ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3206/2022 от 23.06.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3206/2022

июня 2022 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.,

при участии  в заседании:

от управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: ФИО1 по доверенности от 22.03.2022, ФИО2 по доверенности от 31.12.2022,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3

на решение от 18.04.2022

по делу № А37-2304/2021 Арбитражного суда Магаданской области

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и недействительным решения от 13.07.2021 по делу № 049/10/18.1-219/2021;

третьи лица: министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области, общество с ограниченной ответственностью «Профессиональный охотник», общество с ограниченной ответственностью «Богурчан»,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее – УФАС по Магаданской области, антимонопольный орган) по делу № 049/10/18.1-219/2021 от 13.07.2021 не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) и недействительным; об обязании антимонопольного органа устранить нарушение прав н законных интересов предпринимателя путем выдачи предписания об отмене протокола заседания аукционной комиссии по проведению аукциона на право заключения охотохозяйственного соглашения от 20.07.2021 и аннулировании аукциона на право заключения охотохозяйственного соглашения по извещению № 150621/1499951/01.

Определением от 29.10.2021 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А37-2304/2021, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее – Организатор торгов, Минприроды Магаданской области, Министерство), общество с ограниченной ответственностью «Профессиональный охотник» (далее – ООО «Профессиональный охотник»), общество с ограниченной ответственностью «Богурчан» (далее – ООО «Богурчан»).

Решением суда от 18.04.2022 по делу № А37-2304/2021 в удовлетворении заявленных предпринимателем  требований отказано.

Полагая, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, ИП ФИО3 обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Согласно доводам апелляционной жалобы с дополнением, Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ) не предусмотрено предоставление лесного участка в будущем. Ссылаясь на часть 1 статьи 23, статью 68.1 ЛК РФ указывает на то, что описание лесных участков с указанием лесничеств и номеров кварталов в извещении об аукционе по лоту № 1 отсутствует, не соответствуют закону выводы суда о том, что законодательство не содержит ограничений предоставления лесных и земельных участков в аренду в течение действия охотхозяйственного соглашения либо предписывающих конкретный срок предоставления участков в аренду.

По мнению апеллянта, судом не учтено, что ИП ФИО3 предоставлен в аренду лесной участок большей площади, чем указано в аукционной документации, что, с учетом отсутствия описания лесного участка, предоставляемого в аренду, создает препятствия заявителю в использовании лесного участка.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Магаданской области не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы отзыва. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, что не препятствовало рассмотрению дела по существу согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ).

Выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

15.06.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее – Организатор торгов, Минприроды Магаданской области, Министерство) на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru было размещено сообщение о проведении открытого аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения (номер извещения 150621/1499951/01).

08.07.2021 Организатором торгов вносились изменения в извещение. Дата и время начала приёма заявок: 21.06.2021 10:00. Дата и время окончания приёма заявок: 14.07.2021 17:00. Дата и время проведения аукциона: 20.07.2021 10:00.

Согласно условиям аукциона месторасположение охотничьего угодья по охотхозяйственному соглашению: участок охотничьих угодий «р. Ланковая» расположен в центральной части восточного участка муниципального образования «Ольский городской округ» Магаданской области. Участок охотничьего угодья включает верховье р. Ланковая, р. Студёная, р. Халанчига с притоками (Лот № 1). Площадь охотничьего угодья 246 435,0 га. Срок действия охотхозяйственного соглашения составляет 49 лет.

В соответствии с условиями документации об аукционе и охотхозяйственного соглашения лесные участки, расположенные в пределах охотничьего угодья, имеют следующие обременения:

- лесной участок площадью 167 057,0 га предоставлен ООО «Профессиональный охотник» по договору аренды лесного участка от 08.10.2009 № 49/06-5, на основании протокола аукциона от 01.10.2009 № 12 сроком до 2058 года;

- лесной участок площадью 79 378,0 га предоставлен ИП ФИО3 по договору аренды лесного участка от 08.10.2009 № 53/06-5, на основании протокола аукциона от 01.10.2009 № 12 сроком до 2058 года.

Согласно протоколу заседания комиссии по проведению аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения от 20.07.2021 на участие в аукционе было подано две заявки, признанные соответствующими условиям аукциона; победителем аукциона признан участник – ООО «Богурчан», предложивший в ходе аукциона цену за право заключения охотхозяйственного соглашения 82 909 руб. 67 коп. ООО «АВВ-Энерго» стало участником, сделавшим предпоследнее предложение на сумму 79 455 руб. 67 коп.

