ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3268/2010 от 18.08.2010 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3268/2010

18 августа 2010 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года. Полный текст  постановления изготовлен августа 2010 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Песковой Т. Д.

судей                                       Михайловой А.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Капустиной Л. В.

при участии  в заседании:

от Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура»: Пассар Виктория Викторовна, паспорт 0800 138764, выдан 04.04.2001 ОВД Нанайского района Хабаровского края, председатель, протокол от 18.07.2008 № 2;

от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Барчук Александр Сергеевич, представитель по доверенности от 31.05.2010 № 4285

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству

на решение от  10.06.2010

по делу № А73-4305/2010

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Стёпиной С.Д.

по заявлению Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура»

к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству

о признании незаконным распоряжения от 11.12.2009 в части

УСТАНОВИЛ:

Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» (далее - община «Уссура») обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее – управление) о признании незаконным распоряжение от 11.12.2009 № 214 в части отказа в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010 год и обязании управления удовлетворить заявку общины.

Семейной (родовой) общиной малочисленных народов «Уссура» заявлено ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ), на подачу заявления в арбитражный суд, пропущенного по уважительной причине в связи с не уведомлением общины о принятом решении об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010, поскольку об оспариваемом распоряжении стало известно из ответа от 26.01.2010 № 707.

В обоснование заявленных требований община «Уссура» указала, что отказ в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности является незаконным, поскольку представленная для рассмотрения заявка содержала в себе все необходимые сведения, а в случае неясности управление могло указать на предоставление дополнительных сведений.

Решением суда от 10.06.2010 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, оспариваемым распоряжением нарушены права общины «Уссура» на традиционные промыслы и хозяйственную деятельность в месте их традиционного проживания, поскольку федеральным законодательством предусмотрены гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, сохранность и защиту их исконной среды обитания.

Не согласившись с судебным актом, Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, в связи неправильным применением норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает на то, что заявление общины «Уссура» подано с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, при этом судом первой инстанции не рассмотрены и не установлены уважительные причины для пропуска указанного срока.

Считает, что в заявке Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура» от 26.08.2009 указаны неполные сведения об описании рыбопромыслового участка, следовательно, оснований для удовлетворения заявления общины у суда не имелось.

Представитель Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.

В судебном заседании представитель общины «Уссура» просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы на основании следующего.

Как следует из материалов дела, 28.08.2009 Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» подала Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству заявку о предоставлении в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации водных биологических ресурсов.

Распоряжением от 11.12.2009 № 214 Амурское территориальное управление (пункт 3, приложение № 5) со ссылкой на пункт 11 приложения № 3 приказа Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 № 166, общине «Уссура» в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства отказало.

Названное распоряжение общине «Уссура» не отправлялось.

25.01.2010 община «Уссура» повторно обратилась с заявлением о рассмотрении заявки на 2010 год.

Управление письмом от 26.01.2010 № 707 сообщило о результатах рассмотрения заявки и указало, что в предоставлении водных биологических ресурсов отказано, в связи с представлением заявки не по установленной форме и не предоставлением в полном объеме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к приказу от 04.03.2009.

Не согласившись с названным распоряжением и считая, что нарушены его права и законные интересы, Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением, заявив ходатайство о восстановлении срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления в арбитражный суд.

Удовлетворяя требование общины «Уссура» о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании названного распоряжения, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации  и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Статьей 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле.

Критерии уважительности причин пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, законодателем не установлены. Следовательно, наличие уважительности причин пропуска указанного срока относится к судебному усмотрению, с учетом обстоятельств по конкретному делу.

Пунктом 9 Порядка заполнения заявок, утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 № 166 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения» установлено, что территориальные управления Росрыболовства рассматривают заявки в срок не более 30 дней с даты их получения и уведомляют заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней.

Из заявки о водных биологических ресурсах от 26.08.2009 (л.д.10) усматривается, что указанная заявка принята Амурским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству 26.08.2009.

Вместе с тем, оспариваемое распоряжение принято 11.12.2009, а его копия передана заявителю в период рассмотрения спора в суде.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости применения судебного усмотрения для определения уважительности причин пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, при отсутствии критериев определения этой уважительности, установленных законодателем.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у общины «Уссура» уважительных причин для пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании вышеизложенного.

Удовлетворяя заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из недоказанности Амурским территориальным управлением недостоверности сведений в заявке общины и правомерности, законности вынесенного и оспариваемого распоряжения.

Статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимых для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве должно учитывать интересы населения, для которых рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вышеуказанным лицам должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности этого населения.

Статьями 33.2, пунктом 4 статьи 36 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование устанавливается Правительством Российской Федерации.

Рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Пунктом 13 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование» (далее – Правила), установлено, что заявители обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству.

Согласно пункту 14 Правил форма и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Заявки, предусмотренные пунктом 13 Правил принимаются до 1 сентября года предшествующему году осуществления соответствующего вида рыболовства.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа послужило отсутствие сведений и несоответствие формы заявки, указанной в  приложении № 2 к Приказу Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009 № 166 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения» (далее – Приказ № 166), которым утверждены формы заявок, порядок их заполнения, сроки и порядок рассмотрения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов в заявке указывается:

а) наименование, сведения о местонахождении (для общин малочисленных народов) либо фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о месте жительства (для лиц, относящихся к малочисленным народам), номер телефона заявителя;

б) вид водных биоресурсов, объем, район и сроки добычи (вылова) такого вида водных биоресурсов;

в) орудия лова с указанием их вида, технических характеристик и количества, способы добычи (вылова) водных биоресурсов;

г) порядковый номер и описание рыбопромыслового участка, предоставленного в пользование заявителю для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (в случае, если рыболовство осуществляется с предоставлением рыбопромыслового участка);

д) тип, название судов, находящихся в собственности заявителя и (или) реквизиты и срок договора фрахтования судов, зарегистрированных в установленном порядке (если рыболовство осуществляется с использованием судов), сведения о судовладельце;

е) сведения о допущенных за предыдущий календарный год нарушениях;

ж) сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов за предыдущий год.

Как следует из письма управления от 25.12.2009 № 6753 (л.д.11-13), в заявке неполно указаны сведения об описании рыбопромыслового участка, отсутствуют сведения о судовладельцах, об орудиях лова с указанием их технических характеристик.

Согласно заявке о водных биологических ресурсах от 26.08.2009 община «Уссура» определила район добычи (вылова) водных биоресурсов, их вид, объем добычи, сроки и количество орудий лова, их вид, технические характеристики и способы добычи биоресурсов, рыбопромысловый участок  и плавсредства для добычи.

Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что основанием для отказа в принятии решения о предоставлении водных биологических ресурсов являются:

- предоставление заявки не по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Приказу;

- непредставление заявителем в полном объёме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу;

- предоставление в предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу сведениях недостоверной информации.

Вместе с тем, из содержания оспариваемого распоряжения не усматривается указаний на конкретные нарушения, которые повлекли отказ.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что предусмотренные в Приказе № 166 с приложениями основания, позволяющие принять решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов коренным малочисленным народам и их объединениям, не соответствуют Федеральным законам «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в силу статьи 13 АПК РФ не подлежат в этой части применению.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 июня 2010 года по делу № А73-4305/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

А.И. Михайлова

Е.А.Швец