края 24.06.2009 за номером Н327/20.

Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю предоставило Министерству информацию, оформленную письмом от 30.09.2009 №09-14/22085, согласно которой деятельность по проведению стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» за №Н327С/20 осуществляет ООО «Джет».

В соответствии с Приказом Министерства от 28.10.2009 №113П проведена проверка Общества на предмет соблюдения организатором лотереи требований Закона о лотереях, по результатам которой составлена справка от 06.11.2009 о допущенных Обществом нарушениях условий проведения стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» и вынесено представление от 12.11.2009 №35 с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 10.12.2009. Представление №35 получено Организатором 12.11.2009, что подтверждается проставленной отметкой.

По результатам повторной проверки Общества, проведенной в соответствии с Приказом Министерства от 12.01.2010 №3П, составлена справка от 22.01.2010, в которой констатировано невыполнение Обществом требований представления №35 в части (не представлены документы, подтверждающие заключение договора между организатором и участником лотереи, - промо-стикеры и кассовые чеки; не представлена информация о членах тиражной комиссии), а также указано на иные нарушения, в том числе на нарушение сроков формирования призового фонда лотереи и публикации результатов лотереи, нарушение условий о ежедневном розыгрыше призового фонда, проведение лотереи через оператора лотереи (ООО «Джет») без внесения соответствующих изменений в условия стимулирующей лотереи.

05.02.2010 Министерством принято решение о приостановлении разрешения на проведение региональной стимулирующей лотереи «Купи и выиграй», внесенной в государственный реестр региональных лотерей 24.06.2009 за номером Н327С/20, а также о направлении в суд заявления об отзыве разрешения на проведение данной лотереи и ее исключении из государственного реестра региональных лотерей.

Министерство, ссылаясь на грубое неисполнение организатором лотереи решения уполномоченного органа об устранении выявленных нарушений в установленный срок, а также на нарушение организатором лотереи требований Закона о лотереях и условий лотереи «Купи и выиграй», обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, уточненным в ходе производства по делу (т.1 л.д.109-112) – об отзыве действия стимулирующей лотереи у ее организатора и исключении этой лотереи из соответствующего реестра.

Порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации регламентирован Федеральным законом «О лотереях» (далее – Закон о лотереях, здесь и далее – в редакции, применимой к дате направления уведомления о проведении стимулирующей лотереи «Купи и выиграй») и конкретизирован Приказом Минфина России от 09.08.2004 №66н «Об установлении форм и сроков представления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей», зарегистрированным в Минюсте РФ 10.09.2004 №6014 (далее – Приказ №66н). На территории Хабаровского края во исполнении названного закона и в целях обеспечения государственного регулирования соответствующих правоотношений издано Постановление Правительства Хабаровского края от 01.12.2004 №95-пр «О государственном регулировании лотерейной деятельности на территории Хабаровского края» (далее – Постановление края №95-пр).

В силу п.3 ст.3 Закона о лотереях стимулирующей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Право на проведение региональной негосударственной стимулирующей лотереи возникает, если в уполномоченный орган исполнительной власти направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном ст.7 указанного Закона.

Контроль за проведением лотерей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.21 Закона о лотереях).

В соответствии с п.5 Правил проведения стимулирующей лотереи (приложение №4 к Приказу №66н) уполномоченный орган, зарегистрировавший проведение стимулирующей лотереи, с целью контроля за проведением лотереи вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.

В силу п.6 названных Правил уполномоченный орган вправе обратиться в суд с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда в следующих случаях:

1) нарушение организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации;

2) представление организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.05.2004 №27-пр органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование отношений, возникающих при организации и проведении региональных лотерей, определено Министерство.

Таким образом, иск подан надлежащим лицом.

Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о предоставлении в уполномоченный орган Обществом как организатором лотереи неполной или недостоверной информации.

При выяснении вопроса о соблюдении организатором лотереи условий лотереи и требований действующего законодательства установлено следующее.

Как указывалось выше, Обществом после первой внеплановой проверки его деятельности, не устранены выявленные при ее проведения нарушения, в том числе не представлены промо-стикеры и кассовые чеки, подтверждающие заключение договора организатора лотереи с ее участниками.

При этом условия стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» предусматривают заключение договора между организатором лотереи и ее участником посредством совершения участником определенных действий (покупка товара с промо-стикером) и направлением заявки организатору на участие в лотерее, договор считается заключенным с момента приема соответствующей заявки организатором (п.6.1 Приложения №1 и Приложение №4 к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи).

Обязательным условием для участия в стимулирующей лотерее является приобретение участником товара с промо-стикером, при этом к игре не допускаются лица, не представившие промо-стикер и документ об оплате товара (кассовый чек) – данное закреплено в п.5.2.9 Приложения №1 и п.5 Приложения №3 к уведомлению. Указанное согласуется с положениями ст.16 Закона о лотереях.

