ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3154/2021 от 24.06.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3154/2021

30 июня 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.

судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.

при участии в заседании:

от администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области: ФИО1 по доверенности от 03.07.2020 № 507;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области

на решение от 07.04.2021

по делу № А16-3014/2020

Арбитражного суда Еврейской автономной области

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными распоряжения от 08.10.2020 № 107 и действий по организации открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих в многоквартирные жилые дома № 2, № 6, № 8 по ул. Урминская, № 1, № 2, № 4, № 6 по пер. Новый с. Песчаное Смидовичского района Еврейской автономной области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Южное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – ООО «Южное ЖКХ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным распоряжения главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области ФИО2 (далее – Администрация; уполномоченный орган) от 08.10.2020 № 107 об утверждении состава комиссии для открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих на многоквартирные жилые дома в с. Песчаное Смидовичского городского поселения с целью подачи тепла в помещения и признании незаконными действий главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области ФИО2 по организации открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих в многоквартирные жилые дома №№ 2, 6, 8 по ул. Урминская, №№ 1, 2, 4, 6 по пер. Новому с. Песчаное Смидовичского района ЕАО.

Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А16-3014/2020.

Решением суда от 07.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, и дополнениями к ней, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель сослался на то, что с 30.04.2020 управляющая организация общество с ограниченной ответственностью «Единые коммунальные системы» (далее – ООО «ЕКС») отказалась от управления многоквартирными домами с. Песчаное, в этой связи, Администрация провела ряд мероприятий по отбору управляющей организации, однако результатов не последовало, новая управляющая организация на конкурс не вышла. Статьей 14 Закона № 131-ФЗ, пунктом 4 статьи 3, пунктом 3 статьи 27 Устава муниципального образования «Смидовичское городское поселение» установлено, что к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), установлено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Ввиду того, что многоквартирные дома остались без управления, Администрация в силу вверенных ей полномочий осуществила своими силами, безвозмездно, промывку внутридомовых инженерных сетей во избежание не подключения жилых домов к отоплению, а также осуществила открытие задвижек. По мнению апеллянта, данные действия согласуются с действующим законодательством Российской Федерации, не выходят за пределы полномочий Администрации и направлены на своевременное обеспечение подачи тепла в жилые многоквартирные дома жителей городского поселения. При этом Администрация обращает внимание на то, что Общество было уведомлено о предстоящем открытии задвижек, что подтверждается скриншотом об отправке распоряжения № 107 с графиком подключения домов в его адрес.

Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле муниципальное казенное учреждение «Чистый Поселок», которое осуществило промывку и опрессовку системы теплоснабжения жилых многоквартирных домов в с. Песчаное, а также не привлек к участию в деле членов комиссии, осуществляющих открытие задвижек, которые могли бы подтвердить обстоятельства дела.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 02.06.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Южное ЖКХ» не согласилось с доводами жалобы, считает решением суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

ООО «Южное ЖКХ» не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

ООО «Южное ЖКХ» оказывает населению Смидовичского городского поселения, в частности в с. Песчаное Смидовичского района ЕАО, услуги теплоснабжения.

По договору аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 5/1/17 Администрация передала Обществу во временное пользование имущество, для оказания услуг теплоснабжения, в том числе в с. Песчаное Смидовичского района Еврейской автономной области (Котельная № 10, здание котельной, тепловые сети от Котельной № 10, оборудование Котельной № 10).

Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 29.09.2020 по делу № А16-835/2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021, договор аренды муниципального имущества от 15.09.2017 № 5/1/17 признан недействительным и суд обязал Общество вернуть Администрации переданное по договору имущество, в этой связи суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Администрации о том, что ООО «Южное ЖКХ» продолжает пользоваться имуществом, фактически в отсутствие правоустанавливающего документа на объекты, так как данный довод не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку решение вступило в законную силу 15.03.2021, а оспариваемые распоряжения и действия Администрации совершены 08.10.2020-09.10.2020.

