Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3287/2022
06 июля 2022 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен июля 2022 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Жолондзь Ж.В., Кривощекова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»: ФИО1, по доверенности № ДЭК-71-15/534Д от 01.01.2022
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 06.05.2022
по делу № А73-2863/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Тигровая, д.19)
к управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации Николаевского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682460, <...>)
о взыскании 78 141 878,04 руб.
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ПАО «ДЭК», истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации Николаевского муниципального района (далее – Управление ЖКХ, ответчик) о взыскании убытков в размере 78 141 878, 04 руб., связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения с августа 2021 года по декабрь 2021 года.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.05.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании убытков в размере 78 106 328, 04 руб. с Министерства жилищно-коммунального хозяйства хабаровского края». В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Указывает, что представленный расчет истца связан с недопустимым округлением значения межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения до двух десятичных знаком после запятой, считает, что за спорный период возмещению подлежат убытки в размере 78 106 327, 04 руб.
Ссылается на недостаточность финансирование краевого бюджета со стороны главного распорядителя денежных средств – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края), размер субвенций не соответствуют фактическим убыткам понесенных организациями, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Николаевского муниципального района Хабаровского края в зонах децентрализованного энергоснабжения, в том числе ПАО «ДЭК».
Считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве надлежащего ответчика Министерство ЖКХ.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 30.06.2022 в 11 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно позиции истца, управление является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку именно с ним истец заключил соглашение, управление является самостоятельным юридическим лицом, к аналогичным выводам пришел суд по делу №А73-10151/2021 Арбитражного суда Хабаровского края.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы отзыва, указал на законность и обоснованность решения суда, просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о рассмотрении дела, явку представителей в заседание суда не обеспечили, что не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.01.2021 между ПАО «ДЭК» (хабаровскэнергосбыт) и Управлением ЖКХ (главный распорядитель средств районного бюджета) заключено соглашение № 21-21-Э о предоставлении из бюджета Николаевского муниципального района субсидии за счет средств бюджета Хабаровского края, поступающих в виде субвенций в районный бюджет, в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в целях компенсации получателю убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения (далее - соглашение).
Дополнительным соглашением от 05.07.2021 срок действия соглашения продлен до 31.12.2021
Согласно пункту 2.2 соглашения плановый размер субсидии, предоставляемой из районного бюджета, составляет 37 510 400 руб., а фактический размер субсидии рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 № 73-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения».
Перечисление субсидии осуществляется ежемесячно (пункт 3.2 соглашения).
Из материалов дела следует, что ПАО «ДЭК» выполнило условия соглашения, расчет стоимости электрической энергии, поставленной населению в зоне децентрализованного энергоснабжения на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края, произведен с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию.
Соответствующий отчет об объеме реализованной населению электрической энергии за август 2021 года по декабрь 2021 года с приложением расчета фактического объема средств субсидии на возмещение убытков ПАО «ДЭК» направлен в адрес администрации Николаевского муниципального района.
За август 2021 года фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 7 516 799,39 руб., стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 22 378 807,84 руб., разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 14 862 008,45 руб.
За сентябрь 2021 года фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 6 854 254,88 руб., стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 20 407 540,71 руб., разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 13 553 285,83 руб.
За октябрь 2021 года фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 8 447 988,76 руб., стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 25 312 344,53 руб., разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 16 864 355,77 руб.
За ноябрь 2021 года фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 8 259 216,92 руб., стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 24 890 119,80 руб., разница между стоимостью электроэнергии, фактически выставленной населению, и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 16 630 902,88 руб.
За период декабрь 2021 года фактически выставлено по регулируемым тарифам для группы население (без НДС) 8 032 896,97 руб., стоимость электроэнергии, рассчитанной по экономически обоснованному тарифу составляет 24 264 222,08 руб.
Всего по расчету ПАО «ДЭК» размер убытков за спорный период составляет 78 141 878,04 руб. за период с августа 2021 года по декабрь 2021 года.
В силу пункта 4.1.2 соглашения ответчик обязался осуществлять проверку предоставляемых ПАО «ДЭК» документов, в том числе на соответствие их Порядку предоставления субсидии, в течение 22 рабочих дней со дня их получения. Замечаний по направленным ПАО «ДЭК» расчетам от ответчика не поступало.
Истец 12.01.2022 обратился в адрес ответчика с претензией № 39/276 с требованием о возмещении убытков в недополученном по соглашению размере.
Неисполнение обязательства по возмещению убытков послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя истца и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 №87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - постановление Пленума №87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в Постановление Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 №73-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения».
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Хабаровскому краю на 2021 год установлены Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 № 41/1.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «ДЭК» покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами на 2021 год установлены Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29.12.2020 № 44/9.