Отсутствие учета промо-стикеров и кассовых чеков не позволяют признать соблюденным условие о взаимосвязи факта участия в лотерее с приобретением соответствующего товара; также отсутствие указанных документов ведет к невозможности учета количества участников лотереи. Перечисленное свидетельствует о нарушении требований законодательства о лотерее и о том, что организатор не подтвердил соблюдение перечисленных выше условий стимулирующей лотереи «Купи и выиграй».

В качестве еще одного нарушения, не устраненного организатором, Минфин назвал непредставление исчерпывающей информации о членах тиражной комиссии.

Установлено, что относительно членов тиражной комиссии представлены данные об их фамилиях, именах и отчествах.

Вместе с этим согласно п.9 Перечня к Постановлению края №95-пр по требованию Министерства организаторы и (или) операторы лотерей, в том числе стимулирующих, обязаны представлять в десятидневный срок со дня получения требования сведения о проведении лотерей, в числе таких сведений - информация о тиражной комиссии (ее состав, фамилия, имя и отчество членов комиссии, место работы, занимаемая должность, место жительства, паспортные данные).

После первоначально проведенной внеплановой проверки Общество не представило Министерству исчерпывающую информацию о членах тиражной комиссии, что подтверждает нарушение требований вышеуказанного Постановления.

Как указывалось выше, при повторной проверке Министерством выявлены не указанные им ранее нарушения, допущенные Обществом как организатором стимулирующей лотереи. Эти нарушения, по пояснениям Министерства, носят неустранимый характер, что означает отсутствие необходимости в составлении предписания по факту выявленных нарушений, целью которого является устранение выявленных нарушений.

В числе таких нарушений, вменяемых Обществу – несоблюдение сроков формирования призового фонда лотереи с его розыгрышем и сроков публикации результатов розыгрыша призового фонда.

В этой связи апелляционный суд учитывает, что условия проведения стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» в п.7.1.2 и п.7.1.8 Приложения №1 предусматривают ежедневное формирование призового фонда; проведение розыгрыша призового фонда посредством ежедневных тиражей.

В деле не представлено доказательств соблюдения организатором лотереи перечисленных условий. Имеющиеся в деле документы подтверждают проведение неежедневных розыгрышей.

Также нет доказательств того, что результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи (по существу спорная лотерея содержит признаки таковой) публиковались в средствах массовой информации организатором лотереи в течение десяти дней со дня проведения указанного розыгрыша – такие сроки определены в п.5 ст.18 Закона о лотереях.

Таким образом, выявленные нарушения доказывают факт нарушения условий стимулирующей лотереи и норм законодательства о лотерее.

Другим нарушением, установленным при проведении повторной проверки, указано проведение лотереи через оператора лотереи без внесения соответствующих изменений в условия лотереи.

Установлено, что в уведомлении о проведении стимулирующей лотереи Общество не указывало на проведение лотереи с привлечением оператора. При этом лотерея проводилась через оператора – ООО «Джет», привлеченного Обществом по агентскому договору от 25.07.2009.

Согласно ст.2 Закона о лотереях организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи, при этом запрета на участие в стимулирующей лотереи оператора упомянутый закон не содержит. Также нет в Законе о лотереях требования о том, что указание на проведение лотереи через оператора относится к числу обязательных сведений, указываемых при направлении в уполномоченный орган уведомления (ст.7 Закона о лотереях).

Вместе с этим, в силу п.12 Приложения №1 к Приказу №66н перечень договоров, заключенных организатором и оператором в целях проведения лотереи, должен представляться в уполномоченный орган организатором лотереи в квартальной отчетности (в течение 30 дней по окончании квартала). Это условие Обществом как организатором стимулирующей лотереи соблюдено – в отчете за 3 квартал 2009 года, полученном Министерством 30.10.2009, необходимая информация отражена.

Следовательно, проведение лотереи с привлечением оператора в данном случае не является нарушением условий лотереи и действующего законодательства.

Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что при проведении стимулирующей лотереи «Купи и выиграй» Обществом как организатором лотереи допущено нарушение условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации, основания для заявления Министерством об отзыве действия стимулирующей лотереи имелись. В этой связи, учитывая неустранение ряда нарушений после первоначальной проверки и неустранимых характер выявленных впоследствии нарушений, наличествуют основания для удовлетворения заявления Министерства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Общество как организатор лотереи не могло нарушить условия ее проведения, поскольку от имени организатора ее проводил оператор, отклоняются как несостоятельные, поскольку оператор при проведении лотереи действовал от имени организатора (п.1.1 агентского договора от 25.07.2009).

Остальные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в обжалуемой части - об удовлетворении требования Министерства в части отзыва действия стимулирующей лотереи, не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 21 мая 2010 года по делу №А73-1919/2010 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части – относительно отзыва действия стимулирующей лотереи оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий Е.Н. Головнина

Судьи Т.С. Гетманова

С.Б. Ротарь