Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-340/2014
27 февраля 2014 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен февраля 2014 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Гричановской Е.В., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества «Хабаровскводтранс»: ФИО1, представителя по доверенности от 14.01.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Хабаровскводтранс»
на решение от 23 декабря 2013 года
по делу № А73-9928/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Бутковского А.В.
по иску Министерства имущественных отношений Хабаровского края
к открытому акционерному обществу «Хабаровскводтранс»
о взыскании 19 152 806 руб.
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее –– министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу «Хабаровскводтранс» (правопреемник Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровскводтранс») с иском о взыскании 19 152 806 руб. задолженности подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2009, 2010 год.
В обоснование требований министерство как администратор доходов краевого бюджета ссылается на обязанность правопреемника перечислить в краевой бюджет указанную сумму, относящуюся к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и доначисленную Главным контрольным управлением Хабаровского края по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2009 – 2010 годы предприятия – правопредшественника. Правовым основанием указаны положения пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 «О государственных унитарных предприятиях», части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 26.12.2007 № 171 «О порядке определения размера части прибыли краевых государственных унитарных предприятий, порядке и сроках ее перечисления в краевой бюджет», части 3 статьи 4 Закона Хабаровского края от 09.12.2009 № 288 «О краевом бюджете на 2010 год», части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 № 57 «О краевом бюджете на 2011 год», статей 42, 57, 6 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ОАО «Хабаровскводтранс» признало иск на сумму 4 116 109 руб. (2009 год –– 897 200 руб., 2010 год –– 3 128 909 руб.). В остальной части суммы иска просило отказать, ссылаясь на значительный размер суммы задолженности, уплата которой может повлиять на финансовое состояние ответчика.
Производство по делу откладывалось судом первой инстанции для представления ответчиком по его инициативе официального разъяснения Законодательной Думы Хабаровского края по толкованию указанной правовой нормы.
Решением арбитражного суда от 23 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме: с ОАО «Хабаровскводтранс» в пользу Министерства имущественных отношений Хабаровского края в доход краевого бюджета взыскано 19 152 806 руб. задолженности по перечислению части чистой прибыли; в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина на сумму 118764,03руб.
ОАО «Хабаровскводтранс» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель ОАО «Хабаровскводтранс» в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы, представитель министерства участие в рассмотрении жалобы не принимал.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно Уставу КГУП «Хабаровскводтранс» (правопредшественник) имущество предприятия находилось в собственности Хабаровского края, принадлежало на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1).
Пунктом 3.9 Устава была предусмотрена обязанность предприятия ежегодно перечислять в краевой бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах и в сроки, которые определяются нормативно-правовыми актами законодательной Думы и Правительства Хабаровского края.
По результатам проверки финансово - хозяйственной деятельности КГУП «Хабаровскводтранс» за 2010 год и первый квартал 2011 года, проведенной на основании распоряжения Губернатора Хабаровского края от 16.05.2011 №286-р, установлено, что КГУП «Хабаровскводтранс» передавало часть имущества, находившегося в хозяйственном ведении, в аренду по заниженной ставке арендной платы.
Как следствие, предприятием допущено занижение суммы подлежащей перечислению в краевой бюджет прибыли по итогам деятельности за 2009 год –– на 11,2млн. руб., за 2010 год –– на 5,3млн.руб., что отражено в справке о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В результате выявленных проверкой данных изменился расчет части чистой прибыли (стр.9 справки). В частности, часть прибыли, требуемая к перечислению в краевой бюджет в соответствии с законом о краевом бюджете в 2010 году с учетом дополнительной прибыли (установленной проверкой) составила не 10% по расчету предприятия, а 65% при доле прибыли, направленной на финансирование вложений в объекты основных производственных средств 72% (23,4 млн.руб.).
На основании распоряжения Минимущества края от 30.12.2011 №1857 КГУП «Хабаровскводтранс» 13.04.2012 преобразовано в ОАО «Хабаровскводтранс».
В связи с невозможностью взыскать задолженность по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2009, 2010 год, министерство обратилось в арбитражный суд с иском к правопреемнику - ОАО «Хабаровскводтранс».
Принимая решение в пользу истца, суд первой инстанции исходил из того, что доначисление ответчику суммы, подлежащей перечислению в краевой бюджет в виде части прибыли предприятия, произошло в результате выявления неучтенной им прибыли. За счет этой дополнительной прибыли, выявленной проверкой, итоговая доля чистой прибыли, направленная правопредшественником в 2010 году на финансирование вложений в объекты основных производственных средств, расчетно снизилась до 72% чистой прибыли. Вследствие чего ответчик по собственной вине не имел права на применение льготной ставки 10%, а обязан был произвести платежи за 2010 год по ставке 65%.
Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
Предусмотренное абзацем 2 указанного пункта право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления (статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
Получение предприятием в 2010 году доходов в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом установлено, иск на сумму 4 116 109 руб. (2009 год –– 897 200 руб., 2010 год –– 3 128 909 руб.) ответчик признал.
В апелляционной жалобе общество оспаривает выводы суда о правильности применения истцом нормативов отчислений в краевой бюджет, установленных статьей 4 Закона Хабаровского края распоряжения Губернатора Хабаровского края от 16.05.2011 №286-р и обязанности перечислить в краевой бюджет части чистой прибыли в остальной сумме.
В соответствии со статьей 1 Закона Хабаровского края от 26.12.2007 №171 «О порядке определения размера чистой прибыли краевых государственных унитарных предприятий, порядке и сроках ее перечисления в краевой бюджет» размер части прибыли краевого государственного унитарного предприятия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, для перечисления в краевой бюджет определяется как соответствующая нормативу отчислений от чистой прибыли процентная доля суммы чистой прибыли предприятия.
Статьей 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 №57 «О краевом бюджете на 2011 год» краевым государственным унитарным предприятиям, получившим в 2010 году доходы в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом, установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2010 год в размере 65 процентов. Остальным краевым государственным унитарным предприятиям установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2010 год в размере 20 процентов (часть 1 статьи 4).
Краевым государственным унитарным предприятиям, направившим в 2010 и 2011 годах не менее 80 процентов чистой прибыли на финансирование вложений в объекты основных производственных средств, норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2010 и 2011 годы в размере 10 процентов.
Аналогичные нормативы были установлены и статьей 4 Закона Хабаровского края от 09.12.2009 №288 «О краевом бюджете на 2010 год».
По результатам проверки установлено, что предприятие получало доходы в виде арендной платы за пользование краевым государственным имуществом, для таких предприятий установлен норматив отчислений от чистой прибыли для перечисления в краевой бюджет за 2010 год в размере 65 процентов.
Следовательно, предприятие неправомерно применяло льготную ставку 10% вместо 65%, как установлено частью 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 №57 «О краевом бюджете на 2011 год».
Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до его вступления в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 АПК РФ).
В связи этим, ОАО «Хабаровскводтранс» как правопреемник КГУП «Хабаровскводтранс» обязан уплатить в бюджет 19 152 806 руб. задолженности по подлежащей перечислению в краевой бюджет части чистой прибыли за 2009, 2010 год.
Доводы ответчика о неправильном толковании истцом статьи 4 Закона Хабаровского края от 08.12.2010 №57 «О краевом бюджете на 2011 год» были рассмотрены судом первой инстанции и отклонены, с чем суд апелляционной инстанции согласен.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 декабря 2013 года по делу № А73-9928/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий | В.Ф. Карасев |
Судьи | Е.В. Гричановская |
М.О. Волкова |