ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3205/2021 от 30.06.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3205/2021

07 июля 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Вертопраховой Е.В.

судей                                       Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю: представителя ФИО1  по доверенности от 14.07.2020 (сроком на три года);

от Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: представителя ФИО2  по доверенности от 11.01.2021 (сроком по 01.01.2022);

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю

на решение от  23.04.2021

по делу № А73-479/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными представления от 09.12.2020 № 22-14-75/48-6370 в части,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - заявитель, УФСИН) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК) с заявлением, с учетом принятых уточнений, о  признании незаконными пунктов  2 и 3 представления  от 09.12.2020                          № 22-14-75/48-6370.

Решением суда от 23.04.2021 заявленные требования удовлетворены - пункты 2 и 3 представления Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 09.12.2020 № 22-14-75/48-6370 признаны незаконными.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, УФК  обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований УФСИН.

Заявитель жалобы утверждает следующее: заявителем была произведена оплата капитального ремонта объектов недвижимого имущества на общую сумму 19366632,94 руб., не включенных в утвержденные главным распорядителем средств федерального бюджета (ФСИН России) программы капитального ремонта объектов недвижимого имущества уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на соответствующий год; УФСИН,  осуществив оплату работ на объектах, не включенных в программы капитальных ремонтов, допустило нецелевое использование средств федерального бюджета; вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанные объекты недвижимого имущества были включены в годовые планы УФСИН по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов на 2017-2019 годы, не учитывает того обстоятельства, что данные планы были предоставлены заявителем только после подписания акта проверки, и  составлены исходя из фактически произведенных расходов, они  не соответствовали утвержденным ФСИН России программам капитального ремонта;  в 2017 заявителем осуществлялось приобретение строительных материалов для объектов ФКУ ИК-7 УФСИН, ФКУ ИК-12 УФСИН, ФКУ СИЗО-1 и УФСИН на общую сумму 838154,60 руб. (реестр кассовых расходов за 2017 год на приобретение строительных материалов и основных средств за счет средств выделенных на капитальный ремонт - приложение № 3 к акту проверки), при этом капитальный ремонт вышеуказанных объектов недвижимого имущества в программе капитального ремонта объектов УФСИН на 2017 год предусмотрен не был;  в 2018 году заявителем также были приобретены строительные материалы и основные средства на сумму 926588,67 руб. для объектов ФКУ ИК-12 УФСИН, ФКУ РЖ-13 УФСИН, ФКУ ЖКУ УФСИН и УФСИН,  не отраженных в программе капитальных ремонтов на 2018 год (реестр кассовых расходов за 2018 год на приобретение строительных материалов и основных средств за счет средств выделенных на капитальный ремонт - приложение № 3 к акту проверки); поскольку вышеуказанные объекты недвижимости не были включены в соответствующие программы капитальных ремонтов, оснований для оплаты строительных материалов по виду расходов 243, предназначенного для осуществления затрат в целях капитального ремонта, у заявителя не имелось, поэтому, УФСИН в данном  случае также было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.

В представленных  в суд возражениях  на апелляционную жалобу, УФСИН отклонило доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

В судебном заседании представитель заявителя жалобы  поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт.

Представитель УФСИН  в судебном заседании не согласилась  с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, и возражений  на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Как видно  из материалов дела, УФК была проведена плановая камеральная проверка УФСИН на основании приказа УФК от 03.09.2020 № 286 «О назначении плановой камеральной проверки УФСИН», по результатам которой  составлен акт от 15.10.2020, где  выявлено нарушений в финансово-бюджетной сфере на общую сумму 82493043,61 руб., в том числе: нарушения (риски) при принятии бюджетных обязательств; нецелевое использование бюджетных средств; нарушение (риск) правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета; нарушения (риски) при составлении бюджетной отчетности; иные нарушения (риски) ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной (финансовой) отчетности; нарушение требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги; нарушения в части применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании проведенной  камеральной проверки УФК вынесено представление от 09.12.2020 № 22-14-75/48-6370, в котором также отражены указанные нарушения. При этом предписанием УФК потребовало от УФСН принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 25.01.2021 и о результатах исполнения предписания проинформировать в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение в срок до 08.02.2021.

