Шестой арбитражный апелляционный суд
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Хабаровск
07 октября 2008 года № 06АП-А04/2008-2/3281
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.
Судей: Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рева Т.В.
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Востоклеспром»: не явился;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области: не явился;
от открытого акционерного общества «ТЭМБР – БАНК»: не явился;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
на решение от 19.08.2008
по делу № А04-5388/08-1/266
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривал судья Пожарская В.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Востоклеспром»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
третье лицо: открытое акционерное общество «ТЭМБР – Банк»
о признании незаконными и отмене постановлений от 17.07.2008 № 10-08/91, 10-08/92, 10-08/93.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.08.2008 удовлетворены заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Востоклеспром» (далее – общество, ООО «Востоклеспром») требования в части признания незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее – административный орган) от 17.07.2008 № 10-08/91 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Определением от 06.08.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «ТЭМБР - БАНК» (далее – ОАО «ТЭМБР – Банк»).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемый судебный акт в части признании незаконным и отмены постановления от 17.07.2008 № 10-08/91, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
ООО «Востоклеспром», административный орган и ОАО «ТЭМБР – Банк» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО «Востоклеспром» и Хэйхэйская торгово-экономическая компания ООО «Луньян» (КНР) 02.11.2006 заключили внешнеторговый валютный экспортный контракт № HLHH322-2006-АО1 на поставку в КНР леса круглого разных пород на общую сумму 3 670 000 долларов США, при условии платежа: оплата в течение 180 дней, с даты таможенного оформления на территории РФ, возможен авансовый платеж. Срок поставки: с 01.12.2006 до 08.02.2009. Срок действия контракта по 07.08.2009.
22.11.2006 общество в ОАО «ТЭМБР-Банк» оформило паспорт сделки № 06110001/2764/0001/1/0 на сумму 3 670 000 долларов США. Дата завершения обязательств по контракту - 07.08.2009.
31.01.2008 общество и Хэйхэйская торгово-экономическая компания ООО «Луньян» заключили дополнительное соглашение № 1, в соответствии с которым наименование покупателя изменено на «Хэйхэйская ТЭК ООО «Лунь Ян».
05.02.2008 в связи с изменением наименования контрагента общество переоформило паспорт сделки.
06.06.2008 общество и Хэйхэйская торгово-экономическая компания ООО «Лунь Ян» заключили дополнительное соглашение № 2, в соответствии с которым пришли к соглашению о возврате авансовых платежей покупателю, в связи с неисполнением продавцом обязательств по контракту.
В соответствии с условиями контракта общество экспортировало в КНР по тридцати одной грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) товар на общую сумму 1 602 348,12 долларов США. На транзитный валютный счет общества в уполномоченном банке поступила валютная выручка за экспортированный товар в сумме 1 695 660 долларов США.
Благовещенской таможней проведена проверка соблюдения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в ходе которой выявлены нарушения сроков предоставления обществом в уполномоченный банк грузовых таможенных деклараций и справок о подтверждающих документах по ним по девяти ГТД, а именно:
- № 10704030/130308/0000114 на сумму 56 191,00 долларов США (фактический вывоз товара - 03.01.2008) представило 19.03.2008, срок представления - 15.02.2008;
- № 10704030/200308/0000119 на сумму 51 057,00 долларов США (фактический вывоз товара - 17.01.2008) представило 04.04.2008, срок представления - 15.02.2008;
- № 10704030/200308/0000120 на сумму 55 968,00 долларов США (фактический вывоз товара - 24.01.2008) представило 24.04.2008, срок представления - 15.02.2008;
- № 10704030/260308/0000129 на сумму 55 913,00 долларов США (фактический вывоз товара - 02.02.2008) представило 24.04.2008, срок представления -17.03.2008;
- № 10704030/180308/0000117 на сумму 54 741,00 долларов США (фактический вывоз товара- 11.02.2008) представило 04.04.2008, срок представления -17.03.2008;
- № 10704030/270308/0000130 на сумму 59 287,00 долларов США (фактический вывоз товара - 14.02.2008) представило 24.04.2008, срок представления -17.03.2008;
- № 10704030/060508/0000207 на сумму 47 997,00 долларов США (фактический вывоз товара - 24.02.2008) представило 15.05.2008, срок представления -17.03.2008;
- № 10704030/060508/0000209 на сумму 40 279,00 долларов США (фактический вывоз товара - 24.02.2008) представило 20.05.2008, срок представления -17.03.2008;
- № 10704030/080508/0000214 на сумму 48 488,00 долларов США (фактический вывоз товара - 02.03.2008) представило 15.05.2008, срок представления -15.04.2008.
03.07.2008 по результатам проверки составлен акт № 10704000/030708/0000074 и протоколы об административных правонарушениях №№ 10704000-254/2008, 10704000-255/2008, 10704000-256/2008.
17.07.2008 по результатам рассмотрения протоколов, административным органом вынесены постановления №№ 10-08/91, 10-08/92, 10-08/93.
Несогласие общества с вынесенными постановлениями, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признании незаконным и отмене полстановления от 17.07.2008 № 10-08/91 о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб. суд первой инстанции исходил из того, что справки о подтверждающих документах, за непредставление которых общество привлечено к административной ответственности отнесены к формам учета по валютным операциям для резидентов Указаниями Центрального бака Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций валютных бирж» (далее – Указания) которые вступили в действие с 27.01.2008, тогда как фактический вывоз товара по грузовым таможенным декларациям был осуществлен до 25.01.2008.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций установлен Центральным банком РФ в Положении от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П).
Пунктами 2.1, 2.2, 2.4 Положения № 258-П, на резидентов возложена обязанность представлять в банк паспорт сделки (далее - ПС) и документы, связанные с проведением валютных операций по контракту и подтверждающие факт вывоза с таможенной территории Российской Федерации, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Не исполнение требований, установленных актом органа валютного регулирования, а именно Положения № 258-П в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 173-ФЗ влечет административную ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в соответствии с требованиями которой несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Судом установлено, что факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается протоколами от 03.07.2008, грузовыми таможенными декларациями и справками о подтверждающих документах, а также не оспаривается обществом.
Также судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением от 17.07.2008 № 10-08/91 общество было привлечено к административной ответственности за несвоевременное предоставление заявителем в уполномоченный банк паспорта сделки, а именно справок о подтверждающих документах, за вывоз товара, который был осуществлен 03.01.2008, 17.01.2008 и 24.01.2008.
Пунктом 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению
Пунктом 1.3 Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций валютных бирж» справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.
Согласно части 2 упомянутого Указания, настоящий документ вступает в силу по истечении 10 дней после для его официального опубликования в «Вестнике Банка России». Документ опубликован 16.01.2008. Вступил в действие 27.01.2008.
В соответствии с изложенным, обязанность общества по предоставлению вышеназванных справок возникает только в отношении товаров, вывезенных после 27.01.2008.
Довод административного органа о том, что срок предоставления справок о подтверждающих документах по вышеназванным грузовым таможенным декларациям установлен не позднее 15.02.2008, а значит на момент её предоставления в уполномоченный банк она уже являлась одной из форм учета и отчетности не может быть принят судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенных норм.
Основания к отмене или изменению судебного акта изложены в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, таких оснований не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19 августа 2008 года по делу № А04-5388/08-1/266 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий В.Ф. Карасев
Судьи Н.В. Меркулова
А.И. Михайлова