Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3403/2016
04 августа 2016 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2016 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю»: ФИО1 представитель по доверенности от 26.04.2016, ФИО2 представитель по доверенности от 02.12.2015;
от межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае: ФИО3 представитель по доверенности от 26.04.2016, ФИО4 представитель по доверенности от 12.01.2016;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю»
на решение от 26.05.2016
по делу № А73-1634/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю»
к межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
об оспаривании постановления межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 26.01.2016 № 22-09-15/42 о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием отменить постановление межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - управление) от 26.01.2016 № 22-09-15/42, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2016 по делу № А73-1634/2016 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 26.05.2016 по делу № А73-1634/2016 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда ф актическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, в том числе указав, что на момент расходной операции документы Минкомсвязь России об отнесении материальных запасов к конкретной группировке отсутствовали, описание видов расходов в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н укрупнено, не детализировано.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2016 по делу № А73-1634/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, возражении на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Управлением по результатам проверки установлено, что за счет средств федерального бюджета, предусмотренных бюджетной сметой на 2014 год, заявкой на кассовый расход № 00010817 от 28.04.2014 и платежным поручением № 440021 от 29.04.2014 с лицевого счета получателя бюджетных средств № 03221А57060 по коду элемента вида расходов 244 были направлены и оплачены денежные средства в сумме 69 596,56 руб. на приобретение материальных запасов: жесткие диски, оперативная память, контроллер для модернизации сервера, которые являются товарами в сфере информационно-коммуникационных технологий. При этом оплату вышеперечисленных расходов, согласно пп. 5.2 п. 5 Раздела III "Виды расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и правила их применения" к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания от 01.07.2013 № 65н), следовало производить по коду элемента вида расходов 242. Результаты выездной проверки зафиксированы в акте от 26.11.2015.
По факту нарушения заявителем положений ст. 38, абз. 4 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 5.2 п. 5 Указаний от 01.07.2013 № 65н, заместителем начальника отдела финансового контроля в оборонном комплексе МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае в отношении учреждения, с участием представителей по доверенности, составлен протокол от 15.12.2015 № 22-09-15/42 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Определением от 17.12.2015 рассмотрение дела об административном правонарушении N 22-09-15/42 назначено на 28.12.2015. Определением от 29.12.2015 рассмотрение дела отложено на 26.01.2016.
26.01.2016 заместителем руководителя управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 22-09-15/42, в присутствии представителей учреждения вынесено постановление, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 6 959, 66 рублей.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного финансирования. Объективную сторону образуют действия в виде неправомерного использования денежных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Несогласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд, который обосновано отказал в удовлетворении заявленных требований, верно указав следующее.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, устанавливающие принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 5.2 Указаний от 01.07.2013 № 65н, по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" подлежат отражению расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также расходы по использованию информационно-коммуникационных технологий (далее - мероприятия по информатизации) в деятельности федеральных государственных органов, в том числе находящимся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений, и органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приложения № 3 к письму Минфина России от 12.07.2012 № 16-01-08/55 по виду расходов 242 подлежат отражению расходы на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), в том числе: приобретение ИКТ-оборудования (в том числе с предустановленным программным обеспечением); оргтехники (в том числе автоматизированных рабочих мест, принтеров, сканеров, многофункциональных устройств, копировально-множительной техники, факсов); запасных частей и расходных материалов в целях сервисного обслуживания ИКТ-оборудования.
По виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, не отнесенных согласно настоящих Указаний к иным элементам видов расходов, в том числе расходы на: закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации, (муниципальных образований); расходы на оплату услуг фельдъегерской и специальной связи (доставка специальной корреспонденции); оплату услуг почтовой связи (с учетом комплекса расходов, связанных с использованием франкировальных машин); оплату договоров на монтаж, обеспечение функционирования и поддержку работоспособности систем, не относящихся к сфере информационно-коммуникационных технологий (пожарной и охранной сигнализации, систем допуска в помещение, видеонаблюдения (в том числе, с использованием удаленных web-камер); приобретение специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ (томограф, полиграф, аппарат ультразвуковой диагностики, мобильные и стационарные инспекционные досмотровые комплексы), бумаги; приобретение запасных частей, картриджей, тонера и иных расходных материалов, заправке картриджей к специальной техники и оборудования, не относящихся к сфере ИКТ; оплату договоров на оказание услуг по обучению в сфере информационно-коммуникационных технологий; приобретение навигаторов; приобретение оборудования для кабельного (спутникового) телевидения; оплату абонентской платы за кабельное (спутниковое) телевидение, за пользование радиоточкой; создание и обслуживанию систем радиооповещения; оплату договоров на предоставление места в коллекторах для прокладки кабелей связи заказчика.
Таким образом, в силу пп. 5.2 п. 5 Раздела III Указаний от 01.07.2013 № 65н, по коду элемента вида расходов 242 "Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" отражаются расходы федерального бюджета на закупку федеральными казенными учреждениями товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для федеральных нужд, по коду элемента вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд" подлежат расходы на прочую закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, не относящихся к сфере ИКТ.
Апелляционным судом установлено, что на момент расходной операции учреждения 29.04.2014 действовало письмо Минфина России от 12.07.2012 № 16-01-08/55 о методических указаниях по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов, в том числе и на плановый период 2014 года, указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфин России от 01.07.2013 № 65н, поэтому на основании указанных выше позиций учреждение как участник бюджетного процесса должно было направлять бюджетные ассигнования по коду вида расходов 242.
Ссылка в жалобе на письмо от 14.03.2016 № 184/2/678 (л.д.16) отклоняется, поскольку его содержание противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и разъяснениям Минфина России по распределению федеральных бюджетных ассигнований на соответствующие коды вида расходов бюджетной классификации.
На основании изложенного и по материалам дела апелляционный суд считает, что состав правонарушения подтвержден. У учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Порядок и срок привлечения к административной ответственности соответствуют КоАП РФ, расчет штрафа произведен верно.
Руководствуясь пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции не признал правонарушение малозначительным. Апелляционный суд не установил исключительных обстоятельств по делу для переоценки вывода суда.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.05.2016 по делу № А73-1634/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.Г. Харьковская |
Судьи | И.И. Балинская |
Т.Д. Пескова |