ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3257/2015 от 23.07.2015 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3257/2015

30 июля 2015 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2015 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Гричановской Е.В.,

судей                                       Волковой М.О., Дроздовой В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым Д.В.,

при участии  в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «БАМсервис»:  ФИО1, представителя по доверенности от 01.03.2015 № 2;

от открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»: ФИО2, представителя по доверенности от 01.01.2015 № ДЭК-20-15/352Д;

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы  администрации Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района, общества с ограниченной ответственностью  «Бамсервис»

на решение от  07 мая 2015 г.

по делу № А73-1442/2015

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей Манником С.Д.,

по искуУправления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680000,                       <...>)

к администрации Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>,                         ИНН <***>; место нахождения: 682090, <...>), обществу с ограниченной ответственностью «БАМсервис» (ОГРН <***>,                          ИНН <***>; место нахождения: 682071, <...>)

третьи лица:общество с ограниченной ответственностью «Эльгинская теплоснабжающая организация» (682090, <...>), открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (680030, <...>).

опризнании недействительным конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры Чекундинского сельского поселения для обслуживания объектов теплоснабжения, водоснабжения и оказания услуг потребителям (извещение №250614/2310892/01), договора аренды от 08.08.2014, заключенного администрацией Чекундинского сельского поселения с ООО «БАМсервис»,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к администрации Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью «БАМсервис» в соответствии с которым просит суд: признать недействительными конкурс на право заключения договора аренды недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры Чекундинского сельского поселения для обслуживания объектов теплоснабжения, водоснабжения и оказания услуг потребителям по лотам № 1, 2 (извещение № 250614/2310892/01) и договор аренды от 08.08.2014, заключенный администрацией поселения с ООО «БАМсервис».

Требования антимонопольного органа мотивированы нарушением администрацией поселения обязательных требований к порядку проведения торгов, установленных Федеральными законами «О теплоснабжении»                                 и «О водоснабжении и водоотведении».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Эльгинская теплоснабжающая организация» и открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания».

Решением суда от 07 мая 2015 г. признан недействительным конкурс на право заключения договора аренды недвижимого имущества коммунальной инфраструктуры Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края для обслуживания объектов теплоснабжения, водоснабжения и оказания услуг потребителям по лотам № 1, 2 (извещение № 250614/2310892/01). Также признан недействительным договор аренды от 08.08.2014, заключенный администрацией Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с ООО «БАМсервис».

В апелляционной жалобе ООО «БАМсервис» просит решение суда отменить, в иске отказать. Считает, что решение от 07.05.2015 вынесено с нарушением норм материального права. Указывает, что признание недействительным конкурса и приведение сторон в первоначальное положение невозможно, поскольку договоры исполнены.

Администрация  Чекундинского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 07.05.2015, в иске отказать.

Приводит доводы о том, что запрещено устанавливать тариф на теплоснабжение (водоснабжение) нескольким лицам, для установления которого учитывалось одно и тоже имущество. Следовательно, участвовать в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципального имущества для организации в границах поселения теплоснабжения и водоснабжения имели право в 2014 г. только ООО «ЭТО», в 2015 г. только ООО «БАМсервис». В связи с тем, что для установления тарифа на 2015 г. во владении и пользовании ООО «БАМсервис» должно было быть соответствующее имущество, ООО «ЭТО» не участвовало в торгах, а в последующем заключило с согласия арендодателя договор безвозмездного пользования с ООО «БАМсервис». Таким образом, считает, что по итогам проведения конкурса права третьих лиц, в том числе потенциальных участников, нарушены не были.

В письменном отзыве УФАС по Хабаровскому краю просит доводы апелляционной жалобы отклонить, решение суда оставить  без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.

Представитель третьего лица по доводам жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Иные, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, администрацией поселения 25.06.2014 на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение                           № 250614/2310892/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества коммунальной инфраструктуры для обслуживания и эксплуатации объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и оказания услуг потребителям (лоты № 1, № 2). Срок окончания подачи заявок – 28.07.2014.

