ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3272/2021 от 03.08.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3272/2021

09 августа 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей   Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.

при участии  в заседании:

от ООО  «ТЗК-АЭРО»: ФИО1;

от МТУ  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО: ФИО2;

от АО «Хабаровский аэропорт»:  ФИО3;

от Министерства  транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края: не явились;

от ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт»: ФИО4;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Межрегионального территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

на решение от  23.04.2021

по делу № А73-20953/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению Общества  с ограниченной ответственностью  «ТЗК-АЭРО»

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области

о  признании недействительным распоряжения

третьи лица:  Акционерное общество «Хабаровский аэропорт»; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края; Публичное акционерное общество  «ННК-Хабаровскнефтепродукт»

УСТАНОВИЛ:

Общество  с ограниченной ответственностью   «ТЗК-АЭРО» (далее – общество, ООО «ТЗК-АЭРО»)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Межрегионального  территориального   управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – управление, ТУ Росимущества) от 11.12.2020  №239 об условиях приватизации сооружения «керосинопровод», протяженностью 1350 м., кадастровый номер 27:23:0000000:6119, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта.

Решением суда от 23.04.2021 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в связи с неполным выяснением всех обстоятельств спора.

В судебных  заседаниях  второй инстанции представитель управления поддержал доводы жалобы в полном объеме, настаивая на отмене судебного решения.

Представитель ООО «ТЗК-АЭРО» отклонил доводы жалобы по основаниям, указанным в отзыве, указав на законность судебного акта.

АО  «Хабаровский аэропорт» в отзыве и заседании суда выразило несогласие с доводами жалобы,  просило решение суда оставить без изменения.

Представитель ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт»  в  отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании  также просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края в  отзыве на   жалобу просило оставить ее без удовлетворения.

В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось, в том числе и с предоставлением возможности мирного урегулирования спора.

В заседании суда  от 03.08.2021 представители сторон  поддержали изложенные ранее позиции.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом отзывов, заслушав участников процесса,  Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что  распоряжением управления от 11.12.2020   №239 принято решение:

приватизировать сооружение «керосинопровод», протяженностью 13500 м., кадастровый номер 27:23:0000000:6119, РНФИ П12290008350, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта (далее - Имущество), путем продажи посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене;

утвердить документацию о продаже Имущества в электронной форме: информационное сообщение, форму заявки на участие в торгах, образец типового договора купли-продажи Имущества согласно приложениям № 1, 2, 3 к настоящему распоряжению;

установить цену первоначального предложения продажи имущества, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения, в размере 58 041 600 руб. с учетом НДС, согласно стоимости имущества, указанной в Отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № Н-369-20Х, выполненном ООО «Профи Оценка», в экспертном заключении саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков от 06.08.2020г. № 15/07-161/33/77/76/3;

установить минимальную цену предложения (цена отсечения), по которой может быть продано имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, в размере 29 020 800 руб. с учетом НДС;

установить: дата начала приема заявок на участие в продаже посредством публичного предложения - 12.12.2020; дата окончания подачи заявок на участие в продаже посредством публичного предложения - 17.01.2021; дата определения участников продажи посредством публичного предложения - 19.01.2021; дата проведения процедуры продажи посредством публичного предложения - 21.01.2021; задаток - 11 608 320 руб.; шаг понижения (величина снижения цены первоначального предложения) - 5 804 160 руб.; шаг аукциона (величина повышения начальной цены) - 2 902 080 руб.;

продажа имущества посредством публичного предложения проводится в электронной форме на электронной площадке организатора торгов АО «Сбербанк-ACT». Место подачи заявок httpsJ/www.sberbank- ast.ru/.

Во исполнение данного распоряжения 11.12.2020 организатором торгов опубликовано извещение о проведении процедуры продажи №111220/0023417/04 (продажа посредством публичного предложения), лот №1.

Полагая, что указанное распоряжение является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО «ТЗК-АЭРО» обратилось в арбитражный суд с   заявлением о признании его недействительным.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности этих условий.

Возражения заявителя  апелляционной жалобы направлены на несогласие с данным выводом.

Прядок приватизации государственного и муниципального имущества установлен Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ).

Согласно статье  7 этого  Закона прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет.

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде.

 Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в статье  13 Закона № 178-ФЗ, одним из которых является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

В соответствии со статьей  14  указанного Закона решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения: наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона; срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Согласно   статье  28 Закона № 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу   статьи  31   при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.

