Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3287/2021
19 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток»: ФИО1 - генеральный директор, ФИО2 представитель по доверенности от 12.04.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток» на решение от 21.04.2021 по делу № А04-1012/2021 Арбитражного суда Амурской области по заявлению открытого акционерного общества «Агро-Союз Дальний Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к министерству сельского хозяйства Амурской области(ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании уведомления об отказе в предоставлении субсидии,
установил:
открытое акционерное общество «Агро-Союз Дальний Восток» (далее – ОАО «Агро-Союз ДВ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к министерству сельского хозяйства Амурской области (далее – Министерство, ответчик) о признании незаконным уведомления от 29.12.2020 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении субсидии в размере 5 198 250 руб. в целях возмещения части затрат на проведение культуртехнических работ, без повторного предъявления пакета документов, выплаты субсидии в размере 5 198 250 руб.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу № А04-1012/2021.
Решением суда от 21.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «Агро-Союз ДВ» ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 08.06.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании 01.07.2021, поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определениями суда от 01.07.2021 и от 15.07.2021 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе заявитель подтвердил ранее заявленные позиции, привел доводы о том, что суд неверно распределил бремя доказывания, полагает, что суд уклонился от оценки доказательств заявителя. Общество представило на бумажном носителе документы, которые направлялись в дело при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Министерство повторило свои возражения на доводы заявителя.
В связи с изменением в первоначальном составе суда (определением от 16.08.2021 2021 судьи Сапрыкина Е.И. и Вертопрахова Е.В. были заменены на судей Харьковскую Е.Г. и Швец Е.А.) дело было рассмотрено в судебном заседании с самого начала.
В судебном заседании 17.08.2021 представители Общества поддержали апелляционную жалобу. Министерство не направило своего представителя в судебное заседание, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Шестой арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
09.12.2020 в целях получения субсидии в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447, ОАО «Агро-Союз ДВ» предоставило в Министерство пакет документов на предоставление субсидии в размере 5 198 250 руб., в целях возмещения части затрат на проведение культуртехнических работ.
По результатам рассмотрения представленного пакета документов Министерством в адрес Общества было направлено уведомление от 29.12.2020 об отказе в получении субсидии со ссылкой на п.п. 3 п. 2.6 Правил предоставления субсидии, а именно несоответствие представленных получателем документов требованиям, определенным пунктом 2.2 Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов (отсутствие в представленном пакете документов, предусмотренных п.п. 1, 3, 4, 6, 9 п. 2.2 Правил предоставления субсидии).
Не согласившись с указанным отказом, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, относится к бюджетным ассигнованиям.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пп. 1, 2 п. 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов) - пп.1; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации - пп. 2.
Как следует из пункта 1.2 Правил предоставления субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (в части возмещения части затрат по проведению культуртехнических мероприятий), утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2014 № 312 (далее – Правила), субсидия предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - министерством сельского хозяйства Амурской области сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, осуществляющим свою деятельность на территории Амурской области (далее - заявители), в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные настоящими Правилами.
Субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат (без учета НДС) на проведение культуртехнических работ на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе на расчистку земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы, внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв, в рамках реализации ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» (пункт 1.3 Правил).
Согласно пункту 2.1 Правил условиями предоставления субсидии являются:
1) наличие у заявителя земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Амурской области и предусматривающих проведение культуртехнических работ;
2) выполнение культуртехнических работ;
3) наличие сметного расчета стоимости культуртехнических работ и положительного заключения экспертизы сметного расчета;
4) соответствие заявителя (на 1 число месяца, предшествующего месяцу, в котором заявитель обратился с заявлением о предоставлении субсидии) следующим требованиям:
в) заявитель - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность заявителя - юридического лица не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заявитель - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
г) заявитель не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50%;
д) заявитель не должен получать средства из областного бюджета на цели, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил, на основании иных нормативных правовых актов Амурской области;
5) представление отчетов о финансово-экономическом состоянии заявителя за финансовый год, предшествующий году предоставления субсидии, по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в порядке и в сроки, установленные министерством (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в текущем году);
6) заключение с министерством соглашения о предоставлении субсидии на текущий год по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Амурской области от 23 декабря 2016 г. N 308, размещенным на официальном сайте министерства финансов Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.fin.amurobl.ru.
