ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3354/2014 от 16.07.2014 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3354/2014

23 июля 2014 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2014 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего      Песковой Т.Д.,

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.

при участии  в заседании:

от Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": ФИО1, представитель по доверенности от 07.10.2013 № 51/619;

от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО2, представитель по доверенности от 17.12.2013 № 12;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"

на решение от  05.06.2014

по делу № А73-4830/2014

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Зверевой А.В.

по заявлению Открытого акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»

к Дальневосточному Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления Дальневосточного управления Ростехнадзора от 10.04.2014. № 0029/07-06

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – Общество, ОАО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 10.04.2014 № 0029/07-06, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции 05.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО «ДГК» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указал на то, что нарушение правил эксплуатации тепловых сетей не является административным правонарушением, связанным с нарушением законодательства об электроэнергетике, и на него не распространяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, в рассматриваемом случае подлежит применению двухмесячный срок давности, который на момент вынесения оспариваемого постановления истек.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО «ДГК» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Представитель Дальневосточного Управления Ростехнадзора отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что в ночь с 19.11.2013 на 20.11.2013 в 2 часа 10 минут на жилмассиве по пер. Картографический, 11 города Хабаровска произошёл порыв трубопровода тепловой сети ТМ-18. Повреждение было вызвано изношенностью участка трубопровода, который эксплуатируется без капремонта более 20 лет. Для проведения ремонтных работ, от подачи тепла и горячего водоснабжения были отключены: 243 жилых дома, 11 учреждений здравоохранения, 6 учреждений образования.

22.11.2013 прокуратурой города Хабаровска совместно с главным государственным инспектором отдела энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО3 в присутствии представителей ОАО «ДГК» по вышеуказанному факту произведена проверка в отношении ОАО «ДГК» (СП «ХТС» филиала «ХТСК» ОАО «ДГК»)

В результате проверки установлено, что были выявлены факты нарушения ОАО «ДГК» «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утверждённых приказом Минэнерго РФ от 19.07.2003 № 229 (далее ПТЭ ЭС и С), а именно:

1. Организацией, эксплуатирующей тепловые сети, не организован контроль за поддержанием в надлежащем состоянии путей подхода к объектам сети, п.4.12.4 ПТЭ ЭС и С;

2. На трубопроводах тепловых сетей ТМ-18, на обследуемом участке, частично отсутствует тепловая изоляция, чем нарушен п.4.12.19 ПТЭ ЭС и С;

3. В нарушение п.4.12.18 ПТЭ ЭС и С открытые участки трубопроводов (без тепловой изоляции) подвергаются коррозии;

4. Эксплуатирующая тепловые сети организация не осуществляет контроль за состоянием: трубопроводов, оборудования, тепловой изоляции и антикоррозийного покрытия трубопроводов тепловых сетей, чем нарушает п.4. 12.26 ПТЭ ЭС и С;

Выявленные нарушения отражены в справке № 07-06/15 от 22.11.2013, зафиксированы фотосъемкой

Требованием от 26.11.2013 № 1-9/2013 законный представитель Общества извещался о необходимости явки 29.11.2013 в 15-00 в прокуратуру                     г. Хабаровска для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным фактам.

29.11.2013 прокурором г. Хабаровска Кимом Е. Е. в присутствии представителя Общества ФИО4 по доверенности № 7/760 от 31.12.2011, при надлежащем извещении, возбуждено в отношении ОАО «ДГК» дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Материалы дела направлены для рассмотрения в Дальневосточное управление Ростехнадзора.

Определением Дальневосточного управления Ростехнадзора от 18.03.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10.04.2014 в 15-00.

10.04.2014 главным государственным инспектором отдела энергетического надзора Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО3 в присутствии ФИО5 представителя ОАО «ДГК» по доверенности от 28.11.2013 № 51/717, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 0029/07-06, которым ОАО «ДГК» привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования энергетических ресурсов, устройств и объектов, их потребляющих или связанных с энергоносителями, а объективная сторона заключается в нарушении установленных норм и правил, в том числе правил эксплуатации электроустановок.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Федеральный закон "Об электроэнергетике"), для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в том числе:

электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;

субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики обязаны соблюдать требования технических регламентов в сфере функционирования Единой энергетической системы России.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В силу статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ:

тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (подпункт 1);

тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (подпункт 5);

теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (подпункт 8).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ, к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится, помимо прочего, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.

Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.07.2003 N 229 утверждены «Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ» (далее – Правила, ПТЭ ЭС и С).

В силу пункта 1.1.1. ПТЭ ЭС и С, настоящие Правила распространяются на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, гидроэлектростанции, электрические и тепловые сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Согласно пункту 4.12.1. Правил, при эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена подача потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных договорами теплоснабжения параметров:

температура сетевой воды в подающих трубопроводах в соответствии с заданным графиком;

давление сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах;

температура и давление пара.

Потери тепловой энергии, теплоносителей, затраты электрической энергии при транспорте и распределении тепловой энергии не должны превышать значений по нормативным энергетическим характеристикам тепловых сетей.

При исчерпании фактической мощности источников тепла и пропускной способности магистралей тепловых сетей присоединение новых потребителей не допускается.