Согласно протоколам вскрытия конвертов от 28.07.2014 по лотам, на участие в конкурсе подана одна заявка – ООО «БАМсервис», которая была допущена к участию в конкурсе. Поскольку на участие в конкурсе была подана только одна заявка, то комиссией принято решение о признании конкурса несостоявшимся и о заключении договоров аренды с единственным участником – ООО «БАМсервис».

Между Администрацией поселения и ООО «БАМсервис» 08.08.2014 подписан договор аренды муниципального имущества для производства, передачи, распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения в границах сельского поседения. В соответствии с условием договора срок его действия определен с 08.08.2014 по 08.08.2017. Управление Росреестра 17.09.2014 произведена государственная регистрация договора.

По материалам дела установлено, что ООО «БАМсервис» (арендатор) после государственной регистрации договора аренды от 08.08.2014 передало полученное в аренду арендованное имущество - ООО «Эльгинская теплоснабжающая организация» по договору безвозмездного пользования от 01.10.2014.

УФАС по Хабаровскому краю в ходе рассмотрения жалобы ОАО «ДЭК» на действия Администрации поселения при передаче в аренду муниципального имущества установлено, что при проведении указанных торгов не были учтены требования Федеральных законов от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоотведении», что явилось основанием для обращения антимонопольного органа в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований УФАС по Хабаровскому краю, суд первой инстанции руководствовался статьей 17. 1 ФЗ «О защите конкуренции», приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 об утверждении Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

Указанными нормативными актами  установлено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011                             № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно части 7 статьи 28.1 ФЗ «О теплоснабжении», конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и включает в себя, в частности:

1) долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в соответствии с частью 13 настоящей статьи;

2) объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на срок действия такого договора аренды;

3) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогнозные цены на срок действия такого договора аренды;

4) удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (по каждому виду энергетического ресурса);

5) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

6) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения критериев конкурса, предусмотренных частью 11 настоящей статьи;

7) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в соответствующем году по отношению к предыдущему году;

8) один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 12 настоящей статьи;

9) величину арендной платы;

10) размер задатка, сумму, на которую должна быть предоставлена победителем конкурса банковская гарантия, и обязательства арендатора по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

11) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

12) копию отчета о результатах технического обследования передаваемого арендатору по договору аренды имущества;

13) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае, если эта организация осуществляла эксплуатацию такого имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и была обязана вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Из конкурсной документации, размещенной Администрацией поселения следует, что в ней указаны: величина арендной платы, объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогноз объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на срок действия такого договора аренды, удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды (по каждому виду энергетического ресурса), цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году срока действия договора аренды, а также прогнозные цены на срок действия такого договора аренды.

Иные сведения, предусмотренные частью 7 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в конкурсной документации отсутствуют.

Между тем, согласно части 9 статьи 28.1, указанные в пунктах 1 – 7 и 11 части 7 настоящей статьи цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методическими указаниями по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, цены, величины, значения, параметры, указанные в вышеуказанных пунктах настоящей статьи.

Согласно частям 12 - 14 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, организатор конкурса устанавливает в конкурсной документации по согласованию с органом регулирования метод обеспечения доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов.

В конкурсной документации в утвержденном Правительством РФ порядке установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным в статье 8 настоящего Федерального закона, по согласованию с органом регулирования также устанавливаются следующие долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

1) размер инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

2) иные долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов, не являющиеся критериями конкурса в соответствии с частью 14 настоящей статьи и установленные основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Согласно части 14 указанной статьи к долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, являющимся критериями конкурса, относятся:

1) базовый уровень операционных расходов;

2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод обеспечения доходности инвестированного капитала;

4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов.

Как установлено антимонопольным органом при проверке и не опровергнуто администрацией поселения, в установленном частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, данная информация так же отсутствует в конкурсной документации.

Согласно частям 17 - 20 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение.