Ограничениями могут являться: обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации государственное или муниципальное имущество по определенному назначению, в том числе объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения;  обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения; иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.

Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации.

Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества.

Предусмотренные настоящей статьей ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута).

Согласно статье  32.1 Закона № 178-ФЗ  продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 - 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества.

Согласно статье  554 ГК  РФ   в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

В случае невозможности передачи прав на земельные участки, устанавливается публичный сервитут.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права следует, что одними из основных условий приватизации государственного и муниципального имущества является открытость, доступность и полнота, достоверность информации об объекте продажи, условиях его продажи, а также об участниках торгов, соблюдения условий равенства все участников торгов.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2019  № 3260-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы» объект «керосинопровод» включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, находится в перечне иного имущества под порядковым номером 643; объект надвижимости приватизируется без земельного участка.

Как следует из приказа Росимущества от 24.03.2020 № 75 «Об организации деятельности территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по приватизации иного имущества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы» МТУ  Росимущества делегированы полномочия по реализации имущества включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.

Во исполнение  данного приказа МТУ   Росимущества издано распоряжение от 11.12.2020 № 239 «Об условиях приватизации сооружения «керосинопровод», протяженностью 13 500 м. кадастровый номер 27:23:0000000:6119, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта».

11.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте www.torgi.gov.ru и электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» МТУ Росимуществом размещено извещение № 111220/0023417/04 о продаже государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения.

Предметом торгов является сооружение «керосинопровод», протяженностью 13 500 м., кадастровый номер 27:23:0000000:6119, расположенный Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта.

По результатам проведения указанных торгов, они признаны несостоявшимися.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим требованием, общество указало, что  управление не имело правовых оснований для утверждения  документации о продаже спорного имущества, поскольку оно  подготовлено с нарушением законодательства о приватизации, в том числе  спорный объект недвижимости не  имеет оформленного  права на земельные участки, занятые  его надземными частями (участки трубопровода и надземные технологические колодцы).

Согласно представленным сведениям об Объекте недвижимости на публичных торгах  у уполномоченного органа  отсутствует информация о кадастровых номерах иных объектов недвижимости, в том числе  земельных участков, в пределах которых расположен «керосинопровод».

Также данный факт подтверждается Заключением кадастрового инженера от 20.03.2021, которым установлено, что  по результатам геодезических работ технологические колодцы сооружения «керосинопровод» (ТК2, ТК4, ТК5) располагаются вне границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков, располагаются в пределах границ кварталов 27:23:0040120, 27:23:0020223, 27:23:0040233,27:23:0040406.

По сведениям ЕГРН технологический колодец ТК1 располагается в пределах границ земельного участка 27:23:0040406:259. Находящегося в собственности АО «Хабаровский аэропорт», ИНН: <***>.

Технологический колодец ТКЗ располагается в пределах земельного участка 27:17:0329001:3538, находящегося в пользовании ФИО5 на основании договора аренды земельного участка 192/16-Т от 27.12.2016.

Технологический колодец ТК6 располагается в пределах границ земельного участка 27:23:0020223:282, земельный участок муниципального образования «городской округ «город Хабаровск».

По сведениям ЕГРН земельные участки, занятые технологическими колодцами сооружения «керосинопровод», не оформлены в соответствии с действующим законодательством.

Отсутствие данной информации не дает возможности определить точное расположение спорного объекта недвижимости, тем самым  в силу статьи 168 ГК РФ  может повлечь признание  в последующем  недействительности сделки.

Относительно апелляционного довода о возможности оформления публичного сервитута на подземные объекты.

В силу статьи 39.37 Земельного кодекса РФ  публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

Согласно статье 39.41 названного Кодекса   в ходатайстве об установлении публичного сервитута должно быть указано, в том числе: кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков.

Таким образом, в силу вышеуказанных нормативно правовых актов, у собственника имущества возникает обязанность при совершении сделки предоставить полную информацию потенциальным покупателям о реализуемом объекте недвижимости, в том числе его расположение, а также, в силу того, что сооружение «керосинопровод» является линейным объектом, нормы земельного законодательства обязывают собственника инженерного сооружения устанавливать публичный сервитут на земельных участках, на которых расположен линейный объект.

Из материалов дела следует, что МТУ Росимущества в аукционной документации разместило не полную информацию об объекте приватизации «керосинопровод» необходимую для совершения сделки, тем самым нарушило положения  статьи 168 ГК РФ и статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.