В целях возмещения части затрат на проведение культуртехнических работ Обществом при обращении в Министерство был представлен пакет документов на предоставление субсидии в размере 5 198 250 руб. По результатам рассмотрения представленного пакета документов Министерством в адрес Общества было направлено уведомление от 29.12.2020 об отказе в получении субсидии.
Согласно пункту 2.2 Правил, с целью получения субсидии заявитель не позднее 25 декабря текущего года представляет в Министерство следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 1 к настоящим Правилам (далее - заявление);
2) справку-расчет субсидии по форме согласно приложению № 2 к настоящим Правилам;
3) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право на землю, - в случае отсутствия регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости;
4) заверенные заявителем копии сметного расчета стоимости культуртехнических работ и положительного заключения экспертизы сметного расчета;
5) заверенные заявителем копии договоров на выполнение культуртехнических работ и график выполнения культуртехнических работ (в случае выполнения работ подрядным способом);
6) заверенные заявителем копии документов, подтверждающих прямые понесенные затраты на проведение культуртехнических работ в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году, в том числе расчетные и платежные ведомости или расчетно-платежные ведомости для подтверждения оплаты труда работников, приобретение материалов, амортизацию по основным средствам, использованным при проведении культуртехнических работ, а также копии актов о списании материальных запасов по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (в случае выполнения работ хозяйственным способом);
7) акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 (в случае выполнения работ подрядным способом), утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 № 100;
8) акт выполненных культуртехнических работ согласно приложению № 3 к настоящим Правилам;
9) заверенный заявителем и согласованный с членами комиссии, состав которой утверждается приказом министерства, ситуационный план земельных участков с обозначением их границ и (или) их частей с указанием площадей, на которых проведены культуртехнические работы в текущем году, согласно приложению № 4 к настоящим Правилам;
10) заверенную заявителем копию документа о применении заявителем специального налогового режима (для заявителей, применяющих специальные налоговые режимы).
Суд первой инстанции указал, что Обществом в нарушение установленных правил не были предоставлены документы, предусмотренные подпунктами 1, 3, 4, 6, 9 пункта 2.2 Правил, а именно:
- отсутствовало заявление о предоставлении субсидии;
- заверенные заявителем копии сметного расчета стоимости культуртехнических работ и положительного заключения экспертизы сметного расчета (заявителем представлены оригиналы данных документов);
- документы, подтверждающие понесенные прямые затраты в части оплаты труда работников, задействованных на проведение культуртехнических работ – в предоставленных документах отсутствовали расчетные и платежные ведомости, либо расчетно-платежные ведомости, подтверждающие факт выдачи заработной платы работникам;
- отсутствовал заверенный заявителем и согласованный с членами комиссии, состав которой утверждается приказом Министерства, ситуационный план земельных участков с обозначением их границ и (или) их частей с указанием площадей, на которых проведены культуртехнические работы в текущем году, согласно приложению № 4 к настоящим Правилам (на момент подачи документов ситуационный план комиссией не был согласован, комиссия на место проведения не выезжала).
В обоснование заявленных требований, Общество сослалось на предоставление Министерству полного пакета документов, с приложением заявления, оформленного должным образом.