Таким образом, в спорный период времени Общество являлось ресурсоснабжающей организацией для спорных многоквартирных домов.

ООО «ЕКС» являлась управляющей организацией многоквартирных жилых домов № 2, № 6, № 8 по ул. Урминская, № 1, №2, № 4, № 6 по пер. Новый с. Песчаное Смидовичского района суда Еврейской автономной области.

Решением государственной жилищной инспекции от 19.05.2020 № 126 внесены изменения в ГИС ЖКХ в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «ЕКС»: исключены сведения о многоквартирных жилых домах № 2, № 4, № 6, № 8 по ул. Урминская, № 1, № 2, № 4, № 6 по пер. Новый с. Песчаное Смидовичского района суда Еврейской автономной области.

При этом новая управляющая организация спорными многоквартирными домами не выбрана.

Письмом от 10.09.2020 № 667, полученным Обществом 15.09.2020 за вх. № 308, Администрация уведомила ООО «Южное ЖКХ», что в целях качественной подготовки к отопительному сезону 2020-2021 с 09 часов 11.09.2020 будет проводиться промывка систем отопления многоквартирных домов с. Песчаное. Предложено направить специалиста ООО «Южное ЖКХ» для участия в промывке.

Распоряжением администрации городского поселения от 05.10.2020 № 105 «О начале отопительного сезона» руководителям организаций, имеющим в своем управлении или на балансе жилищной фонд, в том числе ООО «Южное ЖКХ», указано с 06.10.2020 начать подачу тепла для дошкольных учреждений, школ, объектов здравоохранения, жилищного фонда.

Письмом от 06.10.2020 № 766, полученным Администрацией 06.10.2020 за вх. № 3679, Общество сообщило Администрации, что до настоящего времени не проведена промывка системы теплопотребления многоквартирных домов, расположенных в с. Песчаное. Согласно пункту 5.2.10 Правил № 170 подключение систем теплопотребления, не прошедших промывку не допускается. Администрации необходимо незамедлительно произвести промывку системы отопления жилищного фонда с. Песчаное с участием представителя теплоснабжающей организации для принятия результатов произведенной промывки, в противном случае, многоквартирные дома к системе отопления подключены не будут.

Распоряжением Администрации от 08.10.2020 № 107 утверждена комиссия для открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих на многоквартирные жилые дома в с. Песчаное Смидовичского городского поселения, с целью подачи тепла в помещения 08.10.2020, в составе:

- главы администрации Смидовичского городского поселения ФИО2;

- главного специалиста-эксперта администрации ФИО3;

- начальника юридического отдела администрации ФИО1;

- и.о. заместителя начальника управления ЖКХ Смидовичского муниципального района ЕАО ФИО4;

- директора МКУ «Чистый Поселок» ФИО5

Названным распоряжением комиссии указано составить Акт по результатам открытия запорных арматур с применением фото-видео фиксации (пункт 2); уведомить ресурсоснабжающую организацию ООО «Южное ЖКХ» (пункт 3).

Согласно графику открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих на многоквартирные жилые дома в с. Песчаное, приложенному к оспариваемому распоряжению Администрации, 08.10.2020 – Урминская, <...>, д. 6; 09.10.2020 – Урминская, <...>; пер. Новый, д. 1.

Оспариваемое распоряжение направлено Обществу 09.10.2020 в 12 часов 53 минуты, согласно скриншоту страницы электронной почты Администрации.

В материалы дела Администрацией представлены акт от 08.10.2020 № 1 подключения к системе центрального теплоснабжения многоквартирных домов с Песчаное: дом № 2 по ул. Урминской, дома № 2, № 4, № 6 по пер. Новому; акт от 09.10.2020 № 2 подключения к системе центрального теплоснабжения многоквартирных домов с Песчаное: дома № 6, № 8 по ул. Урминской и дом № 1 по пер. Новому.