Рассмотрев довод управления об отсутствии необходимости предоставления информации в аукционной документации о наличии обременения выставленного на торги объекта положениями  договора на содержание объектов государственной собственности от 30.01.1996№ 35, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье  460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободный от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.

В силу абзаца  статьи  460 ГК  РФ неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.

Сведения об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, должны быть указаны в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества (пункты 1 и 4 статьи  31 Федерального закона от 21.12.2001 178-ФЗ).

Пункта 2 статьи 700 ГК РФ, на который ссылается апеллянт, не отменяет того факта, что ссудодатель обязан в силу вышеназванных положений Гражданского кодекса, сообщить третьему лицу о наличии обременения.

Арбитражным судом установлено, что спорный объект «керосинопровод», протяженностью 1350 м., кадастровый номер 27:23:0000000:6119, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта, выставленный на торги спорным распоряжением не изымался у ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт».

Последнее  продолжает содержать и эксплуатировать указанный объект, являющийся предметом  договора от 30.01.1995,  заключенного  между Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края и ОАО «Хабаровскнефтепродукт» № 35 на содержание объектов государственной собственности..

Кроме того, между ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» и ООО «ТЗК-АЭРО» заключен договор № Т8-225/12 от 10.10.2012 на осуществление транспортировки авиационного керосина, установлена плата по договору. Общество несет затраты не его содержание, выполняет ремонт.

МТУ Росимущество по Хабаровскому краю и ЕАО не представило доказательств об изъятии спорного объекта недвижимости из владения ПАО «ННК - Хабаровскнефтепродукт», о расторжении договора № 35, следовательно, обязательства сторон являются действующими по настоящее время.

Таким образом, распоряжение Росимущества от 11.12.2020 № 239 было принято в нарушение вышеприведенных норм  Гражданского кодекса РФ, поскольку  имущество, которое планируется приватизировать,  несвободно от прав третьих лиц, а сведения о таких обременениях отсутствуют.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на  положения  Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не принимается во внимание, поскольку ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Несостоятельны доводы управления о том, что объект недвижимого имущества «керосинопровод» не может являться частью сложной вещи, при наличии технического паспорта и постановки на кадастровый учет как самостоятельного объекта.

 Согласно части  1 статьи  133.1 ГК РФ для отнесения недвижимой вещи, участвующей в обороте как единый объект, к единому недвижимому комплексу необходимо наличие одного из следующих критериев: неразрывной физической или технологической связи объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.).

При этом расположение указанных объектов на одном земельном участке не обязательно, части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках (пункта  39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно положениям статьи 46 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для регистрации единого недвижимого комплекса необходимо, чтобы сведения об объектах недвижимости, входящие в единый недвижимый комплекс,  были внесены в Единый государственный реестр недвижимости и зарегистрированы права на них.

При этом Гражданский кодекс и Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости не содержат норм, обязывающих собственника единых объектов вносить в обязательном порядке сведения о едином недвижимом комплексе в Единый государственный реестр недвижимости.

Керосинопровод предназначен исключительно для транспортировки нефтепродуктов (авиационного керосина) от хабаровского нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ. Продажа керосинопровода не позволит использовать данное сооружение по его прямому назначению, так как керосинопровод не является   самостоятельной вещью, способной выполнять производственную функцию без наличия иного имущества (механизмов), с помощью которых можно осуществлять перекачку (доставку) нефтепродуктов от одной точки в другую. Производственное использование керосинопровода невозможно без технологического подключения к оборудованию нефтеперерабатывающего завода и топливно-заправочного комплекса OOО «ТЗК-АЭРО».

Следовательно, система керосинопровода является единым техническим сооружением, служащим для перекачки топлива с нефтеперерабатывающего завода в емкостной парк ООО «ТЗК АЭРО»,  и одно без другого не может существовать, поскольку связано общим назначением.

Таким образом,  приведенный довод управления  признается необоснованным.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что на  момент принятия обжалуемого распоряжения   от 11.12.2020  № 239  имелись препятствия,  не позволяющие выставить спорный объект «керосинопровод» на торги, а также то, что обжалуемым распоряжением  нарушены права ООО «ТЗК-АЭРО» при  осуществлении запланированной предпринимательской деятельности, как предполагаемого участника  торгов, на получение полной, достоверной информации об объекте приватизации, позволяющей принять участие в торгах.

Учитывая, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2021 по делу № А73-20953/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

И.А. Мильчина

Е.Г. Харьковская