Дисконтированная выручка участника конкурса равна сумме следующих величин, рассчитанных в ценах первого года действия договора аренды с применением коэффициента дисконтирования (далее - дисконтирование величин):

1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения на каждый год срока действия такого договора аренды;

2) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием объектов теплоснабжения на каждый год срока действия такого договора аренды.

Дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта. Требования к форме и содержанию этой вычислительной программы устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Коэффициент дисконтирования принимается равным норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в утвержденном Правительством РФ порядке установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным в статье 8 настоящего Федерального закона. Порядок дисконтирования величин устанавливается Правительством РФ.

Согласно части 22 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, расчет необходимой валовой выручки от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. При расчете необходимой валовой выручки используются цены, величины, значения, параметры, установленные в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе.

Вместе с тем, пунктом 10.1 конкурсной документации установлены следующие критерии: объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) – 0,5; цена на товары (работы, услуги) – 0,5, что не соответствует вышеназванным нормам.

Претензии антимонопольного органа к размещенной конкурсной документации в части объектов водоснабжения и водоотведения (лот № 2) по существу аналогичны предыдущим и заключаются в следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.

Согласно части 6 статьи 41 Закона о водоснабжении, договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Согласно части 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, конкурсная документация формируется в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и должна содержать, в частности:

1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

2) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов в соответствии с частью 14 настоящей статьи;

3) объем отпуска воды и (или) водоотведения в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз объема отпуска воды и (или) водоотведения на срок действия такого договора аренды;

4) цены на энергетические ресурсы в году, предшествующем первому году действия договора аренды, а также прогноз цен на срок действия договора аренды;

5) потери и удельное потребление энергетических ресурсов на единицу объема отпуска воды и (или) водоотведения в год, предшествующий первому году действия договора аренды (по каждому используемому энергетическому ресурсу);

6) величину неподконтрольных расходов, определенную в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, за исключением расходов на энергетические ресурсы, арендной платы и налога на прибыль организаций;

7) предельные (минимальные и (или) максимальные) значения предусмотренных частью 12 настоящей статьи критериев конкурса;

8) предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки арендатора от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения по отношению к каждому предыдущему году;

9) один из методов регулирования тарифов, предусмотренных частью 13 настоящей статьи;

10) величину арендной платы;

11) размер задатка;

12) сумму, на которую должна быть предоставлена победителем конкурса банковская гарантия, и обязательства арендатора по договору аренды, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

13) иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов предусмотрено основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ;

14) копию отчета о техническом обследовании передаваемого арендатору по договору аренды имущества;

15) копии годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за три последних отчетных периода организации, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае осуществления этой организацией эксплуатации данного имущества в какой-либо момент в течение указанных периодов и исполнения обязанности по ведению бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Из конкурсной документации следует, что в ней были указаны только величина арендной платы, объем полезного отпуска воды и (или) водоотведения, потери и удельное потребление энергетических ресурсов. Иные параметры, указанные в части 8 статьи 41.1 Закона о водоснабжении отсутствуют.

Согласно частям 9, 10 статьи 41.1 Закона о водоснабжении при размещении информации о проведении торгов наряду с конкурсной документацией на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов подлежат размещению копии предложений об установлении тарифов, поданных в органы регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения за три последних отчетных периода организацией, осуществлявшей эксплуатацию передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных предложений.

При этом в целях реализации настоящей статьи цены, величины, значения, параметры определяются в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет по запросу организатора конкурса в порядке, установленном правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ, цены, величины, значения, параметры, указанные в пунктах 2 – 8 и 13 части 8 настоящей статьи.

Данная информация так же не размещена на официальном сайте, что не опровергнуто организатором конкурса.

Согласно части 12 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в качестве критериев конкурса устанавливаются: 1) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи;

2) долгосрочные параметры регулирования тарифов в соответствии с частью 15 настоящей статьи.

Согласно частям 14, 15 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с органом регулирования тарифов следующие долгосрочные параметры регулирования тарифов:

1) размер инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала;

2) иные долгосрочные параметры регулирования тарифов для предусмотренного конкурсной документацией метода регулирования тарифов, которые установлены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и не являются критериями конкурса в соответствии с частью 15 настоящей статьи.