08.10.2020 комиссией в составе начальника производственного отдела ФИО6 и мастера участка теплоснабжения ФИО7 составлен акт обследования на основании звонка машиниста котельной № 10 с. Песчаное ФИО8 о резком падении давления сетевой воды и увеличения подпитки системы теплоснабжения, согласно которому комиссией установлено, что представители Администрации во главе с ФИО2 произвели самовольное подключение многоквартирных жилых домов по ул. Урминская, <...>; пер. Новый, <...>, д.6.

Докладной запиской от 08.10.2020 начальник производственного отдела ФИО6 сообщил заместителю директора общества ФИО9, что 08.10.2020 в 13 часов 35 минут обнаружено, что представителя Администрации во главе с ФИО2 было произведено самовольное подключение к системе отопления многоквартирных домов по адресу: <...>. Самовольное подключение, без согласования с ресурсоснабжающей организацией, создали аварийную ситуацию на котельной № 10. После открытия запорной арматуры на входе в многоквартирные дома произошло резкое падение давления сетевой воды и увеличение подпитки системы теплоснабжения, что привело к необходимости отключения сетевого насоса и остановки котлов. После краткосрочно остановки котельной, температура теплоносителя снизилась. Температурный режим согласно графику был нарушен. Все эти действия привели к длительному восстановлению температуры теплоносителя в соответствии с нормативной. Просил принять меры по недопущению аналогичных ситуаций на объектах теплоснабжения.

Общество, полагая, что распоряжение Администрации от 08.10.2020 № 107, а также действия главы Администрации ФИО2 по организации открытия запорной арматуры тепловых сетей, идущих на многоквартирные жилые дома № 2, 6, 8 по ул. Урминской, № 1, 2, 4, 6 по пер. Новому с. Песчаное Смидовичского района Еврейской автономной области, являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой правомерно исходил из следующего.

Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).

Из положений пункта 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ)

В соответствии с частью 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В рассматриваемом случае Администрацией вынесено распоряжение по вопросу организации работы местной администрации, принявшей на себя фактически функции управляющей организации спорных многоквартирных домов, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставления им коммунальных услуг.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 1, 4 части 1 статьи 6 Закона № 190-ФЗ).

Ввиду того, что спорные многоквартирные дома остались без управления, до подписания договора управления с новой управляющей организацией, Администрация, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, предоставления им коммунальных услуг, должна была принять меры по обеспечению готовности инженерных коммуникаций для оказания услуг теплоснабжения: обеспечения промывки внутридомовых инженерных сетей.

Пунктом 5.2.10 Правил № 170 предусмотрено, что промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, при этом должно достигаться полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя. Для промывки используется водопроводная или техническая вода. Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах промывку и дезинфекцию, не допускается. Диафрагмы и сопла гидроэлеваторов во время промывки системы отопления должны быть сняты. После промывки система сразу должна быть наполнена теплоносителем. Держать системы отопления опорожненными не допускается. Теплообменники перед пуском системы следует очистить химическим или механическим способом.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» в пункте 9.2.9 также закреплено, что промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Системы промываются водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3 - 5 раз, ежегодно после отопительного периода, при этом достигается полное осветление воды. При проведении гидропневматической промывки расход водо-воздушной смеси не должен превышать 3 - 5-кратного расчетного расхода теплоносителя. Для промывки систем используется водопроводная или техническая вода. В открытых системах теплоснабжения окончательно промывка после дезинфекции производится водой, соответствующей требованиям действующего стандарта на питьевую воду, до достижения показателей сбрасываемой воды до требуемых санитарными нормами на питьевую воду, для конденсатопроводов качество сбрасываемой воды должно соответствовать требованиям в зависимости от схемы использования конденсата. Дезинфекция систем теплопотребления производится в соответствии с требованиями, установленными санитарными нормами и правилами.

В силу пункта 9.2.10. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.

В силу пункту 3.4.8 СанПин 2.1.4.2496-09 (действовал в спорный период) производственный контроль эффективности промывки и дезинфекции проводится организациями, эксплуатирующими системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Таким образом, предусмотрен производственный контроль промывки со стороны организаций, эксплуатирующих системы теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Таким образом, обязанность осуществлять промывку и дезинфекцию системы теплоснабжения предусмотрена нормативно.