Не согласившись с пунктами 2 и 3 названного представления, считая их незаконными и необоснованными, УФСИН обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно пункту 2 оспариваемого представления, в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пунктов 15.5.7, 16.8 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 Управлением осуществлено расходование бюджетных средств на общую сумму 19366632,94 руб. (из них: в 2017 году - 11898883,94 руб.; в 2018 году - 5714349,00 руб.; в 2019 году -                 1753400,00 руб.) на оплату денежных обязательств по государственным контрактам (договорам), заключенным на капитальный ремонт объектов УИС, не предусмотренных программами капитального ремонта на 2017, 2018, 2019 годы, утвержденными главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России и определяющими объекты и стоимость капитального ремонта, целевое назначение расходования бюджетных средств по КБК 320 0305 4230890049 243, что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

При этом, вменяя УФСИН указанные нарушения, УФК исходило из следующего.

В ходе камеральной проверки УФК в УФСИН была проведена проверка предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности.

УФК  установлено, что в 2017-2019 годах планирование расходов бюджета на осуществление капитального ремонта, производилось УФСИН в рамках формирования и утверждения программ капитального и текущего ремонта объектов недвижимого имущества уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2017, 2018, 2019 годы.

Согласно указаний, доведенных письмами ФСИН России от 30.12.2016                 № исх-04-77973, от 28.12.2017 № исх-05-89760, от 10.01.2019 № исх-07-446, в первоочередном порядке подлежат включению в программы капитальных ремонтов на 2017 - 2019 года объекты, требующие срочного ремонта по итогам осмотров и обследований зданий и сооружений, мероприятия по обеспечению должных условий содержания для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, выполнению решений судов, поручений ФСИН России, устранению замечаний органов прокуратуры, а также объекты медицинского назначения, ДМР, СИЗО, ИСО, ВК, ОСН. Дополнительно было указано на необходимость предусмотреть работы по созданию исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры, проведение ремонтных работ в домах ребенка и создание необходимых условий для инвалидов.

В программу капитального ремонта объектов УФСИН на 2017 год, утвержденную заместителем директора ФСИН России,  включено выполнение работ по 4 объектам:

1. Капитальный ремонт помещения камерного типа (ШИЗО) ФКУ ИК-1 УФСИН на сумму 1 080 000,00 рублей (фактически выполнено на сумму                          1080000,00 руб.);

2. Капитальный ремонт столовой ФКУ ИК-3 УФСИН на сумму                       720000,00 рублей (фактически выполнено на сумму 593979,00 руб.);

3. Капитальный ремонт столовой ФКУ ИК-5 УФСИН на сумму                        720000,00 рублей (фактически выполнено на сумму 595274,00 руб.);

4. Капитальный ремонт общежития колонии-поселения (под исправительный центр) ФКУ ИК-7 УФСИН на сумму 4500000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 3605092,00 руб.).

По доводам УФК фактически УФСИН в 2017 году заключены государственные контракты (договоры) на проведение работ по капитальному ремонту 17 объектов недвижимого имущества, из которых 13 объектов не были включены в программу капитального ремонта объектов УФСИН на 2017 год, в том числе:

1. Выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Капитальный ремонт 2-х лифтов УФСИН, находящихся по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск» на общую сумму 99000,00 руб.;

2. Выполнение работ по разработке сметной документации по объекту: «Капитальный ремонт 2-х лифтов УФСИН, находящихся по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск» на общую сумму 45000,00 руб.;

3. Выполнение работ на объекте: «Капитальный ремонт 2-х лифтов «УФСИН», находящихся по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск» на общую сумму 11983066,10 руб.;

4. Выполнение работ по капитальному ремонту 2 оконных блоков в здании УФСИН, находящемся по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск на общую сумму 30000,00 руб.;

5. Выполнение работ по капитальному ремонту дверного блока в помещении электрощитовой здания УФСИН, находящемся по адресу:                         ул. Яшина, 50, г. Хабаровск на общую сумму 25000,00 руб.;

6. Выполнение работ по капитальному ремонту дверных блоков в здании УФСИН, расположенном по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск на общую сумму 91000,00 руб.;