В соответствии с частью 15 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, являющимся критериями конкурса, относятся:

1) базовый уровень операционных расходов;

2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности;

3) норма доходности инвестированного капитала, норматив чистого оборотного капитала в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод доходности инвестированного капитала;

4) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации.

Согласно требованиям частей 18 - 23 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, которые определены посредством сравнения условий, предложенных в заявках на участие в конкурсе его участниками. Наилучшие условия соответствуют дисконтированной выручке участника конкурса, для которого определено ее минимальное значение.

Дисконтированная выручка участника конкурса равна сумме следующих величин, рассчитанных в ценах первого года действия договора аренды с применением коэффициента дисконтирования (далее - дисконтирование величин):

1) необходимая валовая выручка от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым тарифам в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на каждый год срока действия договора аренды;

2) объем финансовой поддержки, необходимой арендатору и предоставляемой арендодателем в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством, поставками товаров, оказанием услуг с использованием систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, на каждый год срока действия договора аренды.

Частью 20 статьи 41.1 установлено, что дисконтированная выручка участника конкурса определяется с применением вычислительной программы, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по ведению официального сайта.

Требования к форме и содержанию вычислительной программы устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Коэффициент дисконтирования принимается равным норме доходности инвестированного капитала, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ. Порядок дисконтирования величин устанавливается Правительством РФ.

В случае, если при оценке заявок на участие в конкурсе предполагаемое изменение необходимой валовой выручки заявителя, определяемой в соответствии с частью 23 настоящей статьи на каждый год предполагаемого срока действия договора аренды, в каком-либо году по отношению к предыдущему году превысит установленный конкурсной документацией предельный (максимальный) рост необходимой валовой выручки заявителя от осуществления регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, заявитель отстраняется от участия в конкурсе.

Расчет необходимой валовой выручки от поставок товаров, оказания услуг по регулируемым тарифам в сфере водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ. При расчете необходимой валовой выручки используются цены, величины, значения, параметры, установленные в конкурсной документации и заявке на участие в конкурсе.

Из конкурсной документации следует, что в ней установлены следующие критерии: объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) – 0,5; цена на товары (работы, услуги) – 0,5, что не соответствует вышеназванным нормам.

Обращаясь в защиту публичных интересов, УФАС по Хабаровскому краю, исходит из того, что  перечисленные нарушения порядка извещения о проведении торгов вследствие неполучения полной информации по проведению конкурса могли ограничить волеизъявление иных потенциальных участников торгов на участие в торгах по причине отсутствия названной в законах информации, привести к ограничению доступа к участию в торгах иных претендентов, чем нарушаются принципы конкурентности торгов и тем самым не обеспечивается максимально эффективное использование публичной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Согласно Закону о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Поскольку при определении победителя по итогам конкурса необходимо учитывать указанные в законе критерии оценки заявок, которые являются предложениями об исполнении договора, (а эти критерии были не в полной мере отражены в конкурсной документации), то организатором конкурса было допущено нарушение порядка определения победителя торгов, что расценивается судом как действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Данные действия могли ограничить волеизъявление иных потенциальных участников торгов на участие в торгах по причине отсутствия названной в законах существенной информации.

Кроме того, как следует из имеющейся выписки из ЕРЮЛ, одним из учредителей ООО «БАМсервис» является муниципальное образование Верхнебуреинский муниципальный район в лице районной администрации с долей в уставном капитале 24 %.

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, участвующим в предоставлении муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, требование истца о признании торгов недействительными - законны, обоснованы и подлежит удовлетворению.

В силу положений части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит удовлетворению требование антимонопольного органа о признании недействительным и договора аренды от 08.08.2014, заключенного по результатам торгов.