Письмом от 10.09.2020 № 667, полученным Обществом 15.09.2020 за вх. № 308, Администрация уведомила ООО «Южное ЖКХ», что в целях качественной подготовки к отопительному сезону 2020-2021 с 11.09.2020 с 09 часов будет проводится промывка систем отопления многоквартирных домов с. Песчаное. Обществу предложено направить специалиста ООО «Южное ЖКХ» для участия в промывке.

В свою очередь, ООО «Южное ЖКХ», как организация, эксплуатирующая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, должна была обеспечить участие своего специалиста для осуществления производственного контроля промывки, но этого не сделала.

Довод о том, что именно 11.09.2020 промывка не проводилась и поэтому Общество не обеспечило участие своего специалиста правомерно отклонен судом, так как в письме от 10.09.2020 № 667 указана не конкретная дата осуществления промывки, а указана дата начала ее осуществления.

Общество, действуя разумно, как организация, эксплуатирующая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, ввиду приближающегося отопительного сезона, должно было и могло, в том числе путем взаимодействия с Администрацией, обеспечить участие своего представителя при проведении проверки.

Согласно представленным в материалы дела актам промывки системы отопления от 15.09.2020 № 1, 2, от 16.09.2020 № 8, от 23.09.2020 № 3, 4, от 29.09.2020 № 5, 6, 7 проведена промывка систем отопления домов № 8, 2, 4, 6 по ул. Урминской в с. Песчаное и домов № 1, 2, 4, 6 по пер. Новому с. Песчаное.

При этом из актов следует, что системы отопления промыты хозпитьевой/сетевой водой с трех/пяти – кратным заполнением и дренированием в канализацию, при давлении 0,5 Мпа, до полного осветления, со вскрытием и чисткой грязевика. На основании осмотра установлено, что система отопления промыта и готова для эксплуатации в отопительный период 2020-2021 годы.

Между тем, Общество, заявляя о том, что фактически промывка не проводилась, так как МКУ «Чистый поселок» не заключало договоры водоснабжения и водоотведения с ООО «ЕКС», в подтверждение вышеуказанного факта не заявило о фальсификации доказательств по делу в установленном статьей 161 АПК РФ порядке.

Таким образом, если бы истец воспользовался своим правом и сделал в письменном виде заявление о фальсификации, в этом случае арбитражный суд принял бы предусмотренные федеральным законом меры для проверки достоверности заявления о фальсификации доказательства, в том числе назначил экспертизу, истребовал другие доказательства или принял иные меры, в том числе вызвал в качестве свидетелей лиц, участвующих при проведении промывки.

В этой связи, довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не привлек к участию в деле МКУ «Чистый Поселок», которое осуществило промывку и опрессовку системы теплоснабжения жилых многоквартирных домов в с. Песчаное, а также не привлек к участию в деле членов комиссии, осуществляющих открытие задвижек, которые могли бы подтвердить обстоятельства дела, подлежит отклонению.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно принял представленные в материалы дела акты промывки системы отопления от 15.09.2020 № 1, 2, от 16.09.2020 № 8, от 23.09.2020 № 3, 4, от 29.09.2020 № 5, 6, 7 как относимые и допустимые.

Не заключение МКУ «Чистый поселок» договоров водоснабжения и водоотведения с ООО «ЕКС», не означает не осуществление промывки систем отопления и находится в плоскости гражданских взаимоотношений указанных лиц.

Между тем, Администрация, осуществив промывку систем отопления спорных многоквартирных домов (15.09.2020, 16.09.2020, 23.09.2020, 29.09.2020), своевременно (до издания оспариваемого распоряжения и совершения оспариваемых действий) не направила акты о промывке ресурсоснабжающей организации, известив тем самым Общество о проведенной промывке систем отопления и предоставив ему возможность осуществить производственный контроль эффективности промывки.

