ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-319/2021 от 01.03.2021 АС Хабаровского края

1110/2021-3450(2)

Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 № 06АП-319/2021

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: 

судьи Е.И. Сапрыкиной

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Открытого  акционерного общества «Российские железные дороги» 

на решение от 18.12.2020 Арбитражного суда Хабаровского края

по делу № А73-17501/2020, рассмотренному в порядке упрощенного  производства 

по иску   Акционерного общества «РН-Транс»
к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» 
о  взыскании 683 764,20 руб. 

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «РН-Транс» (далее – истец, АО «РН-Транс»)

обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Открытому  акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ответчик,  ОАО «РЖД») о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере  683 764,20 руб. накладным №№ ЭП968047, ЭП968271, ЭС295119, ЭС647420,  ЭР168702, ЭР982919, ЭО796923, ЭО797065. 

Решением суда от 15.01.2020, принятым в порядке упрощенного  производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме. 

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО «РЖД» обратилось в  Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой 


указывает на несогласие с решением суда в связи с неполным выяснением  обстоятельств дела. 

По мнению апеллянта, имеются основания для продления срока доставки  груза по накладной № ЭО796923 (вагон № 62068556), на 2 суток в связи с  устранением коммерческой неисправности (устранения излома ограждения). 

Ответчик указывает, что АО «РН-Транс» не соблюден претензионный  порядок урегулирования спора, установленного статьей 123 УЖТ РФ, в связи с  чем, расходы по оплате государственной пошлины должны быть возложены на  истца. 

Кроме этого, апеллянт просит уменьшить взыскиваемую сумму неустойки  на основании положений статьи 333 ГК РФ по мотиву того, что эта сумма явно  несоразмерна последствиям нарушения обязательства и значительно  превышает возможные убытки на стороне истца. 

Истец в отзыве возражает против заявленных доводов.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с  учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к  следующему. 

Как видно из материалов дела, в октябре 2019 года на станцию назначения  Дземги ДВЖД отправлен груз в адрес грузополучателя - АО «РН-Транс» по  железнодорожным накладным №№ ЭП968047, ЭП968271, ЭС295119,  ЭС647420, ЭР168702, ЭР982919, ЭО796923, ЭО797065. 

Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами  исчисления сроков, превышен перевозчиком от 3 до 6 суток, АО «РН-Транс»  направило в его адрес претензию от 02.06.2020 № АИ-0542-КА с требованием  об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которая оставлена без  удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в  арбитражный суд с настоящим требованием. 

Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в  пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном  транспортными уставами и кодексами. 

В силу статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего  исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, 


установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а  также соглашением сторон. 

Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18- ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее -  Устав) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные  сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения  установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на  железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки  грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для  грузополучателей. 

За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в  размере, указанном в статье 97 Устава. 

Согласно статье 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не  принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров  перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик  соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере  6 процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов),  контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки  считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за  перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера  (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие  предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств. 

Удовлетворяя исковые требования в данном случае, суд исходил из  доказанности материалами дела факта доставки груза по спорным  железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного  срока. 

Возражения апеллянта относительно того, что просрочка доставки груза по  накладной № ЭО796923 (вагон № 62068556) возникла в связи с устранением  коммерческой неисправности (устранения излома ограждения) отклоняются  судом второй инстанции. 

Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным  транспортом определен в Правилах исчисления сроков доставки грузов, 


порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных  приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 (далее - Правила № 245). 

В соответствии с пунктом 6.2 Правил исчисления сроков доставки срок  доставки увеличивается на все время задержки вагонов в пути следования,  связанной с оформлением и исправлением обнаруженной коммерческой  неисправности вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем. 

Из материалов дела следует, что в пути следования на станции Белогорск-2  ЗабЖД при помощи системы визуального контроля АСКО ПВ выявлено, что у  вагона № 62068556 на восточной тележке излом деревянного щита торцевого  ограждения, в средней части излом досок упорно-распорной рамы. 

Ответчик указывает, что факт обнаружения коммерческой неисправности  подтверждается выпиской из книги формы ГУ-98 (Книга регистрации  коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого  осмотра). Время устранения неисправности подтверждается прилагаемой  Книгой учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих  неисправностей формы ГУ-115. По окончании задержки на основании актов  общей формы, составленных станцией отцепки, оформлен акт общей формы   № 6/12509 от 20.09.2019, согласно которому срок доставки всего продлен на 8  суток из них 2 суток для устранения коммерческой неисправности. 

Вместе с тем, Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к  перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом  Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 № 374 (далее –  Правила № 374), перевозчик не освобождается от ответственности во всех  случаях выявления коммерческой неисправности. 

В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами  перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о  коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами  к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не  подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности  грузоотправителя (пункт 87 Правил № 374). 

Перевозчик на момент погрузки груза не лишен возможности проверки  порядка погрузки, размещение и крепление грузов в вагонах, в целях 


обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного  транспорта, сохранности грузов, вагонов, контейнеров. 

На момент отправки груза каких-либо замечаний относительно  коммерческого, технического состояния и пригодности вагона у перевозчика не  имелось. 

Все обязанности, предусмотренные Правилами перевозок, выполнены  грузоотправителем надлежащим образом и вагон № 62068556 принят  перевозчиком к перевозке без замечаний. 

В накладной имеется отметка о выполнении погрузки согласно ТУ ЦМ943- 2003. Какие-либо замечания перевозчика о нарушении правил погрузки в  накладной отсутствуют. 