05.07.2021 от ИП ФИО3 в УФАС по Магаданской области поступила жалоба на действия Организатора торгов, в которой заявитель указал на неправомерные положения аукционной документации.

По результатам рассмотрения указанной жалобы комиссией УФАС по Магаданской области вынесено оспариваемое решение от 13.07.2021 по делу № 049/01/18.1-219/2021, которым жалоба ИП ФИО3 признана необоснованной.

Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения антимонопольного органа, посчитав, что проведённый аукцион даёт право победителю аукциона на заключение охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий, расположенных на лесном участке, принадлежащем ИП ФИО3 на праве аренды по договору от 08.10.2009 № 53/06-5.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьёй 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 ЛК РФ ведение охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования.

Статьей 36 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды от 08.10.2009 № 53/06-5) предусматривалось, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.

Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.

Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон № 52-ФЗ) и настоящим Кодексом.

На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков.

Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 33 Закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

Охота является одним из видов пользования животным миром. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового (статья 34 Закона № 52-ФЗ).

 В соответствии со статьей 37 Закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подаёт заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.

На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.

Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, обеспечивающими пользование животным миром на определённый срок, в согласованное время и в установленном порядке.

Следовательно, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты представляют собой различные правовые режимы пользования, поскольку основанием для использования лесов для ведения охотничьего хозяйства как вида лесопользования, представляющего собой оказание услуг лицам, осуществляющим охоту, является договор аренды лесных участков, который осуществляется на основании ЛК РФ, в то время как осуществление охоты является видом пользования животным миром, которое возникает на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром либо охотхозяйственного соглашения в соответствии с Законом № 52-ФЗ и Законом № 209-ФЗ.

Таким образом, само по себе заключение договора аренды лесного участка не влечёт автоматического возникновения права пользования объектами животного мира (охотничьими ресурсами).

С принятием Закона № 209-ФЗ с 01.04.2010 в названные положения Закона о животном мире внесены изменения, и выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира прекращена, пользование охотничьими ресурсами в соответствии с Законом об охоте осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений и разрешений на добычу.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей (часть 1 статьи 71 Закона № 209-ФЗ).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона № 209-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 71 Закона № 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трёх месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм следует, что право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010).

Доказательств получения заявителем лицензии на право пользования животным миром в материалы дела не представлено.

Исходя из того обстоятельства, что на дату вступления в силу Закона № 209-ФЗ предприниматель не обладал долгосрочной лицензией на пользование животным миром, он не приобрел исключительного права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.

Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, ИП ФИО3, являясь арендатором лесного участка, приобрёл право пользования лесным участком, а не право пользования объектами животного мира.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы, находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов, если лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Как следует из материалов дела, договоры аренды на лесные участки (от 08.10.2009 № 49/06-5 и от 08.10.2009 № 53/06-5) были заключены на срок 49 лет по результатам торгов.

Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 ЛК РФ.

Согласно договорам аренды от 08.10.2009 № 49/06-5 и от 08.10.2009 № 53/06-5 лесные участки переданы для ведения охотничьего хозяйства.

При этом согласно части 1 статьи 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков.

Согласно статье 54 Закона № 209-ФЗ содержание охотничьей инфраструктуры в закреплённых охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Судом по материалам дела установлено, что в отношении охотничьих угодий, в пределах которых находятся лесные участки, переданные в аренду по вышеназванным договорам аренды, охотхозяйственное соглашение на момент вынесения оспариваемого решения не было заключено, право на его заключение являлось предметом рассматриваемых торгов. Следовательно, право на заключение договора аренды лесных участков для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства получило бы только лицо, заключившее охотхозяйственное соглашение.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 74 ЛК РФ право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов возникает, если лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее.

Следовательно, и ООО «Профессиональный охотник», и ИП ФИО3, арендующие рассматриваемые лесные участки, могли бы получить право на заключение договоров на новый срок только в том случае, если бы заключили охотхозяйственное соглашение (став победителями рассматриваемых торгов).

При этом безусловное право на заключение договоров аренды на новый срок у данных лиц отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что препятствий, ограничивающих право ООО «Богурчан», как победителя аукциона, на заключение договора аренды лесных участков по истечении срока действия обременении, не имеется.

В соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 28 Закона № 209-ФЗ документация об аукционе должна содержать, в частности, сведения о сроке, в течение которого по результатам аукциона должны быть заключены договоры аренды земельных участков и лесных участков, расположенных в границах охотничьего угодья и находящихся в государственной собственности (если распоряжение такими земельными участками и лесными участками осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 1.1 проекта охотхозяйственного соглашения (далее – Соглашение), являющегося частью аукционной документации, установлено, что по настоящему Соглашению одна сторона - Охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Министерство обязуется предоставить на срок, равный сроку действия Соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно пункту 2.1.2 главы II настоящего Соглашения и в аренду лесной участок по окончанию срока обременений.

Согласно пункту 7.2.1 Соглашения Министерство обязуется, в частности, предоставить Охотпользователю в аренду лесной участок по окончанию срока обременения и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий в соответствии с положениями раздела II на срок действия настоящего охотхозяйственного соглашения.

Как следует из материалов, дела лесные участки, расположенные в пределах охотничьего угодья, предоставляемого по охотхозяйственному соглашению, имеют обременения в виде договоров аренды на лесные участки от 08.10.2009 № 49/06-5 и от 08.10.2009 № 53/06-5 сроком до 2058 года.

В силу пункта 2.1 документации об аукционе предметом аукциона является право на заключение охотхозяйственного соглашения сроком на 49 лет, 0 месяцев, 0 дней. В соответствии с извещением о проведении торгов (Лот № 1) срок действия соглашения: 49 лет, 0 месяцев, 0 дней. Согласно пункту 5.1 Соглашения срок действия Соглашения составляет 49 лет.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу, что в документации об аукционе Организатором торгов был установлен срок заключения договоров аренды лесных участков, а именно, по окончанию срока действия обременений.

Следовательно, вывод УФАС по Магаданской области об отсутствии в действиях Организатора торгов нарушения пункта 7 части 7 статьи 28 Закона № 209-ФЗ является правомерным, а довод заявителя об отсутствии в документации об аукционе срока заключения договора аренды лесных участков с лицом, заключившим охотхозяйственное соглашение, обоснованно признан судом первой инстанции необоснованным.

По этим же основаниям арбитражным судом признан необоснованным довод заявителя о неправомерном включении в охотхозяйственное соглашение условия, в соответствии с которым право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий возникает у охотпользователя в будущем, после истечения срока действия обременений.

Так, согласно пункту 1.1 Соглашения право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий предоставляется охотпользователю на срок, равный сроку действия Соглашения, а лесной участок предоставляется в аренду охотпользователю по окончанию срока обременений.

Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, считая, что указанное право возникает у охотпользователя, ООО «Богурчан», сразу по заключению Соглашения на срок действия Соглашения (49 лет). В свою очередь, возможность заключения договора аренды лесных участков в пределах охотничьих угодий связана с окончанием действия обременений.

Довод заявителя о незаконности предоставления охотпользователю в аренду лесных участков в течение срока действия Соглашения («в будущем») является необоснованным на основании следующего.

Как следует из статьи 25 Закона № 209-ФЗ, земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с земельным законодательством и лесным законодательством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 209-ФЗ по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

В силу пункта 7 части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение включает в себя, в частности, следующее условие - обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки.

На землях и земельных участках, которые расположены в границах охотничьих угодий и не предоставлены в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, осуществляется охота в соответствии с охотхозяйственными соглашениями (часть 2 статьи 26 Закона № 209-ФЗ).

Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков (частью 1 статьи 36 ЛК РФ).

Из анализа приведённых норм Закона № 209-ФЗ и ЛК РФ следует, что допускается заключение охотхозяйственных соглашений как с предоставлением охотпользователю в аренду лесных и земельных участков, так и без представления участков.

По условиям рассматриваемого аукциона победитель получает право на осуществление охоты вне зависимости от возможности и срока заключения договора аренды лесных участков.

Вместе с тем, в законодательстве не содержится положений, ограничивающих предоставление лицу, заключившему охотхозяйственное соглашение, лесных и земельных участков в аренду в течение срока действия соглашения либо предписывающих конкретный срок предоставления участков в аренду.

