Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3371/2021
05 октября 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен октября 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
в судебном онлайн-заседании принимали участие:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 29.01.2021;
от Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре: ФИО2, представитель по доверенности от 21.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции
дело Арбитражного суда Хабаровского края № А73-2496/2021
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 123 628,05 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о взыскании убытков в размере 123 628,05 руб., в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком контрольных мероприятий правильности расчетов компенсации.
Определением суда от 02.03.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением в виде резолютивной части от 21.04.2021 истцу отказано в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 07.05.2021 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 07.05.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Со ссылкой на положения Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги», Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» указывает, что по результатам проверки Министерством в ноябре 2019, установлены нарушения администрацией условий и порядка предоставления компенсации, в сумме 123 628,05 руб. (переплата компенсации в результате расчетной ошибки), которая, по мнению заявителя произошла по причине неоказания необходимой консультативно-методической помощи ответчиком. Со ссылкой на пункт 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает на обязанность Министерства, как уполномоченного органа, осуществлять проверку, что в нарушение Закона № 357 Министерством с 2014 не осуществлялось, бюджетные ассигнования были необоснованно снижены, что повлекло убытки Управления, установленные судебным актом.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 апелляционная жалоба Управления принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 09.08.2021 суд апелляционной инстанции, установив нарушение норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены судебного акта(часть 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а именно: рассмотрение в порядке упрощенного производства дела, связанного с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений пункта 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Судебное заседание назначено на 09.09.2021.
Судебное разбирательство откладывалось до 28.09.2021.
На основании статьи 67, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, представленные истцом 27.09.2021 в суд.
В судебном заседании 28.09.2021 представитель Управления настаивает на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика возражает по иску.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По материалам дела установлено, что между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и АО «ДГК» заключено соглашение от 11.03.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Предметом соглашения является предоставление из муниципального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг. В соответствии с пунктом 4.1 которого, перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением №1321-ПА.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2020, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного суда от 19.03.2020 и Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.07.2020 по делу № А73-16623/2019 с Управления в пользу АО «ДГК» взыскана компенсация выпадающих доходов в размере 123 628,05 руб. (с учетом частичной оплаты потребителями).
Платежным поручением от 04.12.2020 № 425778 Управление перечислило взысканные денежные средства на счет АО «ДГК».
По результатам проверки, проведенной Министерством в ноябре 2019, установлены нарушения администрацией условий и порядка предоставления компенсации, сумма 123 628,05 руб. является переплатой компенсации в результате расчетной ошибки.
Полагая, что расчетная ошибка произошла по вине ненадлежащего контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств, Управление обратилось в суд с требованием о возмещении убытков.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков, а также противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 357 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги» (далее - Закон № 357) органы местного самоуправления городского округа «Город Хабаровск» наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Финансирование отдельных государственных полномочий осуществляется субъектов Российской Федерации за счет собственных средств и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам (ч.1. и 5 ст. 19, ч. 1, 3, 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ст. 86, ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, ст. 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 № 356 «О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги»).
Статьей 3 Закона № 357 обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий возложен на министерство (часть 1 статьи 8 Закона Хабаровского края № 357; пункт 3 постановления Правительства края от 06.06.2014 № 176-пр «О реализации краевого законодательства по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги»).
Порядок предоставления компенсации части расходов граждан, на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за коммунальные услуги, а также расходование субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели регулируется постановлением Правительства края от 0606.2014 № 176-ПР.
Согласно указанного порядка размер компенсации определяется органами местного самоуправления края ежемесячно и предоставляется в министерство одновременно с кассовой заявкой.
В свою очередь перечисление субвенции органам местного самоуправления края осуществляется ежемесячно на основании расчетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе края о краевом бюджете на текущий год и плановый период (п.п.4.1, 5.1,5.2,5.4).
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают муниципальные правовые акты по установлению порядка предоставления организациям информации, необходимой для осуществления государственных полномочий.
Перечисление организациям компенсации производится на основании заключенных договоров между муниципальным образованием и организациями. Размер компенсации определяется ежемесячно на основании предоставленной организациями информации о размерах начисления платы гражданам за коммунальные услуги.
После расчета компенсации главой муниципального образования принимается решение о предоставлении компенсации.
По поступлению субвенции распределяются между организациями на основании решения (распоряжения) в течение 5 рабочих дней.
Права и обязанности органов исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий урегулированы статьей 4 Закона № 357 и не предусматривают возможность проведения выплат органами исполнительной власти напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Как следует из вышеизложенного, органы местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре самостоятельно предоставляют компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим коммунальные услуги, установлен Порядком № 1321-ПА.
В соответствии с пунктом 1.1 которого уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, является Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
При этом расчет компенсации производится с учетом установленных пунктом 2.5 Порядка №1231-ПА условий сопоставимости показателей увеличения стоимости услуг, заданных пунктом 4.2 Порядка № 176-пр.
Согласно указанным нормам Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - орган уполномоченный Порядком №1231-па исполнять переданные муниципалитету государственные полномочия, как следствие, несет ответственность за ненадлежащий контроль правильности расчетов сумм компенсации.
Из акта контрольных мероприятий (выездной проверки) по вопросу соблюдения порядка предоставления компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, а также субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на указанные цели, в 2019 году в отношении Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре установлено, что Управление функции по расчету компенсации в соответствии с переданными полномочиями не выполняет. Расчет компенсации производится с нарушением установленного Порядка. Вынесены предложения по устранению недостатков работы (пункт 8).
Также указано, что расчет компенсации в городе Комсомольске-на-Амуре осуществляет МУП «РКЦ» на основании пункта 2.5 Порядка № 1321-ПА и Соглашения на оказание услуг от 01.07.2017. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений о начисленных платежах и расчетов компенсации возложена Соглашением на РСО и МУП «РКЦ».
Управлению Министерством вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий нарушений от 03.12.2019, при этом, в самом акте проверки содержатся указания на ошибку в расчетах.
Акт сверки расчетов между министерством и администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» по субвенции за 2019 год подписан с задолженностью администрации перед краевым бюджетом на 9 753 380,11 руб.
По состоянию на 01.01.2020 задолженность министерства, как главного распорядителя средств краевого бюджета, по субвенции, предоставленной для осуществления государственных полномочий по предоставлению компенсации, перед администрацией отсутствовала.
Перерасчет администрацией городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в АО «ДГК» не был представлен, в отсутствие перерасчета спорная сумма правомерно взыскана с Управления в пользу ресурсоснабжающей организации в судебном порядке.
Таким образом, по представленным в материалы дела доказательствам установлено, что контроль ответчиком осуществляется в пределах предоставленных ему полномочий. Из положения Закона № 357 не следует, что корректировка (проверка) расчетов, осуществляемых МУП «РКЦ», а также предоставление рекомендаций в отношении начислений Управления входит в обязанности главного распорядителя бюджетных средств, также указанные полномочия не предусмотрены по смыслу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оснований для привлечения Министерства к гражданско-правовой ответственности, в том числе на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации за расчетную ошибку, совершенную Управлением, при начислении выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации (123 628,05 руб.) не установлено.
По существу требований, суд дал верную оценку требованиям, однако, в связи с существенным нарушением норм процессуального права решение от 07.05.2021 подлежит отмене на основании частей 3,4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.05.2021 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-2496/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья | Е.В. Гричановская |