В силу частей 1, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 «2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
На основании Законов № 142 и 143 постановлением Правительства от 11.03.2008 № 73-пр (далее - постановление № 73-пр) утверждены Порядок расчета компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения (далее - Порядок расчета компенсации организациям убытков), Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения (далее - Порядок предоставления субвенций).
Объем фактически поставленной электрической энергии истцом за период с августа 2021 года по декабрь 2021 года подтверждается представленным в материалы дела отчётом об объёме реализованной населению электрической энергии за 12 месяцев 2021 года, а также расчётом фактического объема средств субсидии на возмещение убытков.
Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
Так, у Управления на основании положений Закона от 31.10.2007 № 142, Закона от 31.10.2007 № 143, Постановления Правительства Хабаровского края от 11.03.2008 № 73-пр возникло обязательство по компенсации истцу как ресурсоснабжающей организации возникшего в результате межтарифной разницы ущерба в виде выпадающих доходов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответчик обязан компенсировать убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в зонах децентрализованного энергоснабжения согласно действующему законодательству и условиям заключенного соглашения от 26.01.2021 № 21-21-Э.
Довод заявителя жалобы о том, что представленный расчет истца связан с недопустимым округлением значения межтарифной разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения до двух десятичных знаком после запятой, считает, что за спорный период возмещению подлежат убытки в размере 78 106 327, 04 руб. проверен и отклонен апелляционным судом.
Согласно пункту 2 Постановления № 41/1 об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Хабаровскому краю на 2021 год цены (тарифы) для населения установлены с налогом на добавленную стоимость.
Согласно Постановлению № 44/9 тарифы на электрическую энергию, поставляемую ПАО «ДЭК» покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными энергетическими системами на 2021 год цены (тарифы) установлены без налога на добавленную стоимость.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу приводит пример расчета стоимости электроэнергии за август 2021 года.
Итак, фактически было выставлено 161 524 кВтч, тариф с НДС установлен 4,91 руб. за 1 КВтч, следовательно, стоимость электрической энергии с НДС составила 793 082, 83 руб.(161 524 х 4,91).
Далее, от полученного объема необходимо отнять НДС, который составляет 20 %, стоимость электроэнергии без НДС составила 660 902, 36 руб. (793 082,83 руб. / 1,2).
Стоимость электроэнергии в сумме 660 902, 36 руб. разделить на объем электроэнергии 161 524 кВтч – 4, 09166662539313 (4,09).
Следует отметить, что расчет производится отдельно для каждой категории потребителей с разбивкой по тарифам, как установлено в Постановлении 44/9, а именно городское население, городское население с электроплитами, сельское население, так как для каждой категории установлен свой тариф.
При расчете стоимости электроэнергии по экономически обоснованному тарифу методология расчета идентична вышеуказанной.
Так, фактически было выставлено 161 524 кВтч экономически обоснованный тариф без НДС установлен 8, 81853 руб., следовательно, стоимость электрической энергии с НДС составила1 424 404, 22 руб. (161 524 х 8,81853).
Далее, выводится разница между стоимостью электроэнергии (без НДС), фактически выставленной по тарифам для группы «Населения» и рассчитанной по экономически обоснованному тарифу (по вышеуказанному примеру) получаем сумму субсидии на возмещение убытков ПАО «ДЭК»:
1 424 404, 22 руб. - 660 902, 36 руб. – 763 501, 86 руб.
Таким путем проверяется каждая категория потребителей по всему расчету, далее путем сложения получаем итоговую сумму убытков ПАО «ДЭК» за период с августа 2021 года по декабрь 23021 года.
Расчет судом апелляционной инстанции проверен и признан верным. Доводы жалобы в указанной части отклонены, поскольку контррасчет ответчика является арифметически неверным.
Доводы заявителя жалобы на недостаточность финансирование краевого бюджета со стороны главного распорядителя денежных средств Министерства ЖКХ края, которое не привлечено к участию в деле в качестве надлежащего ответчика отклоняется апелляционным судом.
В данном случае, распределение субвенций между конкретными получателями на территории Николаевского муниципального района относится к полномочиям непосредственно администрации, которой для оплаты субсидий с истцом заключено соглашение положенное в основание требований. Доказательств того, что общий размер начисленных субсидий превысил размер полученных субвенций и администрацией принимались необходимые меры к их покрытию в материалы не представлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Решение суда, принято при правильном установлении всех обстоятельств, имеющих значение дела, применении норм материального и процессуального права, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 258, 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.05.2022 по делу № А73-2863/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | И.В. Иноземцев |
Судьи | Ж.В. Жолондзь |
А.В. Кривощеков |