ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3130/08 от 23.09.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда


Шестой арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Хабаровск 06АП-А73/2008-2/3130

25 сентября 2008 года

Резолютивная часть оглашена 23 сентября 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2008 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Меркуловой Н.В.,

судей    Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания   Капустиной Л.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя   явились на основании доверенности от 12.05.2008 № 839-ю представитель – Пика И.А., на основании доверенности от 23.07.2008 № 1434-ю представитель – Козлов С.А.;

от юридического лица   явился на основании доверенности от 09.06.2008 б/н представитель – Грось Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2008

по делу   № А73-7851/2008-90АП, принятое судьей Калашниковым А.Г.

по заявлению  Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края о привлечении Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛ  :

Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – заявитель, Инспекция ГСН Правительства Хабаровского края, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Право на обращение с соответствующим заявлением административный орган обосновал тем, что Некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» строительные работы осуществляются с нарушением требований проекта организации строительства (20002156.1000.1000-ПОС, лист 2, стройгенплан), пунктов 5.1, 7 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», пунктов 22, 573, 574 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03, пункта 2* приложения 1* СНиП 2.07.01.-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пунктов 4.10, 6.2.2. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2008 по делу № А73-7851/2008-90АП Некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде приостановления деятельности до девяноста суток на объекте строительства «Жилой дом по ул. Панькова в г. Хабаровске», расположенном в Центральном районе г. Хабаровска (в 23,33 метрах по направлению на запад от жилого здания, расположенного в г. Хабаровске по ул. Панькова, 29).

Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта совершения юридическим лицом административного правонарушения. Судом установлено, что дома по ул. Некрасова, 33, Дикопольцева, 64а, ул. Панькова, 29а не снесены и находятся на строительной площадке, в них продолжают проживать граждане в связи с чем осуществление деятельности юридическим лицом по строительству угрожает жизни и здоровью людей.

Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение от 08.08.2008 № А73-7851/2008-90АП изменить в части назначения вида административного наказания и привлечь юридическое лицо к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также в связи с применением закона, не подлежащим применению.

В судебном заседании представитель юридического лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, а представители административного органа, считая их несостоятельными, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходил к следующему.

Должностными лицами Инспекции ГСН Правительства Хабаровского края, на основании приказа от 20.06.2008 № 210-ОС, в период с 25.09.2008 по 09.07.2008 проведена проверка деятельности Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» при строительстве объекта капитального строительства «Жилой дом по ул. Панькова в Центральном районе г. Хабаровска» расположенного в Центральном районе г. Хабаровска примерно в 23,33 м по направлению на запад от жилого здания расположенного в г. Хабаровске по ул. Панькова, 29, по вопросам соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, соблюдения порядка осуществления строительного контроля на объекте «Жилой дом по ул. Панькова в Центральном районе г. Хабаровска».

В ходе проверки установлены следующие нарушения: ограждение строительной площадки выполнено таким образом, что не расселенные и не снесенные жилые дома, расположенные в г. Хабаровске по ул. Некрасова, 33, ул. Дикопольцева, 64а, ул. Панькова 29а расположены на территории строительной площадки; в противопожарных разрывах жилых домов по ул. Некрасова, 33, ул. Дикопольцева, 64а, ул. Панькова, 29а осуществляется строительство, хранение строительных материалов, находится стоянка строительной техники, установлено ограждение строительной площадки; не снесены жилые дома, расположенные на строительной площадке в г. Хабаровске по ул. Некрасова, 33, Дикопольцева, 64а, ул. Панькова, 29а, находящиеся в противопожарных разрывах строящегося объекта; расположение временных и вспомогательных зданий и сооружений, складских площадок не соответствует стройгенплану; в ограждении строительной площадки имеются проемы, участки ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, не оборудованы сплошным защитным козырьком; участок производства работ по устройству фундамента первого пускового комплекса строящегося объекта не полностью огражден защитным ограждением, о чем составлен акт проверки от 09.07.2008 № 43 и выдано предписание об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 09.07.2008 № 11-21-П07/2008.

15.07.2008 Инспекцией ГСН Правительства Хабаровского края в отношении Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях юридического лица установлен факт административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Инспекция ГСН Правительства Хабаровского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска»к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, которое арбитражным судом первой инстанции было удовлетворено.

Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) установлены все фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, виновность в его совершении, обстоятельства, влияющие на квалификацию правонарушения, и, с учетом характера административного правонарушения, правильно установлен вид и размер административной ответственности. Выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, и на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Частью 1 статьей 9.4 КоАП РФ «Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства» предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Субъект правонарушения общий, субъективная сторона выражена умыслом или неосторожностью, объект правонарушения - общественные отношения в сфере порядка управления и регулируемые строительным законодательством. С объективной стороны состав правонарушения образуют любые нарушения строительных норм и правил (СНиПов), иных нормативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, рассматривают органы государственного архитектурно-строительного надзора. В пункте 2 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела о таких административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.4 КоАП РФ, помимо рассматривающих их органов, согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ уполномочены должностные лица органов внутренних дел (милиции).

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления указанных действий на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Данное лицо обязано также проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации и контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В соответствии с пунктом 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.

Согласно пункту 573 указанных правил все строения и сооружения, находящиеся в противопожарных расстояниях, подлежат сносу до начала строительства.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что на момент проводимой проверки юридическое лицо допустило нарушение ряда нормативных документов в области строительства, а именно в подготовительный период строительства юридическое лицо на стройплощадке не выполнило работы по сносу жилых домов, что является нарушением Проекта организации строительства 2002156.1000.1000-ПОС (л.д. 32). Снос жилых домов, рассоложенных в г. Хабаровске по ул. Некрасова, 33, ул. Дикопольцева, 64а, по ул. Панькова, 29а, установлен постановлением мэра города Хабаровска от 03.08.2005 № 1239 о предоставлении Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» земельного участка также установлен снос (л.д. 25), приказом юридического лица от 19.10.2005 № 114/1 (л.д. 29).

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств (актом проверки от 09.07.2008 № 43, протоколом об административном правонарушении от 15.07.2008 № 05-21-П07/2008, актом проверки от 17.07.2008 № 45, отзывом на заявление Инспекции ГСН Правительства Хабаровского края от 05.08.2008).

При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности привлечения Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в силу наличия в его действиях состава вменяемого административного правонарушения является правомерным и обоснованным в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

Не установлены арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельства свидетельствующие о неправильном определении судом первой инстанции вида и размера административного наказания в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается в том числе во временном прекращении эксплуатации объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, а также в случае совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства послужившие основанием для назначения административного наказания.

Поскольку Некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» административное правонарушение совершено в области градостроительной деятельности, нарушение норм которой может повлечь угрозу жизни или здоровью людей, арбитражный суд первой инстанции с учетом степени общественной опасности совершенного правонарушения, правильно и обоснованно определил вид административного наказания. Последующие действия юридического лица направленные на устранение выявленных нарушений не являются обстоятельствами, свидетельствующими о незаконности судебного акта.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

  решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 августа 2008 года по делу № А73-7851/2008-90АП оставить без изменения, а жалобу Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» - без удовлетворения.

Возвратить Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Администрации города Хабаровска» из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 19.08.2008 № 1568 государственную пошлину в размере 1 000 руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.

Председательствующий Н.В Меркулова

Судьи: В.Ф. Карасёв

А.И. Михайлова