Из пояснений свидетеля, допрошенного в судебном заседании, материалов дела и пояснений сторон суд пришел к выводам:
- представленные Обществом в Министерство документы были оформлены ненадлежащим образом, а именно в отсутствие описи всех приложенных документов;
- материалы заявителя были переданы лично в руки работнику Министерства, но при этом отметка о получении на копии заявления проставлена не была;
- каких либо иных доказательств, безусловно свидетельствующих о полноте предоставленных документов, заявителем в материалы дела представлено не было, из показаний свидетеля достоверно не следует подтверждения данного факта;
- указание стороны истца на сложившийся ранее порядок взаимодействия с ответчиком и отсутствие претензий по оформлению обращения, не может свидетельствовать о предоставлении полного пакета в спорной ситуации;
- из представленных документов следует, что отметка о получении, ввиду отсутствия должным образом оформленного заявления, Министерством была проставлена на справке-расчете субсидии;
- должных доказательств того, что совместно с пакетом документов, ОАО «Агро-Союз ДВ» было передано в Министерство и заявление, Обществом не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что само по себе отсутствие заявления не имеет существенного значения, поскольку намерение Общества получить субсидию в заявленном размере вытекает из его поведения, содержания представленных документов, а действия Министерства после получения пакета документов свидетельствуют о рассмотрении заявления по существу.
Представление Обществом не копии сметного расчета стоимости культуртехнических работ и положительного заключения экспертизы сметного расчета, а оригиналов указанных документов также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче субсидий.
Вместе с тем, отсутствие других документов суд первой инстанции правомерно посчитал достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления по настоящему делу в связи со следующим.
Общество в подтверждение несения прямых затрат на оплату труда работников, задействованных на проведение культуртехнических работ, предоставило расчетные ведомости, расчетные листки, расходные кассовые ордера № 783 от 11.12.2019, № 252 от 02.07.2020, платежные ведомости от 11.12.2019, № 57 от 02.07.2020, платежное поручение № 6041 от 28.05.2020, но не предоставлялись предусмотренные постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» формы Т-49 (расчетно-платежная ведомость), Т-51 «расчетная ведомость». Представленные заявителем документы не относимы к спорным работам и не подтверждают несение прямых затрат на оплату культуртехнических работ.
В нарушение подпункта 9 пункта 2.2 Правил Общество не представляло заверенный заявителем и согласованный с членами комиссии, состав которой утверждается приказом Министерства, ситуационный план земельных участков с обозначением их границ и (или) их частей с указанием площадей, на которых проведены культуртехнические работы в текущем году, согласно приложению № 4 к настоящим Правилам. Представленный ОАО «Агро-Союз ДВ» ситуационный план земельных участков был согласован лишь самим Обществом, но не был согласован с комиссией.
Заявитель считает, что, поскольку на момент подачи документов состав комиссии не был утвержден, то на Общество не может быть возложена обязанность представлять документ, согласованный с членами комиссии.
Как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие сведений о том, каким образом происходит требуемое согласование, не освобождает Общество от обязанности исполнить установленные требования и согласовать указанный план с членами комиссии. Из содержания Правил следует, что согласованию ситуационного плана комиссией должна предшествовать проверка комиссией выполнения культуртехнических работ с выездом комиссии на земельные участки. В деле отсутствуют доказательства в подтверждение того, что Общество обращалось в Министерство по поводу проверки выполнения работ и согласования ситуационного плана.
В силу пункта 2.6 Правил решение об отказе заявителю в предоставлении субсидии принимается по следующим основаниям:
1) несоответствие лица, претендующего на получение субсидии, категории заявителей, установленной пунктом 1.2 настоящих Правил;
2) несоблюдение условий предоставления субсидии, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 2.1 настоящих Правил;
3) несоответствие представленных документов требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
4) недостоверность представленной заявителем информации;
5) нарушение срока представления документов, указанного в пункте 2.2 настоящих Правил;
6) получение субсидии за указанный в справке-расчете субсидии период.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Министерство в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.6 Правил правомерно отказало в предоставлении запрашиваемой Обществом субсидии, оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении субсидии от 29.12.2020 не противоречит требованиям действующего законодательства, права и законные интересы заявителя не нарушает.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и получили надлежащую и обоснованную оценку, не согласиться с которой у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 21.04.2021 по делу № А04-1012/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.П. Тищенко |
Судьи | Е.Г. Харьковская |
Е.А. Швец |