Возражая против требований антимонопольного органа, администрация поселения, ООО «БАМсервис» (соответчик) и ООО «ЭТО» (третье лицо) в своих отзывах сослались на обстоятельства, которые по существу сводятся к следующему: конкурсная документация содержит все необходимые сведения; на участие в конкурсе имели право подавать заявки только ООО «БАМсервис» и ООО «Эльгинская ТО», которым Комитетом по ценам и тарифам установлены соответствующие тарифы; проведенным конкурсом права третьих лиц при уже установленных тарифах указанным обществам и не подлежащих изменению, не могли быть нарушены.

Однако указанные возражения правомерно отклонены судом первой инстанции как неосновательные, исходя из следующего.

Предоставление в аренду ООО «БАМсервис» муниципального имущества Чекундинского поселения по итогам проведенного конкурса по существу затронуло и права ОАО «ДЭК», учитывая, что аренда объектов затрагивает вопрос их электроснабжения. ОАО «ДЭК» заключило                             с ООО «БАМсервис» договор энергоснабжения арендуемых объектов в пос. Чекунда.

Вместе с тем, антимонопольным органом при проверке жалобы ОАО «ДЭК» установлено, подтверждается материалами дела и не отрицается участвующими в деле лицами, что ООО «БАМсервис» после проведения конкурса сразу же и с согласия Администрации поселения передало арендуемые объекты недвижимости - ООО «ЭТО» по договору безвозмездного пользования.

При этом обоснование, а также существующая в рамках законодательства правовая возможность и необходимость в таких необычных действиях о последующей передаче приобретенного арендуемого имущества на условиях конкурса в безвозмездное пользование иному лицу не доказаны вышеуказанными лицами ни в ходе проведенной антимонопольным органом проверки, ни в процессе судебного разбирательства по делу.

Указанные обстоятельства, с учетом оценки представленных обоснований в возражениях соответчиков и третьего лица, могут свидетельствовать и о том, что муниципальное имущество по существу изначально планировалось к передаче в аренду не ООО «БАМсервис», а ООО «ЭТО».

В итоге таких действий по существу затронуты, в том числе интересы и права ОАО «ДЭК», которое по существу не имеет интереса в аренде имущества поселения, но по итогам проведенного конкурса фактически лишилось поступлений платежей за потребленную объектами муниципального имущества электроэнергию.

При этом из отзыва ОАО «ДЭК» следует, что на территории Верхнебуреинского района деятельность по тепло, водоснабжению, водоотведению, исходя из заключенных договоров, осуществляют 6 предприятий.

В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Согласно пункту 1 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства РФ № 331 от 30.06.2004, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, в рассматриваемом спорном случае истец обратился в защиту публичных интересов, что соответствует вышеуказанным нормам.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 г. № 2436/11, по смыслу положений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов. Будучи проведенными с нарушением правил, установленных законом, они могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица (статья 449 Кодекса).

Признание спорных торгов недействительными создаст необходимость объявления новых торгов, в которых, возможно примут участие большее количество конкурсантов, что соответствует целям запрета ограничения добросовестной конкуренции. В свою очередь, новые участники, возможно, предоставят лучшие предложения для заключения договора аренды.

Следовательно, посредством удовлетворения исковых требований происходит защита нарушенных прав неограниченного круга лиц (публичных интересов). При этом, ООО «БАМсервис» и ООО «ЭТО» не лишаются возможности участия в новом конкурсе.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обосн6ованному выводу о том, что исковые требования УФАС по Хабаровскому краю подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы  ООО «БАМсервис» о том, что признание торгов  и договоров недействительными и приведение сторон в первоначальное положение невозможно, поскольку договоры исполнены, подлежат отклонению,  поскольку договоры  аренды муниципального имущества, заключены до 01.08.2017,  поэтому нет оснований утверждать, что они  исполнены.

С учетом изложенного, доводы, приведенные заявителями в апелляционных жалобах, не могут быть основаниями для отмены обжалуемого  судебного акта, в удовлетворении  апелляционных жалоб следует  отказать.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения,  суд не усмотрел.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 мая 2015 г. по делу № А73-1442/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

М.О. Волкова

В.Г. Дроздова