В соответствии с пунктом 4.12.4. Правил, организацией, эксплуатирующей тепловые сети, должны быть организованы контроль за поддержанием в надлежащем состоянии путей подхода к объектам сети, а также дорожных покрытий и планировка поверхностей над подземными сооружениями.

Планировка поверхности земли на трассе тепловой сети должна исключать попадание поверхностных вод на теплопроводы.

Ввод трубопроводов тепловых сетей в эксплуатацию без устройств для спуска и отвода воды из каждого секционируемого участка не допускается.

Пунктом 4.12.18. Правил установлено, что наружная поверхность трубопроводов и металлических конструкций тепловых сетей (балки, опоры, мачты, эстакады и др.) должна быть защищена стойкими антикоррозионными покрытиями.

Ввод в эксплуатацию тепловых сетей после окончания строительства или капитального ремонта без наружного антикоррозионного покрытия труб и металлических конструкций не допускается.

Согласно пункту 4.12.19. Правил, трубопроводы тепловых сетей, арматура, компенсаторы и фланцевые соединения должны быть покрыты тепловой изоляцией в соответствии с проектом.

Применение в тепловых сетях гидрофильной засыпной изоляции, а также набивной изоляции при прокладке трубопроводов в гильзах (футлярах) не допускается.

В соответствии с пунктом 4.12.26. Правил, организация, эксплуатирующая тепловые сети, обязана выявлять дефекты строительных конструкций, трубопроводов и оборудования тепловой сети, осуществлять контроль за их состоянием и за состоянием тепловой изоляции и антикоррозионного покрытия с применением современных приборов и методов диагностики, а также путем осмотра, опрессовок, испытаний на максимальную температуру теплоносителя и других методов. В организации, эксплуатирующей тепловые сети, должен осуществляться учет всех повреждений и выявленных дефектов по всем видам оборудования и анализ вызвавших их причин.

Контроль за состоянием трубопроводов и оборудования тепловой сети должен осуществляться с учетом положений правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды.

Периодичность проведения работ по контролю за состоянием оборудования тепловой сети определяется техническим руководителем организации, эксплуатирующей тепловые сети.

Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки проведенной по факту порыва трубопровода  в процессе эксплуатации тепловых сетей ОАО «ДГК» допущены нарушения установленных требований, а именно не организован контроль за поддержанием в надлежащем состоянии путей подхода к объектам сети; на трубопроводах тепловых сетей ТМ-18, на обследуемом участке, частично отсутствует тепловая изоляция; открытые участки трубопроводов (без тепловой изоляции) подвергаются коррозии; не осуществляется контроль за состоянием: трубопроводов, оборудования, тепловой изоляции и антикоррозийного покрытия трубопроводов тепловых сетей.

Наличие указанных нарушений подтверждается справкой от 22.11.2013 № 07-06/15, фотографиями участка трубопровода.

Учитывая, что нарушение заявителем правил эксплуатации тепловых сетей документально подтверждено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события вменяемого правонарушения.

ОАО «ДГК» являясь организацией, поставляющей населению услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению обязано соблюдать установленные требования по технической эксплуатации тепловых сетей и соответственно является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших заявителю обеспечить надлежащее состояние тепловых сетей. Доказательств принятия Обществом каких-либо мер, направленных на соблюдение вышеуказанных требований, материалы дела не содержат.

Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ОАО «ДГК» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения являются верными.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, в ходе рассмотрения апелляционной жалобы не выявлено.

В ходе проверки соблюдения административным органом процессуальных требований, сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушений не установлено.

Доводы Общества о том, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 9.11 КоАП РФ, не относится к правонарушениям в сфере электроэнергетики, в связи с чем, к нему не может быть применен годичный срок давности, судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены на основании следующего.

Действительно, согласно приказу Минэкономразвития России от 17.02.2010 № 61 обеспечение тепловой изоляции трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения относится к техническим и технологическим мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда и не подпадает под понятие "электроэнергетика".

Вместе с тем по правилам части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности также составляет один год.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС-6513/14, непосредственным объектом посягательства административного правонарушения, допущенного Обществом, является установленный и охраняемый порядок в сфере энергосбережения, поскольку ненадлежащее содержание тепловой сети (ненадлежащая изоляция, отсутствие антикорозийного покрытия теплопровода) может привести к потерям тепловой энергии.

Учитывая, что нарушения были выявлены 22.11.2013, что подтверждается справкой от 22.11.2013 № 07-06/15, а постановление о привлечении ОАО «ДГК» к административной ответственности вынесено 10.04.2014, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении срока давности привлечения ОАО «ДГК» к административной ответственности.

Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченными органами с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.

Оценивая размер наложенного на заявителя административного штрафа, суд апелляционной инстанции находит его соответствующим статье 9.11 КоАП РФ, отвечающим цели наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

При этом суд считает, что назначенное ОАО «ДГК» наказание в минимальном размере с учетом конкретных обстоятельств административного дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела оснований для признания незаконным и отмены постановления от 10.04.2014 № 0029/07-06 не установлено, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.

Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, коллегией не установлено.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.06.2014 по делу № А73-4830/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий

Т.Д. Пескова

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.Г. Харьковская