ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3317/2018 от 12.07.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3317/2018

16 июля 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего судьи Тищенко А.П.,

судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,

при участии  в заседании:

от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: ФИО1 по доверенности от 29.12.2017 № 02-11/13214;

от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю: Светлеющая О.С. по доверенности от 12.12.2017 № Дов-054,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю

на решение от  22.05.2018

по делу № А73-6059/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьейМаскаевой А.Ю.

по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным уведомления о приостановлении регистрации ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости от 15.02.2018 № КУВД-001/2018-238146/1 в отношении объекта недвижимости расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 27:23:0041502:92, в связи с заключением договора аренды от 29.01.2018 № 12,

об обязании произвести государственную регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 27:23:0041502:92, в связи с заключением договора аренды от 29.01.2018 № 12,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Фрилансер»,

установил:

Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее –Управление Росреестра по Хабаровскому краю, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления о приостановлении регистрации ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости от 15.02.2018 № КУВД-001/2018-238146/1 в отношении объекта недвижимости расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 27:23:0041502:92, в связи с заключением договора аренды от 29.01.2018 № 12; об обязании произвести государственную регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 27:23:0041502:92, в связи с заключением договора аренды от 29.01.2018 № 12.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Фрилансер» (далее – ООО «Фрилансер»).

Решением суда от 22.05.2018 заявленные требования Департамента удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вышеуказанным решением, Управление Росреестра по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование – решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заявитель жалобы указывает на то, что представленный на государственную регистрацию договор аренды от 29.01.2018 № 12 подписан усиленной квалифицированной электронной подписью только одной стороной договора – Департаментом, тогда как согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), такой договор должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью всеми сторонами договора.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель Росреестра поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель департамента отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 29.01.2018 между городским округом «Город Хабаровск» в лице Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (Арендодатель) и ООО «Фрилансер» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № 12, согласно условиям которого Арендодатель предоставляет в аренду Арендатору из земель категории «земли населенных пунктов» земельный участок площадью 5 357,0 кв. м с кадастровым номером 27:23:0041502:92.

07.02.2018 Департамент обратился в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о государственной регистрации ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 27:23:0041502:92 оформленном в электронном виде.

Указанное заявление, электронные образы договора аренды № 12 и передаточного акта от 29.01.2018 подписаны уполномоченным представителем Департамента усиленной квалифицированной электронной подписью.

Управление Росреестра по Хабаровскому краю уведомлением от 15.02.2018 № КУВД-001/2018-238146/1 сообщило Департаменту о приостановлении регистрации на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в связи с тем, что представленный электронный образ договора аренды не подписан усиленной квалифицированной цифровой подписью Арендатора.

Не согласившись с уведомлением регистрирующего органа, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Департамент от имени города выступает арендодателем земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, заключает договоры аренды соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду земельных участков без проведения торгов, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (пункт «в» части 2.2 раздела 2 Положения о Департаменте муниципальной собственности Администрации города Хабаровска, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 452).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 1 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (статья 14 Закона № 218-ФЗ).

Государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав (часть 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ).

Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав.

Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение о приостановлении государственной регистрации прав, исчерпывающий перечень которого указан в статье 26 Закона № 218-ФЗ.

Основанием для приостановления государственной регистрации явилось то, что договор аренды подписан усиленной квалифицированной подписью только Арендодателя, усиленная квалифицированная электронная подпись Арендатора отсутствует.

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона (част 2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ).

Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ).

Документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе (пункт 9 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).

Сформированный комплект документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемых в форме электронных документов, электронных образов документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (пункт 10 статьи 21 Закона № 218-ФЗ).

Судом по материалам дела установлено, что в рассматриваемом случае Департамент выступает не только как сторона договора, но и как уполномоченный и обязанный в силу прямого указания закона орган, на который возложена обязанность по направлению заявления и комплекта документов на государственную регистрацию.

Поданные на государственную регистрацию в виде электронного документа заявление, электронный образ договора аренды земельного участка от 29.01.2018 № 12, электронный образ передаточного акта от 29.01.2018 содержащие подписи сторон договора и скреплены печатями, подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Департамента.

При таких обстоятельствах, как верно отмечено судом первой инстанции, оснований требовать от другой стороны договора наличие усиленной электронной квалифицированной подписи у регистрирующего органа не имелось.

Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно посчитал оспариваемое уведомление регистрирующего органа, подлежащим признанию незаконным, как нарушающее права и законные интересы Департамента, с обязанием Управления Росреестра по Хабаровскому краю, согласно пункту 3 статьи 4 статьи 201 АПК РФ, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя  путем проведения государственной регистрации права осуществить государственную регистрацию ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта недвижимости в отношении спорного объекта недвижимости.

Доводы, изложенные жалобе, проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от  22.05.2018 по делу № А73-6059/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

      А.П. Тищенко

Судьи

      Е.В. Вертопрахова

      Е.А. Швец