Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3252/2019
21 июня 2019 года | г. Хабаровск |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тищенко А.П.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (государственное учреждение)
на решение от 29.04.2019
по рассмотренному в порядке упрощенного производства
делу № А73-3433/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (государственное учреждение)
к обществу с ограниченной ответственностью «Истим»
о взыскании финансовых санкций в размере 15 000 руб.,
установил:
в Арбитражный суд Хабаровского края 28.02.2019 обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее – УПФР в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края, Управление ПФР, Пенсионный фонд, заявитель) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Истим» (далее – ООО «Истим», Общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций в сумме 15 500 руб., наложенных решением № 037S19180005623 от 22.05.2018.
Заявление было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А73-3433/2019.
Решением в виде резолютивной части решения от 18.04.2019 суд оставил без удовлетворения ходатайство Управления ПФР о восстановлении срока на подачу искового заявления, отказал в удовлетворении требования по делу № А73-3433/2019. Мотивированное решение составлено судом 29.04.2019.
Не согласившись с судебным актом по делу № А73-3433/2019, Управление ПФР обратилось в Шестой арбитражный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования о взыскании финансовых санкций в размере 15 500 руб.
В доводах жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции не учел положения части 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которыми установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Управление ПФР считает, что установленный законом срок на подачу заявления в исковом порядке не был пропущен, так как ранее им предпринимались действия для взыскания в приказном порядке, шестимесячный срок на подачу заявления после отмены судебного приказа не был пропущен. Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Истим» указало на правильность принятого судом решения, а также на наличие иных обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе на отсутствие вины, несоразмерность финансовых характеру правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) ООО «Истим» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, что подтверждается материалами дела, не оспаривается сторонами.
В ходе проверки представленных Обществом 06.04.2018г. сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года с типом формы «исходная» в отношении 31 застрахованного лица Управлением ПФР установлен факт представления страхователем указанных сведений за пределами срока, предусмотренного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ).
Установленные проверкой факты отражены в акте от 11.04.2018г. №037S18180003605, по результатам рассмотрения которого 22.05.2018 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края принято решение № 037S19180005623 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Указанным решением ООО «Истим» привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2018 года в отношении 31 застрахованного лица, в виде применения финансовых санкций в размере 15 500 руб.
Требованием от 04.07.2018 № 037S01180012080 обществу предложено уплатить финансовые санкции в сумме 15 500 руб. в добровольном порядке в срок до 24.07.2018г.
Срок исполнения требования от 04.07.2018г. №037S01180012080 истек 24.07.2018, следовательно, согласно пунктам 3 и 10 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд мог обратиться в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций не позднее 24.01.2019.
Неисполнение Обществом вышеуказанного требования в установленный срок послужило для Пенсионного фонда поводом для подачи 13.12.2018 (в пределах установленного законом срока) в Арбитражный суд Хабаровского края заявления о выдаче судебного приказа на взыскание с ООО «Истим» финансовых санкций в размере 15 500 руб.
14.12.2018г. Арбитражный суд Хабаровского края выдал судебный приказ о взыскании с ООО «Истим» в пользу Пенсионного фонда финансовых санкций в сумме 15 500 руб. (дело № А73-21919/2018).
Не согласившись с судебным приказом, ООО «Истим» направило в арбитражный суд соответствующие возражения.
Получив несогласие ООО «Истим» с выдачей судебного приказа, поданное в дело № А73-21919/2018, определением от 24.12.2018 по делу № А73-21919/2018 арбитражный суд, руководствуясь ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ, отменил судебный приказ от 14.12.2018.
Вышеуказанные обстоятельства, послужившие Управлению ПФР поводом для подачи заявления по настоящему, правильно изложены в решении суда первой инстанции, не оспорены сторонами спора.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что с заявлением по настоящему делу Пенсионный фонд обратился с пропуском шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ, что отсутствуют основания для восстановления срока и, как следствие, для удовлетворения заявления.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица. Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. В силу статьи 1 названного Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статей 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета. Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО «Истим», являясь страхователем, должно было предоставить в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц должно было представить не позднее 15.03.2018, фактически представило такие сведения 16.04.2018, то есть с пропуском срока, предусмотренного Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. Решение № 037S19180005623 «О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не оспорено, требование от 04.07.2018 № 037S01180012080 Обществом не исполнено. Нарушений порядка привлечения к ответственности Пенсионным фондом не допущено.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных указанной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ, который вступил в законную силу с 01.01.2017), правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 115 НК РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 Кодекса).
Заявление о выдаче судебного приказа подавалось Пенсионным фондом в арбитражный суд в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Частью 5 статьи 3 АПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку статьями 46, 115 НК РФ не урегулирован срок на обращение в суд пенсионного фонда с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций с юридических лиц в случае отмены ранее выданного судебного приказа, а также исходя из универсальности воли законодателя, суд считает возможным в данном случае применить положения статьи 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Указанная норма основана на принципе всеобщности и равенстве налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ) и подлежит применению и при взыскании в судебном порядке задолженности с юридических лиц.
В случае отмены судебного приказа, выданного органу Пенсионного фонда Российской Федерации по требованию о взыскании со страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя сумм финансовых санкций предусмотренный статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ шестимесячный срок на обращение органа в арбитражный суд соответствующим требованием начинает течь заново - со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку Пенсионный орган обратился в суд за выдачей судебного приказа в пределах установленного шестимесячного срока, не пропустил установленный 6-ти месячный срок с даты отмены судебного приказа, вывод суда о пропуске Управлением срока на обращение с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 15 500 руб. за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, суд апелляционной инстанции находит ошибочным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Расчет суммы штрафных санкций апелляционным судом проверен и признан правильным.
Обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ) судом не установлено. Указанные в отзыве на заявление обстоятельства – невозможность предоставить сведения вследствие изъятия следственным органом документов и носителей информации – не подтверждены соответствующими доказательствами.
Смягчающие ответственность обстоятельства устанавливаются налоговым органом или судом при рассмотрении дела и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
В деле отсутствуют доказательства наличия обстоятельств, отягчающих ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение) (п. 2 ст. 112 НК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса обстоятельствами, смягчающими вину лица в совершении налогового правонарушения, могут быть признаны иные, прямо не упомянутые в данной норме, обстоятельства.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Суд при рассмотрении настоящего дела учитывает и признает в качестве смягчающего то обстоятельство, что страхователем совершено правонарушение впервые, бюджету ПФ не причинены убытки, страхователем обязанность по предоставлению сведений исполнена, хотя и с нарушением срока.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Таким образом, суд уменьшает сумму финансовых санкций до 7 000 руб.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции взыскивается в доход федерального бюджета с ООО «Истим» на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
отменить решение от 29.04.2019 по делу № А73-3433/2019 Арбитражного суда Хабаровского края.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Истим» (ОГРН 1112724002555, ИНН 2724151304, адрес: 680009, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Промышленная, д. 20-Е, офис 201) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (ОГРН 1032700309443, ИНН 2721101270, адрес: 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Слободская, д. 27) финансовые санкции в размере 7 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за февраль 2018 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Истим» (ОГРН 1112724002555, ИНН 2724151304, адрес: 680009, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Промышленная, д. 20-Е, офис 201) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей за рассмотрение иска в суде первой инстанции.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | А.П. Тищенко |