7. Выполнение работ по капитальному ремонту кровли технической надстройки выхода на крышу здания УФСИН, расположенного по адресу: <...>, г. Хабаровск на общую сумму                       97272,80 руб.;

8. Выполнение работ по капитальному ремонту комнаты отдыха здания УФСИН, расположенного по адресу: ул. Восточный Семафор, 28, г. Хабаровск на общую сумму 49312,20 руб.;

9. Выполнение работ по капитальному ремонту теплотрассы и здания ФКУ ИК-12 УФСИН на общую сумму 2139902,84 руб.;

10. Выполнение работ по капитальному ремонту здания ФКУ ИК-12 УФСИН на общую сумму 38315,00 руб.;

11. Выполнение работ по капитальному ремонту дверного блока в помещении склада ФКУ ИК-12 УФСИН на общую сумму 25000,00 руб.;

12 Выполнение работ по капитальному ремонту административно-бытового здания ФКУ ИК-7 УФСИН на общую сумму 1876015,00 руб.;

13. Выполнение работ по капитальному ремонту участка теплотрассы ФКУ ИК-8 УФСИН на общую сумму 1400000,00 руб.

В программу капитального и текущего ремонта объектов УФСИН на 2018 год, утвержденную заместителем директора ФСИН России, было включено выполнение работ по 8 объектам:

1. Капитальный ремонт помещения камерного типа корпуса № 6 ФКУ ИК-1 УФСИН на сумму 1380000,00 руб. (фактически выполнено на сумму                      1230386,00 руб.);

2. Капитальный ремонт помещений под исправительный центр (внутренняя отделка) ФКУ ИК-7 УФСИН на сумму 6758000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 0,00 руб.);

3. Капитальный ремонт отопления здания ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-14 УФСИН на сумму 700000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 521179,00 руб.);

4. Капитальный ремонт помещений ФКУ СИЗО-1 УФСИН на сумму 1 500 000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 1500000,00 руб.);

5. Капитальный ремонт помещений ФКУ СИЗО-3 УФСИН на сумму 50000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 50000,00 руб.);

6. Капитальный ремонт помещений ФКУ УИИ УФСИН на сумму                  750000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 750000,00 руб.);

7. Капитальный ремонт помещений в здании УФСИН, находящемся по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск на сумму 599000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 599000,00 руб.);

8. Капитальный ремонт помещений здания УФСИН, расположенного по адресу: ул. Восточный Семафор, 28, Хабаровск (замена оконных блоков) на сумму 364000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 364000,00 руб.).

При этом в 2018 году УФСИН в рамках заключенных государственных контрактов были оплачены работы по капитальному ремонту 2 объектов, которые не были включены в программу капитального ремонта объектов УФСИН на 2018 год:

1. Капитальный ремонт ограждения ФКУ ИК-7 УФСИН на общую сумму 1033325,00 руб.;

2. Капитальный ремонт административно-бытового здания ФКУ ИК-7 УФСИН на общую сумму 4681024,00 руб.

В программу капитального ремонта объектов УФСИН на 2019 год, утвержденную заместителем директора ФСИН России, было включено выполнение работ по 2 объектам:

1. Капитальный ремонт здания общежития участка колонии-поселения ФКУ ИК-7 УФСИН на сумму 1500000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 0,00 руб.);

2. Капитальный ремонт системы вентиляции здания дома ребенка ФКУ ИК-12 УФСИН на сумму 1500000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 0,00 руб.).

Фактически в 2019 году УФСИН заключены 3 государственных контракта на общую сумму 2557500,00 рублей, приняты и оплачены работы по капитальному ремонту 3 объектов на общую сумму 1753400,00 руб. При этом ремонт всех 3 объектов не был включен в утвержденную программу капитальных ремонтов на 2019 год, а именно:

1. Капитальный ремонт помещений инженерно-лабораторного корпуса УФСИН, расположенного по адресу: ул. Яшина, 50, г. Хабаровск на общую сумму 323500,00 руб.;

2. Капитальный ремонт помещения расположенного по адресу                            ул. Пирогова д. 8Б, г. Хабаровск на общую сумму 234500,00 руб.;

3. Капитальный ремонт здания штаба ФКУ ИК-8 УФСИН на сумму                       2000000,00 руб. (фактически выполнено на сумму 1195900,00 руб.).

