1057/2023-24335(2)
Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3363/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.
при участии в заседании:
представителя правительства Хабаровского края Герасимова Д.Г. по доверенности от 1 февраля 2023 года № 19.3-26-1295
представителя общества с ограниченной ответственностью «Уральская энергетическая строительная компания» Васильцовой О.В. по доверенности от 7 июня 2022 года № 106
представителя администрации города Комсомольска-на-Амуре Трубниковой И.В. по доверенности от 21 декабря 2022 года № 1-1-44/82
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Комсомольска-на-Амуре
на решение от 12 мая 2023 года по делу № А73-18542/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Уральская энергетическая строительная компания»
к администрации города Комсомольска-на-Амуре, к правительству Хабаровского края
о взыскании 5 899 470 рублей
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет правительства Хабаровского края по гражданской защите,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Уральская энергетическая строительная компания» обратилось в Арбитражный суд
Хабаровского края с иском к администрации города Комсомольска-на-Амуре о взыскании долга в размере 5 899 470 рублей за фактически выполненные работы по устройству и разборке временных защитных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольска-на-Амуре.
Определением суда от 13 февраля 2023 года к участию в деле соответчиком привлечено правительство Хабаровского края.
Решением суда от 12 мая 2023 года с администрации города Комсомольска-на-Амуре в пользу истца взыскан долг в размере 5 899 470 рублей, распределены судебные расходы.
В иске к правительству Хабаровского края отказано.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотиву неправильного применения норм материального права и неполного выяснения обстоятельств дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске к администрации города Комсомольска-на-Амуре.
В обоснование указано на отсутствие в резервном фонде бюджетных ассигнований в достаточном размере; сумма долга не соответствует стоимости фактически выполненных работ, что подтверждается сметным расчетом от 13 августа 2021 года № 03-001 и актом выполненных работ от 3 декабря 2021 года № 1. Администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное, по мотивам, приведенным в отзыве на жалобу.
Представитель правительства поддержал позицию истца по мотивам, приведенным в отзыве на жалобу, просил решение оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Третье лицо извещено, представитель не явился.
Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании распоряжения правительства Хабаровского края от 7 августа 2021 года № 707-рп «О введении режима чрезвычайной ситуации» (далее – распоряжение № 707-рп) в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление № 794), Законом Хабаровского края от 1 марта 1996 года № 7 «О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон Хабаровского края № 7) в границах
городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края, Амурского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Ульчского и Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из распоряжения № 707-рп следует, что по данным федерального государственного бюджетного учреждения «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», по состоянию на 6 августа 2021 года на Среднем Амуре наблюдались интенсивные подъемы уровней воды на 40 - 114 см в сутки. Поймы р. Амур затоплены до устья на глубину до 3,2 м.
На территории Хабаровского края в августе 2021 года ожидался подъем уровней воды в р. Амур с превышением отметок опасного явления: у г. Хабаровска в период с 15 по 17 августа 2021 года ожидается подъем уровней воды до 600 - 650 см, у г. Комсомольска-на-Амуре в период с 22 по 24 августа 2021 года - до 650 - 700 см.
В связи с выпадением обильных дождевых осадков в бассейнах рек Сунгари и Уссури прогнозировалось дополнительное повышение уровней воды.
Пунктом 2 распоряжения № 707-рп для сил и средств Хабаровской подсистемы РСЧС установлен региональный уровень реагирования.
Администрациям городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Ульчского и Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края рекомендовано определять границы зон чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований с указанием адресообразующих элементов объектов и земельных участков, попадающих в данные границы (муниципальное образование, населенный пункт, адрес объекта (помещения), номер земельного участка, тип и номер здания (сооружения), помещения и иные идентифицирующие данные) (пункт 4 распоряжения № 707-рп).
В целях защиты города Комсомольска-на-Амуре от наводнения на период действия режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на реке Амур в
2021 году, по поручению администрации г. Комсомольска-на-Амуре истец выполнил работы по устройству временного защитного сооружения в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью и имуществу населения.
Работы выполнялись в интересах муниципалитета г. Комсомольска-на-Амуре без предварительного оформления договорных отношений в установленном законом порядке.
Объемы выполненных работ подтверждены представителем управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
С сопроводительным письмом от 3 декабря 2021 года № 356 истец направил администрации г. Комсомольска-на-Амуре акт о приемке выполненных работ № 1 на сумму 5 899 470 рублей; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 1 на пикете ПКа13+55.30 отм. 23.20»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 1 от пикета ПКа24+45.40 до пикета ПКа25+52.92 отм .23.00»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 1 от пикета ПКа27+50.00 до пикета ПКа27+82.30»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 2 от пикета ПК60+00.00 до пикета ПК60+48.00 отм. 23.00»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 2 от пикета ПК60+90.00 до пикета ПК67+29.02 отм. 23.00»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 2 от пикета ПК614+90.88 до пикета ПК615+91.97 отм. 23.00»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных
сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 2 от пикета ПК619+90.87 до пикета ПК620+07.16 отм. 23.40»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 3 от пикета ПКвО+00.00 до пикета ПКв2+17.87 отм. 23.00»;
- исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 3 от пикета ПКв2+50.00 до пикета ПКвЗ+10.00 отм. 23.00»; исполнительную схему на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края «Устройство, разработка и демонтаж временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре, Участок № 5 от пикета ПК0+00.00 до пикета ПКЗ+90.8».
