ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-328/2021 от 03.03.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-328/2021

05 марта 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен марта 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.

при участии  в заседании:

от ООО  «Детектор лжи. Консалтинг»: ФИО1, представителя по доверенности от 09.09.2020 № 2 (он-лайн); 

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: ФИО2, представителя по доверенности от 12.01.2020 № 05-12/00186;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска: ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2021 № 19-20/00011;

рассмотрев в судебном заседании  (он-лайн) апелляционную жалобу  Инспекции Федеральной налоговой службы  по Железнодорожному району г. Хабаровска

на решение от  15.12.2020 по делу № А73-13126/2020

Арбитражного суда Хабаровского края

по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью  «Детектор лжи. Консалтинг»; 

к Инспекции Федеральной налоговой службы  по Железнодорожному району г. Хабаровска; Управлению Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю

о признании недействительными и отмене решений

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Детектор лжи. Консталтинг», в лице ликвидатора ФИО4 (далее – заявитель, общество, ООО «ДЛК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ,  о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее – регистрирующий орган, инспекция) от 29.05.2020 № 7471А  «Об отказе в государственной регистрации»,  и   обязании  инспекции на основании представленных заявителем документом   внести сведения об исключении ООО «Детектор лжи. Консалтинг» из ЕГРЮЛ, продлить срок ликвидации общества на шесть месяцев с момента вынесения судебного решения.

Решением суда от 15.12.2020  требования заявителя   удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, инспекция заявила  апелляционную жалобу, считая, что судом неполно выяснены все обстоятельства дела, дана неверная оценка доказательствам по делу, а также неправильно применены нормы материального права.

По мнению апеллянта,  оспариваемое решение соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации), Административного регламента предоставления ФНС государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Кроме этого, полагает, что  судом не установлено фактических нарушений  прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской деятельности ввиду того, что общество имело возможность своевременно   в установленном законом порядке непосредственно направить документы в уполномоченный орган госрегистрации.

В судебном заседании второй инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на отмене судебного решения.

Представитель управления поддержал  позицию апеллянта по основаниям, указанным в отзыве, просил отменить решение суда, удовлетворить апелляционную жалобу   инспекции.

Представитель общества выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, настаивал на законности судебного решения.

Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва управления, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, ООО «ДЛК» зарегистрировано в качестве юридического лица 05.05.2014  и состоит на учете в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска.

17.07.2019 единственным участником общества  ФИО4 принято решение о добровольной ликвидации общества; ликвидатором назначена ФИО4; порядок и сроки ликвидации общества определены в соответствии со статьями 61, 62, 63, 64 ГК РФ и статьями 57, 58 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ).

Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 24.07.2019 (ГРН 2192724347484).

15.05.2019 обществом на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска по почте с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения направлены  следующие документы: уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001, которое представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса; заявление по форме № Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, ликвидационный баланс на 31.12.2020, отчет о финансовых результатах за 2020, отчет о целевом использовании средств за 2020 год, отчет об изменениях капитала за 2020 год, отчет о движении денежных средств за 2020 год, документ об уплате государственной пошлины от 25.11.2019.

22.05.2020 ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска   перенаправила уведомление по форме Р15001, заявление по форме Р16001, представленные ООО «ДЛК», в регистрирующий орган - ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.

29.05.2020  инспекцией на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закон о регистрации принято решение № 7471А об отказе в государственной регистрации (составление промежуточного ликвидационного баланса юридического лица);  на основании подпунктов «а», «х» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации решение № 7475А об отказе в государственной регистрации (ликвидация юридического лица).

Полагая, что инспекцией неправомерно принято решение № 7471А, общество обратилось с апелляционной жалобой в управление, которое решением от  26.06.2020 № 13-12/7011721@ оставило жалобу без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции  об отказе в государственной регистрации, ООО «ДЛК» обратилось в арбитражный суд.

 В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительным акта и незаконными решения или действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия)  закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии совокупности таких условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 1 Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона №129-ФЗ документы в регистрирующий орган могут   быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ, пункту 1 статьи 20 Закона о регистрации, сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется путем направления в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.

Таким образом, документы, связанные с процедурой ликвидации юридического лица, способами предусмотренными пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации, подаются в регистрирующий орган.

Согласно подпункту «х» пункта 1 статьи 23 этого Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Из оспариваемого решения от 29.05.2020 № 7471А следует, что отказ  в государственной регистрации промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р150001 мотивирован нарушением предусмотренного статьей 9 Закон №129-ФЗ порядка предоставления документов на государственную регистрацию юридического лица, а именно: комплект документов направлен не в регистрирующий орган, а в территориальный налоговый орган - ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, который полномочиями по регистрации не обладает, то есть документы направлены в неуполномоченный для осуществления государственной регистрации орган.

Согласно статье 2 Закона №129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе, его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

В соответствии с пунктами 1, 4, 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно пункту 3 Положения об ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, утвержденного руководителем УФНС России по Хабаровскому краю 21.03.2019, инспекция осуществляет полномочия по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Хабаровского края.

Следовательно,  как верно отмечено судом первой инстанции,  иные налоговые органы Хабаровского края полномочиями по осуществлению государственной регистрации не наделены и регистрирующими органами не являются.

Из материалов дела установлено,  что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, носящее уведомительный характер, общество направило не в регистрирующий орган, а в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска, которая  является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Далее, последняя перенаправила поступившие  документы непосредственно в ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска, что позволило арбитражному суду  прийти к отсутствию оснований считать  указанное уведомление недостоверным.

При этом судом первой инстанции верно отмечено, что  допущенное ошибочное направление документов не тому налоговому органу,  которые в конечном счете поступили в уполномоченный регистрирующий орган,  объективно не свидетельствуют о наличии обстоятельств, позволяющих сделать вывод о представлении  сведений с нарушением порядка.

Кроме того, апелляционный суд  отмечает, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 14.07.2003 № 12-П, Определении  от 05.03.2004 № 82-О,  в случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным; суд не должен допускать формального подхода к рассмотрению заявленного требования, поскольку он не соответствует принципам разумности и справедливости.

Исследовав по существу фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленный  инспекцией недостаток не препятствовал ей правильно осуществить соответствующие регистрационные действия.

Иная оценка имеющихся в настоящем деле документов свидетельствует в данном конкретном случае о чрезмерно формальном подходе. Вместе с тем формальное правоприменение является недопустимым, излишне формальный подход может привести к созданию дополнительных неоправданных препятствий для заявителя и нарушению баланса между публичными и частными интересами. В связи с чем, соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются, как несостоятельные.

Также судебная коллегия соглашается с тем, что на основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска повторно рассмотреть уведомление ООО «ДЛК» по форме Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица от 22.05.2020.

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции, поддержанную управлением, - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от  15.12.2020  по делу № А73-13126/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.=

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.А. Швец