Таким образом, по мнению УФК, УФСИН была произведена оплата капитального ремонта объектов недвижимого имущества на общую сумму                           19366632,94 руб., не включенных в утвержденные главным распорядителем средств федерального бюджета (ФСИН России) программы капитального ремонта объектов недвижимого имущества уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на соответствующий год, вследствие чего УФСИН в нарушение статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации допустило нецелевое использование средств федерального бюджета.

Между тем, как верно установил суд первой инстанции, УФК необоснованно не учтено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период с 01.01.2017 по 05.08.2019) (далее - БК РФ) нецелым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По  пункту  1 статьи 306.4 БК РФ (в редакции, действовавшей с 06.08.2019) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Таким образом, из буквального толкования редакций пункта 1 статьи 306.4 БК РФ следует, что термины «либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств», либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств» подлежат использованию для установления факта нецелевого использования бюджетных средств лишь только в том случае, если направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствуют полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением).

В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит бюджетных обязательств объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с требованиями пунктов 15.5.7, 16.8 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.09.2001 № 276 (далее - приказ Минюста Российской Федерации № 276): ответственность за своевременное выполнение плана капитального ремонта зданий и сооружений, качество работ, правильность и целесообразность использования денежных средств и материалов, отпущенных на капитальный ремонт, несут начальник и главный бухгалтер территориального органа УИС; средства, ассигнованные на капитальный ремонт зданий и сооружений, должны использоваться эффективно; запрещается распределение выделенных годовых средств на многие объекты, а также расходование их на капитальное строительство, реконструкцию, перепрофилирование и другие нужды. Должностные лица, по вине которых выделенные на капитальный ремонт средства своевременно не осваиваются, а также лица, допустившие расходование их на новое строительство, реконструкцию и перепрофилирование, привлекаются к ответственности.

Как следует их материалов дела и установлено судом, бюджетными сметами УФСИН на 2017, 2018, 2019 финансовый год на проведение работ по капитальному ремонту зданий уголовно-исполнительной системы предусмотрены лимиты бюджетных обязательств по виду расходов кода бюджетной классификации (далее - КБК) 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Бюджетной сметой УФСИН на 2017 финансовый год предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 19 122 724,00 руб.; на 2018 финансовый год предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 8 691 852,44 руб.; на 2019 финансовый год предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 4 057 500,00 руб.

Главным распорядителем бюджетных средств - Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России) доведены до УФСИН лимиты бюджетных обязательств по виду расходов КБК 243 расходными расписаниями на определенные цели:  на 2017 год (исх. от 01.01.2017 № 320/00134775/001) в сумме 7 500 000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2017 год (исх. от 15.06.2017 № 320/00134775/020) в сумме 6229370,00 руб. на «Проведение работ по замене лифтов»;  на 2017 год (исх. от 07.09.2017                          № 320/00134775/032) в сумме 3800000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2017 год (исх. от 20.10.2017 № 320/00134775/038) в сумме        3400000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2018 год (исх. от 01.01.2018 № 320/00134775/001) в сумме 6 500 000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2018 год (исх. от 02.08.2018 № 320/00134775/024) в сумме 3380000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2019 год (исх. от 20.12.2018 № 00134775/001) в сумме 6300000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС»;  на 2019 год (исх. от 01.01.2019 № 320/00134775/002) в сумме 3200000,00 руб. на «Капитальных ремонт объектов УИС».

На конкретные цели лимиты бюджетных обязательств были доведены до УФСИН только один раз в 2017 году - на «Проведение работ по замене лифтов» в сумме 6229370,00 руб., указанные средства были потрачены по целевому назначению на работы по замене лифтов (государственные контракты                               № № 189ю, 191ю, 256ю 2017 г.).

Остальные лимиты бюджетных обязательств в 2017-2019 годах доведены на «Капитальный ремонт объектов УИС» и были потрачены на указанную цель по виду расходов КБК 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», что подтверждается заключенными государственными контрактами.