Факт принятия груза перевозчиком, отсутствие претензий ОАО «РЖД» к  погрузке и креплению груза, отправка груза со станции подтверждает  соблюдение грузоотправителем технических условий и исключает вину  грузоотправителя в возникновении коммерческих неисправностей. 

После погрузки вагон принят перевозчиком в технически и коммерчески  исправном состоянии, что подтверждается фактом заключения договора  перевозки и согласованием всех условий. 

Неисправность обнаружена в пути следования, после приема перевозчиком  груза к перевозке. Приняв груз к перевозке, перевозчик контролирует  коммерческое состояние груза и несет ответственность за его состояние и  сохранность. 

Как верно отмечено судом первой инстанции, представленные в материалы  дела ответчиком акты общей формы не содержат сведений, которые бы  позволяли установить, что выявленная неисправность образовалась именно  вследствие нарушений грузоотправителем правил погрузки. 

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле,  должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание  для своих требований и возражений. 

Участники спора согласно статьям 8, 9 АПК РФ пользуются равными  правами на предоставление доказательств и несут риск наступления  последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в 


том числе представления доказательств обоснованности и законности своих  требований и возражений. 

С учетом изложенного, именно на ОАО «РЖД», как на перевозчика,  возлагается обязанность по доказыванию надлежащего исполнения принятых  на себя обязательств, а также причин нарушения сроков доставки груза, не  зависящих от него.  

Между тем, ответчик не представил надлежащих доказательств законных  оснований для задержки груза, в связи с чем, оснований для увеличения сроков  доставки груза не имеется. 

Также отклоняется довод о применении к спорным отношениям статьи 333  ГК РФ

В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 ГК РФ  исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней),  то есть определенной законом или договором денежной суммой, которую  должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. 

Согласно положениям статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате  неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд  вправе уменьшить неустойку. 

Как следует из Информационного письма Президиума ВАС РФ от  14.07.1997 № 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи  333 Гражданского кодекса Российской Федерации» критериями для  установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения  обязательства могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки;  значительное превышение суммы неустойки возможных убытков, вызванных  нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательства и другие  обстоятельства. 

В силу пункта 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О  некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав  железнодорожного транспорта Российской Федерации», в случае установления  арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной  несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения 


обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его  размер. 

При рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по  заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить  из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником  денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими  денежными средствами; поскольку никто не вправе извлекать преимущества из  своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть  более выгодными для должника, чем условия пользования денежными  средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по  кредитным договорам) (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011   № 81). 

Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения  обязательства в каждом рассматриваемом случае оценивается судом с учетом  конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон. 

Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки, однако доказательств  несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в  материалы дела не представил. 

Поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим  законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную  функцию, то наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с  нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного  вида гражданско-правовой ответственности. 

Указанные выводы не противоречат правовой позиции, изложенной в  абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 № 81. 

Осуществляя профессиональную экономическую деятельность в области  перевозки грузов железнодорожным транспортом, ответчик был осведомлен о  размере неустойки, предусмотренной статьей 97 УЖТ РФ за нарушение сроков  доставки грузов, в связи с чем, при должной степени заботливости и  осмотрительности при исполнении принятых на себя обязательств мог  избежать для себя негативных последствий в виде взыскания неустойки в  заявленном в иске размере. 


При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, принимая во  внимание изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие доказательств  несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, приходит  к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК  РФ в спорном случае. 

Апелляционный довод о наличии оснований для отнесения судебных  расходов по оплате государственной пошлины на АО «РН-Транс» в связи с  нарушением срока, установленного статьей 123 УЖТ РФ, отклонятся судом  второй инстанции в связи со следующим. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 797 ГК РФ до предъявления к  перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление  ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным  уставом или кодексом. 

Согласно статье 120 УЖТ РФ до предъявления к перевозчику иска,  связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно  предъявляется претензия. Право на предъявление к перевозчику претензии,  связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют  грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) - в случае  просрочки доставки груза, грузобагажа. 

Статьей 123 УЖТ РФ предусмотрено, что претензии к перевозчикам за  просрочку доставки груза, могут быть предъявлены в отношении штрафов и  пеней - в течение сорока пяти дней. 

Принимая во внимание, что 45-дневный срок предъявления претензии к  перевозчику, при условии соблюдения порядка ее предъявления, не является  пресекательным, его пропуск не является нарушением претензионного порядка,  предусмотренного статьей 120 УЖТ РФ. 

В пункте 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30  отмечено, что предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем  железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за  пределами сроков, предусмотренных статьей 123 УЖТ РФ, при условии  соблюдения установленного уставом и правилами перевозок грузов порядка  предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового 


заявления. Если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло  вследствие нарушения истцом предусмотренных статьей 123 УЖТ РФ сроков  предъявления претензии к перевозчику, арбитражный суд в соответствии с  частью 1 статьи 111 АПК РФ вправе отнести на истца судебные расходы (в  полном размере или в части) независимо от исхода спора. 

ОАО «РЖД» знало о требованиях АО «РН-Транс» и до момента  рассмотрения настоящего спора судом, имело возможность добровольно  исполнить обязанность. Таким образом, поскольку спор возник в результате  нарушения сроков доставки груза и его рассмотрение в суде не связано с  несоблюдением АО «РН-Транс» претензионного порядка, расходы по  государственной пошлине правомерно отнесены судом первой инстанции на  ОАО «РЖД». 

Учитывая выше установленное, оснований для отмены или изменения  судебного решения у второй инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2021 по делу №  А73-17501/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд  Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через  арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным  частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Судья Е.И. Сапрыкина


Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента

Дата 10.08.2020 23:10:40

Кому выдана Сапрыкина Елена Ильинична