ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3149/2014 от 22.07.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3149/2014

28 июля 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2014 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Балинской И.И., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии  в заседании:

от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска, Администрации города Хабаровска: ФИО1, ФИО2 представителей;

от Правительства Хабаровского края: ФИО3, представителя по доверенности от 15.01.2014 № 9.3.28-582;

от Министерства имущественных отношений Хабаровского края: ФИО4, представитеь по доверенности от 02.06.2014 № 1-11-5349;

от Краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог": не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска

на решение от  07.05.2014 по делу № А73-2746/2014

Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Барилко М.А.

по заявлению Администрации города Хабаровска

к Правительство Хабаровского края; Правительство Хабаровского края

о  признании недействительным распоряжения

третьи лица Министерство имущественных отношений Хабаровского края; Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог"; Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог"

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Хабаровского края от 18.12.2013 № 928-рп «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».

К участию в деле  привлечены: Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее - министерство),  Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог».

Решением суда от 07.05.2014 в удовлетворении заявленного  требования отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке апелляционного производства как незаконное, необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального права.

В судебном заседании представители  администрации поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу.

Представитель  Правительства Хабаровского края отклонила доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные.

Министерство в заседании второй инстанции до объявления отложения судебного разбирательства позицию правительства поддержало.

КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог»  отзыв на жалобу не представило, участие в судебных заседаниях не принимало.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав участников процесса,  суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции в силу следующего.

Как из материалов дела усматривается, что 18.12.2013 Правительство Хабаровского края издало распоряжение №928-рп о безвозмездной передаче из государственной собственности Хабаровского края в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск» краевое государственное имущество: транспортная развязка в 2-х уровнях Тихоокеанская-Трехгорная (местонахождение имущества: Хабаровский край, г.Хабаровск, Краснофлотский район, протяженность 2 400 п.м.); земельный участок (местонахождение имущества: Хабаровский край, г.Хабаровск, Краснофлотский район, ул.Тихоокеанская – Трехгорная, кадастровый номер 27:23:000000:1223, общая площадь 32 306 кв.м); земельный участок (местонахождение имущества: Хабаровский край, г.Хабаровск, Краснофлотский район, ул.Тихоокеанская – Трехгорная, кадастровый номер 27:23:000000:1224, общая площадь 15 028 кв.); земельный участок (местонахождение имущества: Хабаровский край, г.Хабаровск, Краснофлотский район, ул.Тихоокеанская – Трехгорная, кадастровый номер 27:23:000000:1210, общая площадь 11 353 кв.м).

23.01.2014 министерством имущественных отношений Хабаровского края издано распоряжение № 242 об утверждении передаточного акта в одностороннем порядке и исключении вышеназванного имущества из Реестра краевого государственного имущества.

Не согласившись с  данным распоряжением, администрация оспорила его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают лица, которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым актом или действиями (бездействием) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, для удовлетворения заявления о признании незаконными актов и действий (бездействия) уполномоченных органов необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого акта или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из отсутствия наличия совокупности вышеназванных условий.

Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данными выводами, проверив которые, апелляционный суд считает обоснованными в силу следующего.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Предметом спорных отношений в настоящем деле является транспортная двухуровневая развязка  Тихоокеанская-Трехгорная  и три земельных участка с кадастровыми  номерами 27:23:000000:1223, 27:23:000000:1224, 27:23:000000:1210, на которых размещена спорная развязка.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 этого Закона искусственные     дорожные     сооружения     -     сооружения,     предназначенные     для движения         транспортных средств, пешеходов и прогона животных  в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Пунктом 5.2 СНиП 2.05.02-85  «Автомобильные дороги. Строительные нормы и правила», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233, предусмотрено, что транспортные развязки – это пересечение автомобильных дорог и примыкания в разных уровнях.

Таким образом,  транспортные развязки отнесены к конструктивным элементам автомобильной дороги.

Согласно части 1 статьи 5 Закона  № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

В соответствии с частью 5 статьи 6  названого к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог  необщего  пользования  регионального  или  межмуниципального  значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Хабаровского края, утвержден Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2007 №100-пр, и  спорная транспортная развязка в нем не поименована.