Акты получены ООО «Южное ЖКХ» только 15.10.2020 за вх. № 351, то есть уже после вынесения оспариваемого распоряжения и осуществления оспариваемых действий по открытию запорных арматур спорных многоквартирных домов.

При этом Общество по состоянию на 06.10.2020 (письмо от 06.10.2020 за исх. № 766) сообщало Администрации о необходимости последней незамедлительно произвести промывку систем отопления жилищного фонда с. Песчаное с участием представителя теплоснабжающей организации для принятия результатов произведенной промывки, иначе многоквартирные дома к системе отопления подключены не будут.

Пунктом 3 оспариваемого распоряжения от 08.10.2020 № 107 установлено, что об открытии комиссией запорных арматур спорных многоквартирных домов необходимо уведомить ресурсоснабжающую организацию.

Между тем, судом установлено, что названное распоряжение было направлено Обществу посредством электронной почты только 09.10.2020 в 12 часов 53 минуты, то есть после осуществления открытия - 08.10.2020 (в день открытия – 09.10.2020) запорных арматур спорных многоквартирных домов.

Согласно пункту 5.25 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 № 285 (далее – Инструкция) потребитель тепловой энергии перед пуском тепловых пунктов и систем теплопотребления обязан выполнить их ремонт, промывку (а при открытой системе теплоснабжения - дезинфекцию и повторную промывку), гидравлические испытания на прочность и плотность, после чего предъявить их представителю организации, эксплуатирующей тепловые сети (далее – ОЭТС) для получения разрешения на включение. Заполнение сетевой водой и включение тепловых пунктов и систем теплопотребления, не осмотренных или не допущенных представителем ОЭТС к эксплуатации, не разрешается.

Затем представитель ОЭТС проводит предпусковой осмотр тепловых пунктов и систем теплопотребления (пункт 5.27 Инструкции), а до проведения пусковых работ оборудование тепловых пунктов и систем теплопотребления должны быть подвергнуты гидравлическому испытанию на прочность и плотность (пункт 5.28 Инструкции).

В силу пункта 5.31 Инструкции результаты гидравлического испытания, а также все дефекты, выявленные при осмотре систем, и замечания представителя ОЭТС необходимо занести в оперативный журнал теплового пункта и в акт о готовности теплового пункта и систем теплопотребления к отопительному сезону, являющийся документом на включение системы. Акт подписывают представители ОЭТС и потребителя тепловой энергии.

Если результаты гидравлического испытания не отвечают указанным условиям, потребитель должен выявить и устранить утечки, после чего системы должны быть подвергнуты повторному гидравлическому испытанию на прочность и плотность.

До включения в эксплуатацию системы теплопотребления должны быть полностью опорожнены от водопроводной воды, которой проводились гидравлические испытания, и заполнены сетевой водой. Включение систем теплопотребления без замены находящейся в них водопроводной воды на сетевую не допускается (пункт 5.32 Инструкции).

Включение систем теплопотребления должно производиться персоналом потребителя по заранее разработанному графику, согласованному с ОЭТС (пункт 5.33 Инструкции).

Таким образом, подключение (запуск) многоквартирного дома к системе теплопотребления является сложным процессом, осуществляемым совместно потребителем и ОЭТС, направленным на избежание аварийных ситуаций.

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, Администрация, издав оспариваемое распоряжение и совершив оспариваемые действия, не известив при этом Общество о проведенной промывке и предстоящем подключении спорных многоквартирных домов, не проведя гидравлических испытаний на прочность и плотность, не получив разрешение на включение, не согласовав с Обществом график включения систем теплоснабжения, нарушила требования правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и подключения потребителей тепловой энергии перед пуском систем теплоснабжения.

В этой связи, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии правовых оснований у Администрации для вынесения оспариваемого распоряжения от 08.10.2020 № 107, которое не соответствует приведенным выше требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил требования заявителя.

Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 07.04.2021 по делу № А16-3014/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

А.П. Тищенко

Судьи

Е.И. Сапрыкина

Е.А. Швец