В письме от 10 января 2022 года № 1-13/15 администрация г. Комсомольска-на-Амуре уведомила истца о том, что по факту проведенных работ составлены исполнительные схемы, произведен расчет сметной стоимости работ по устройству и разборке временных защитных сооружений на сумму 8 975,5 тыс. рублей; сметные расчеты проверены Министерством строительства Хабаровского края, получено положительное заключение.
Претензионные письма истца от 15 июля 2022 года № 011-742, от 17 августа 2022 № 011-855 об оплате выполненных работ оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44- ФЗ), указанный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности,
результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В пункте 20 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, приведена правовая позиция о недопустимости взыскания стоимости оказанных услуг для государственных нужд в отсутствие государственного (муниципального) контракта, поскольку удовлетворение исковых требований фактически приведет к оплате услуг, оказанных с нарушением требований Закона № 44-ФЗ, то есть в обход норм законодательства о контрактной системе, что является злоупотреблением правом и недопустимо в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем фактические обстоятельства спора и установленные особенности отношений сторон в конкретной ситуации могут быть таковы, что отказ во взыскании оплаты противопоставлялся бы другим публичным интересам. Такое противопоставление при отсутствии в действиях подрядчика намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорной деятельности в отсутствие государственного контракта противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 года № 308-ЭС14-2538).
В указанном судебном акте определены критерии, при которых взыскание оплаты работ, выполненных в отсутствие контракта, допускается.
К таким критериям отнесены: длительность и регулярный характер отношений между заказчиком и подрядчиком; выполнение работ, оказание услуг в условиях, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного (муниципального) контракта; направленность действий подрядчика на защиту охраняемых законом публичных интересов; отсутствие претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ.
Дав оценку собранным по настоящему делу доказательствам, суд апелляционной инстанции усмотрел наличие совокупности приведенных критериев, поскольку имело место производство срочных и неотложных работ для муниципальных нужд, выполнение которых являлось обязательным для истца вне зависимости от его волеизъявления, поскольку их выполнение обусловлено мотивом ликвидации чрезвычайной ситуации – паводка.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о возникновении на стороне заказчика – администрации денежного обязательства и в отсутствие проведения конкурентных процедур по заключению муниципальных контрактов, и, соответственно, об удовлетворении иска на основании статей 309, 702, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств, подтверждающих исполнение обязанности принять результат работ надлежащим образом в соответствии с указанными требованиями закона, администрацией не представило.
В силу пункта 6 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Доказательств, подтверждающих наличие таких недостатков, суду также не представлено.
Факт выполнения истцом работ по устройству временных защитных сооружений в рамках защиты города Комсомольска-на-Амуре от наводнения в период действия чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на реке Амур, подтверждается надлежащими доказательствами, в том числе актом о приемке выполненных работ от 3 декабря 2021 года № 1, а также исполнительными схемами на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, по устройству, разработке и демонтажу временных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольск-на-Амуре. (Участки № 1-5).
Довод апелляционной жалобы о разнице в стоимости работ по сметному расчету № 03-001 и по акту выполненных работ № 1 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанная смета составлялась предварительно. По факту по некоторым видам работ фактически выполнены работы в меньшем объеме, по некоторым видам работ - в большем объеме, чем предусматривалось сметным расчетом.
Объемы выполненных работ проверены и подтверждены представителем управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре путем проставления на исполнительных схемах на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ соответствующей надписи «С объемом согласен».
Таким образом, истец выполнял работы по устройству и разборке временных защитных сооружений для защиты территорий и объектов г. Комсомольска-на-Амуре с предварительным согласованием объема необходимых работ и их стоимости с администрацией.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии в резервном фонде бюджетных ассигнований в достаточном размере отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Отсутствие бюджетного финансирования либо недофинансирование ответчика, который не вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность, а, следовательно, лишен иных источников доходов, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты выполненных работ, лишь при представлении доказательств принятия всех необходимых мер для получения денежных средств в случае предъявления иска о применении к должнику мер ответственности.
В данном случае истец просит взыскать с ответчика задолженность за выполненные работы.
Отсутствие финансирования не освобождает должника от исполнения обязательства.
Таким образом, апелляционная жалоба содержит доводы, направленные на переоценку доказательств, выводы, вступающие в противоречие с применимыми нормами материального права. Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 мая 2023 года по делу № А73-18542/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Ж.В. Жолондзь Судьи М.О. Волкова И.В. Иноземцев
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 31.03.2023 2:03:00
Кому выдана Жолондзь Жанна Владимировна