Что касается довода заявителя о том, что документация об аукционе и извещение о проведении торгов не содержат описания лесных участков, а такое описание должно содержать указание лесничества и лесных кварталов, входящих в состав лесного участка, судом установлено следующее.

Извещение о проведении аукциона должно содержать, в частности, сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах земельных участках и лесных участках, об обременениях указанных земельных участков и лесных участков, об ограничении использования лесов и других природных ресурсов, о параметрах осуществления охоты (пункт 2 части 6 статьи 28 Закона № 209-ФЗ).

 При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, данный пункт и иные положения Закона № 209-ФЗ не содержат требований к форме сведений о лесных участках

Статьей 39 Закона № 209-ФЗ определено, что в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство. Территориальное охотустройство направлено на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации. К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий.

Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 15 статьи 32 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение требований к описанию границ охотничьих угодий.

Согласно пункту 2 Порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (утверждён приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.08.2010 № 335) схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации является документом территориального охотустройства, осуществляемого в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и направленного на обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.08.2010 № 306 в целях реализации статьи 32 Закона № 209-ФЗ утверждены требования к описанию границ охотничьих угодий, пункт 11 которых предусматривает, что все ориентиры, используемые при описании границ охотничьих угодий, должны быть указаны на схеме (карте), являющейся неотъемлемой частью описания.

В силу пункта 1 части 4 статьи 27 Закона № 209-ФЗ охотхозяйственное соглашение включает в себя, в том числе, сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья.

Анализ статьи 28 Закона № 209-ФЗ, определяющей порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения, показал, что её положения не содержат прямого требования наличия в составе извещения и аукционной документации (части 6 и 7 статьи 28 Закона № 209-ФЗ) карты охотничьих угодий.

Кроме того, приказом Минприроды Российской Федерации от 31.03.2010 № 93 «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения» в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона № 209-ФЗ утверждена «Примерная форма охотхозяйственного соглашения». Данная форма, в числе прочего, содержит порядок описания границ охотничьего угодья, включающий словесное описание северной, восточной, южной и западной границ угодья. При этом включение карт и схем в охотхозяйственное соглашение указанной формой не предусматривается.

Из пункта 2.1.3 документации об аукционе и пункта 2.1.2 охотхозяйственного соглашения следует чёткое описание точных географических границ охотничьего участка (угодий). Также в документации и в охотхозяйственном соглашении указано, что вся площадь угодий занята лесным участком, на который имеются обременения.

В пункте 2.1.3 охотхозяйственного соглашения непосредственно указана площадь охотничьего угодья.

При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что законодательством не предусмотрено обязательное требование о включении карты-схемы в описание границ охотничьих угодий. При этом не имеется оснований считать, что её отсутствие привело к ограничениям для участия в торгах потенциальных участников рассматриваемого аукциона.

Ссылки предпринимателя на статью 68.1 ЛК РФ, определяющую требования к проектированию лесничеств, оцениваются судом критически. В частности, заявителем не представлено доказательств того, что при описании лесного участка для целей проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в рамках Закона об охоте организатору торгов следовало руководствоваться нормами проектирования лесничеств.

Согласно части 7 статьи 73.1 ЛК РФ типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

В указанных типовых договорах, утверждённых Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 542 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», предусмотрено указание лесничеств и номеров лесных кварталов.

Однако договор (проект договора) аренды лесного участка, заключаемый в соответствии с нормами ЛК РФ, не является частью документации рассматриваемого аукциона. Положения Закона об охоте, регулирующие проведение торгов на право заключения охотхозяйственного соглашения, не содержат прямых требований указания на лесничества и лесные кварталы в описании лесных участков в составе охотничьих угодий.

Так, из материалов дела следует, что в аукционной документации содержится полное описание географических границ охотничьих угодий. В свою очередь, в приложениях 1 и 2 к договору аренды от 08.10.2009 № 53/06-5 указаны описание географических границ и схема расположения арендуемого лесного участка.

При таких обстоятельствах каких-либо препятствий для ИП ФИО3 в разграничении охотничьих угодий и арендуемого участка без указания в документации лесничеств и номеров лесных кварталов не установлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение УФАС России по Магаданской области от 13.07.2021 по делу № 049/10/18.1-219/2021 является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлен

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  18.04.2022 по делу № А37-2304/2021 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

    А.П. Тищенко

Судьи

Е.В. Вертопрахова

            Е.А. Швец