Несмотря на указанные обстоятельства, УФК в акте проверки и пункте 2 оспариваемого представлении сделан вывод о том, что УФСИН осуществлено расходование бюджетных средств на общую сумму 19 366 632,94 руб. (из них: в 2017 году - 11898883,94 руб.; в 2018 году - 5714349,00 руб.; в 2019 году -                 1753400,0 руб.) на оплату денежных обязательств по государственным контрактам (договорам), заключенным на капитальный ремонт объектов УИС, не предусмотренных программами капитального ремонта на 2017, 2018, 2019 годы, утвержденными главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России и определяющими объекты и стоимость капитального ремонта, целевое назначение расходования бюджетных средств по КБК 320 0305 4230890049 243.

Между тем, ни в акте проверки, ни в пункте 2 представления УФК не указало каким нормативным правовым актом предусмотрено утверждение и использование программы капитальных ремонтов в качестве документа - основания, определяющего цели использования бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

Как указано выше Порядок проведения капитальных ремонтов в УИС регламентирован Приказом Минюста России № 276.

В соответствии с пунктом 5.1 Приказа № 276 в УИС предусмотрена система планово-предупредительного ремонта, которая предусматривает комплекс организационных и технических мероприятий по контролю и надзору, содержанию зданий и сооружений и их оборудования в исправности, а также всем видам ремонта, проводимого периодически по заранее составленному плану с целью предупреждения преждевременного износа и предотвращения аварий.

Планово-предупредительный ремонт включает в себя, в том числе, проведение капитального ремонта (пункт 5.2 Приказа № 276).

Согласно пункту 5.6 Приказа № 276 все работы, предусмотренные системой планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений, выполняются по перспективным планам, утвержденным руководством территориальных органов УИС с разбивкой объемов работ по годам и кварталам.

Таким образом, Приказом № 276 установлено, что документом, являющимся основанием для проведения капитального ремонта, определяющим объекты и стоимость капитального ремонта, является план (перспективный, годовой), утвержденный руководством территориального органа УИС (УФСИН), а не программа капитального ремонта, утвержденная ФСИН России (пункты 5.6, 15.4. Приказа № 276).

Из материалов дела видно  и не опровергнуто УФК, что во исполнение Приказа № 276 начальником УФСИН утверждены:  перспективный план по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов на 2017-2019 годы объектов УИС Хабаровского края от 26.01.2017;  годовой план на 2017 год по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов от 26.01.2017;  годовой план на 2018 год по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов от 27.02.2018;  годовой план на 2019 год по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов от 01.11.2018.

В указанные планы включены все объекты, которым был необходим капитальный ремонт в 2017-2019 годы и на капитальный ремонт которых были направлены доведенные до УФСИН в соответствии с бюджетными сметами и лимитами бюджетных обязательств денежные средства и заключены государственные контракты (государственные контракты в 2017 году                           №№ 189ю, 191ю, 235ю, 256ю, 267ю, 268ю, 274ю, 284ю, 285ю, 286ю, 301ю, 319ю, 320ю; государственные контракты в 2018 году №№ 142ю, 387ю, 143ю, 386ю; государственные контракты в 2019 году №№ 148ю, 186ю, 164ю).

Все перечисленные в акте проверки объекты были включены в Перспективный и годовые планы по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов на 2017-2019 годы объектов УИС Хабаровского края.

УФСИН представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования лимитов бюджетных обязательств в 2017-2019 годах на капитальный ремонт объектов УИС, следовательно в действиях УФСИН отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств, все денежные средства, доведенные УФСИН главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России были израсходованы в соответствии с их целевым назначением и адресностью.

При таких обстоятельствах, как верно установил суд,  выводы УФК в акте проверки и пункте 2 представления о нарушении УФСИН статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, а также пунктов 15.5.7, 16.8 Приказа Минюста РФ № 276 являются необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам.

