ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3355/2021 от 21.07.2021 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3355/2021

27 июля 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст  постановления изготовлен июля 2021 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего       Жолондзь Ж.В.

судей                                       Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.

при участии  в заседании:

представителя Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска Торчинской Е.В. по доверенности от 19 февраля 2021 года № 09-15.1961

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу  индивидуального предпринимателя  Канищева Олега Юрьевича

на решение от 29 апреля 2021 года

по делу № А73-2253/2021

Арбитражного суда Хабаровского края

по иску Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска

к индивидуальному предпринимателю Канищеву Олегу Юрьевичу

о признании разрешения недействительным, демонтаже объекта

установил:Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к индивидуальному предпринимателю Канищеву Олегу Юрьевичу (далее – Канищев О.Ю.) о признании недействительным разрешения Департамента от 28 января 2016 года № 31639 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (выполненной в виде  отдельно стоящего стенда 3x6, площадью информационного поля 36 кв. м способом распространения рекламной информации статично, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Шелеста, д. 112), о возложении на ответчика обязанности демонтировать данную рекламную конструкцию.

Решением суда от 29 апреля 2021 года иск удовлетворен.

Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит  решение суда отменить, приняв новый судебный акт. В обоснование указано несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что место установки рекламной конструкции предусмотрено Схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 15 апреля 2014 года № 1454, действующей на момент проведения торгов на право установки рекламной конструкции, в связи с этим применение судом положений пункта 3 части 20 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) является неверным; необоснованной является и ссылка суда на часть 20.1 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку истцом не был применен установленный данной нормой порядок; решением суда нарушено конституционное право ответчика на осуществление предпринимательской деятельности, не учтено, что допущенное истцом нарушение данного права является произвольным, что недопустимо; оспаривание ненормативного правового акта, которым является разрешение Департамента от 28 января 2016 года № 31639 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,  производится по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с тем судом данное требование истца рассмотрено по правилам искового производства.

Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отзыве истец заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.

Представитель истца в судебном заседании  поддержал доводы отзыва.

Заслушав объяснения представителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об  отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу пункта 2.4 Положения о Департаменте, утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 29 ноября 2016 года № 452 (далее - Положение), Департамент осуществляет полномочия в области наружной рекламы, информации.

Согласно пункту 2.5 Положения Департамент представляет свои интересы и интересы муниципального образования «городской округ «Город Хабаровск» в арбитражных судах по искам о признании недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в установленных Законом о рекламе случаях.

28 января 2020 года  Департаментом Канищеву О.Ю. выдано разрешение № 31639 сроком действия с 28 января 2016 года  по 28 января 2023 года  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выполненной в виде отдельно стоящего стенда 3 x 6, площадью информационного поля 36 кв. м, способом распространения рекламной информации - статично, расположенной по адресу: г. Хабаровск, ул. Шелеста, д. 112; между сторонами заключен договор от 28 января 2016 года № 31639.

Объект смонтирован и установлен в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденной постановлением администрации города Хабаровска от 21 декабря 2020 года № 4226.

Согласно разрешению от 28 января 2020 года № 31639 место установки и эксплуатации вышеуказанной рекламной конструкции определено в схеме размещения рекламных конструкций за № 1029.

Постановлением администрации города Хабаровска от 21 декабря 2020 года № 4226 «О внесении изменений в постановление администрации города Хабаровска от 15 апреля 2014 № 1454 «Об утверждении размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» данная конструкция удалена из «Схемы размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск».

По мотиву того, что разрешение от 28 января 2020 года №31639 не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем.

Необходимым условием установки рекламной конструкции является разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления муниципального района, или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.

В силу части 5 и части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.

Пунктом 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.

Согласно положениям части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета. Компенсации подлежат обоснованные и подтвержденные затраты на демонтаж рекламной конструкции, понесенные ее владельцем, а также соответствующая часть фактически выплаченных денежных средств согласно условиям проведенных торгов и (или) договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в отношении которой разрешение признано недействительным. При этом часть компенсации, не связанная с демонтажем, рассчитывается пропорционально количеству дней, на которое сократился срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Компенсация подлежит выплате рекламораспространителю не позднее девяноста дней с момента внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций.

В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления вправе в судебном порядке оспаривать выданные разрешения на установку рекламной конструкции в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.

В таких случаях законом предусмотрена выплата владельцу рекламной конструкции компенсации за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая установленный судом факт исключения места расположения рекламной конструкции ответчика из схемы размещения рекламных конструкций, выданное разрешение от 28 января 2020 года № 316939 на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе обоснованно признано судом недействительным, а установленная рекламная конструкция – подлежащей демонтажу.

Доводы ответчика о нарушении истцом его права на осуществление предпринимательской деятельности, учитывая положения части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе, не могут быть признаны обоснованными.

Доводу ответчика  о том, схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденная постановлением администрации города Хабаровска от 15 апреля 2014 года № 1454, являлась действующей на момент проведения торгов на право установки рекламной конструкции, судом дана надлежащая правовая оценка.

Размещение рекламной конструкции по результатам конкурсных процедур (в том числе с заключением договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) с учетом вышеприведенных норм права не является препятствием для приведения фактического местоположения рекламных конструкций в соответствие с действующими правилами их размещения на территории муниципального образования.

Демонтаж рекламной конструкции является последствием признания недействительным разрешения на ее установку.

Кроме того, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 28 января 2016 года № 31639 заключен на срок действия разрешения.

Пунктом 7.3.10 договора предусмотрено, что признание разрешения недействительным в судебном порядке является основанием для расторжения договора в связи с односторонним отказом Департамента.

Ответчик является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность - самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Заключив договор, ответчик по своей воле приобрел соответствующие права и обязанности.

Довод ответчика о том, что оспаривание ненормативного правового акта, которым является разрешение Департамента от 28 января 2016 года № 31639 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,  производится по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принят судом во внимание, поскольку приведенные обстоятельства не являются основанием для отмены судебного акта.

Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемого  судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 апреля 2021 года по делу № А73-2253/2021 оставить  без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Ж.В. Жолондзь

Судьи

В.Г. Дроздова

И.В. Иноземцев