Кроме того, частью 8 статьи 5 Закона  № 257-ФЗ предусмотрено, что критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2006 № 148-пр были утверждены критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, в соответствии с которыми к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения относятся дороги, расположенные на территории Хабаровского края, не отвечающие показателям определения дорог федерального значения, имеющие следующие показатели:

- соединяющие административный центр Хабаровского края г.Хабаровск с административными центрами муниципальных районов и городскими округами;

- соединяющие между собой административные центры муниципальных районов и городские округа;

- подъезды от федеральных и региональных или межмуниципальных автодорог к первоначально расположенному по направлению поселению, которое не имеет других автодорожных подъездов, входящих в сеть автодорог муниципальных образований;

- подъезды от федеральных и региональных или межмуниципальных автодорог к аэродромам, морским и речным портам, железнодорожным станциям регионального значения, находящимся вне границ населенных пунктов.

Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта на транспортную развязку, а также схем ее расположения, указанный объект находится в территориальных границах г.Хабаровска и не соединяет административный центр г.Хабаровска с административными центрами муниципальных   районов   и   городскими   округами; не  соединяет   между   собой административные центры муниципальных районов  и  городские округа; не является подъездом от федеральных и региональных или межмуниципальных автодорог к первоначально расположенному по направлению поселению, которое не имеет других автодорожных подъездов, входящих в сеть автодорог муниципальных образований; не является подъездом от федеральных и региональных или межмуниципальных автодорог к аэродромам, морским и речным портам, железнодорожным станциям регионального значения, находящимся вне границ населенных пунктов.

Таким образом, спорная  развязка не может быть отнесена к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, поскольку не обладает вышеупомянутыми критериями отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденными вышеназванным Постановлением  № 148-пр.

Частью 9 статьи 6 Закона  № 257-ФЗ  установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьями 12 и 13 этого нормативного акта разграничены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в соответствии с которыми к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; к полномочиям органов местного самоуправления в указанной области относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 50 этого Закона  в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях   2,   2.1,   3   и   3.1   настоящей   статьи,   в   том   числе  автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск», утвержденным Постановлением администрации города Хабаровска от 09.02.2011 № 401, автомобильные дороги по ул.Трехгорной и ул.Тихоокеанской в Краснофлотском районе г.Хабаровске являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа «Город Хабаровск».

Постановлением Мэра города Хабаровска от 01.10.2007 № 1537 «О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске» утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения, согласно которым к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, в том числе автомобильные дороги, соединяющиеся с автодорогами федерального и регионального значения.

В данном случае передаваемая из государственной собственности субъекта  в собственность городского округа «Город Хабаровск» транспортная развязка соответствует утвержденным вышеуказанным постановлением показателям определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения, поскольку соединяет автомобильную дорогу общего пользования федерального значения «Амур» (Чита-Невер-Свободный-Архара-Биробиджан-Хабаровск) с улицами Тихоокеанская и Трехгорная в городе Хабаровске.

При таких обстоятельствах, имущество, указанное в оспариваемом распоряжении правительства,  в силу прямого указания закона относится к объектам муниципальной собственности  и необходимо для реализации полномочий города Хабаровска по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в связи с чем, не может находиться в государственной собственности Хабаровского края и подлежит передаче в муниципальную собственность городского округа «Город Хабаровск».

Следовательно, доводы   заявителя жалобы в данной части подлежат отклонению.

Рассматривая второй довод администрации об отсутствии ее волеизъявления на принятие имущества в муниципальную собственность, судебная коллегия также его не принимает во внимание.

Исходя из содержания определений Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 № 524-О, от 04.12.2007 № 828-О-П, в которых разъяснен конституционно-правовой смысл части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на принятие спорного имущества, арбитражным судом  установлено, что передача спорного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальную собственность имела объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорный объект предназначен для решения вопросов местного значения (пункт 4 часть 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ) и не относится ни к одной из указанных в пункте 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2014 по делу № А73-2746/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.И. Балинская

Е.Г. Харьковская