Согласно пункту 3 оспариваемого представления, в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ в проверяемом периоде УФСИН осуществлено расходование бюджетных средств, доведенных по КБК 320 0305 4230890049 243 в рамках осуществления капитального ремонта объектов УИС, на оплату строительных материалов (основных средств), подлежащих финансированию по КБК 320 0305 4230890049 244 и не включенных в программы капитального ремонта на 2017, 2018, 2019 годы, утвержденные главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России, определяющие объекты и стоимость капитального ремонта, целевое назначение расходования бюджетных средств, на общую сумму 1 764 743,27 руб., в том числе: в 2017 году - 838 154,60 руб.; в 2018 году - 926 588,67 руб. (из них основные средства - 137 660,00 руб.), что в соответствии со статьей 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

При этом, вменяя УФСИН указанные нарушения, УФК исходило из следующего.

В ходе проверки УФК было установлено, что УФСИН осуществляло оплату строительных материалов, приобретаемых в 2017-2018 годах по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», в то время как указанные расходы следовало относить к виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Данный  вывод УФК основан на следующих обстоятельствах.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н (действовавшим в 2017-2018 годах) по виду расходов 243 отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, расходы государственных учреждений по капитальному ремонту.

В том случае, если строительные материалы приобретаются для текущего ремонта, оплату таких расходов следует осуществлять по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Однако УФСИН осуществляло приобретение строительных материалов по виду расходов 243 для их установки (монтажа) на объектах, которые не были включены в утвержденные главным распорядителем бюджетных средств программы капитального ремонта объектов УФСИН.

Так, в 2017 УФСИН осуществлялось приобретение строительных материалов для объектов ФКУ ИК-7 УФСИН, ФКУ ИК-12 УФСИН, ФКУ СИЗО-1 и УФСИН на общую сумму 83854,60 руб. (реестр кассовых расходов за 2017 год на приобретение строительных материалов и основных средств за счет средств выделенных на капитальный ремонт - приложение № 3 к акту проверки). При этом капитальный ремонт вышеуказанных объектов недвижимого имущества в программе капитального ремонта объектов УФСИН на 2017 год предусмотрен не был.

В 2018 году УФСИН также были приобретены строительные материалы и основные средства на сумму 926588,67 руб. для объектов ФКУ ИК-12 УФСИН, ФКУ ИК-13 УФСИН, ФКУ ЖКУ УФСИН и УФСИН, не отраженных в программе капитальных ремонтов на 2018 год (реестр кассовых расходов за 2018 год на приобретение строительных материалов и основных средств за счет средств выделенных на капитальный ремонт - приложение № 3 к акту проверки).

Поскольку вышеуказанные объекты недвижимости не были включены в соответствующие программы капитальных ремонтов, оснований для оплаты строительных материалов по виду расходов 243, предназначенного для осуществления затрат в целях капитального ремонта у УФСИН не имелось.

Тем самым, по мнению УФК, УФСИН в указанном случае также было допущено нецелевое использование средств федерального бюджета.

Однако, как верно установил суд,  выводы УФК в этой части также являются необоснованными, поскольку Перспективным и годовыми планами по проведению капитальных ремонтов, приобретению материалов для проведения капитальных ремонтов на 2017-2019 годы объектов УИС Хабаровского края предусмотрено приобретение строительных материалов для проведения капитальных ремонтов объектов УИС Хабаровского края.

Бюджетными сметами УФСИН на 2017, 2018, 2019 финансовый год на проведение работ по капитальному ремонту зданий уголовно-исполнительной системы предусмотрены лимиты бюджетных обязательств по виду расходов КБК 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России доведены до УФСИН лимиты бюджетных обязательств по виду расходов КБК 243 на указанные цели.

УФСИН представило документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования лимитов бюджетных обязательств в 2017-2019 годах на закупку товаров для капитального ремонта объектов УИС.

С учетом изложенного, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу о том, в действиях УФСИН отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств, все денежные средства, доведенные УФСИН главным распорядителем бюджетных средств - ФСИН России были израсходованы в соответствии с их целевым назначением и адресностью.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции о том, что выводы УФК в акте проверки и пункте 3 представления о нарушении УФСИН статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ являются необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что  оспариваемые пункты 2, 3 представления УФК не соответствуют вышеприведенным положениям законодательства, а следовательно, являются незаконными, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания представления в этой части незаконным.

В силу изложенного выше, приведенные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу вынесенного решения суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края  от  23 апреля  2021 года по делу № А73-479/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Вертопрахова

Судьи

    Е.И. Сапрыкина

    А.П. Тищенко