Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3508/2018
28 ноября 2018 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тихоненко А.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» – ФИО1, представитель по доверенности от 14.02.2018 № 01/1-32-784; ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2018 № 01/1-30-1; ФИО3, представитель по доверенности от 29.05.2017 № 01/1-30-2521;
от Хабаровского краевого союза садоводов – ФИО4, председатель,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого союза садоводов
на решение от 23.04.2018
по делу № А73-18818/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Лазаревой И.В.
по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Хабаровскому краевому союзу садоводов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 6 465 377 руб. 18 коп.
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» (далее – КГКУ ЦЗН г. Хабаровска и Хабаровского района, Центр занятости, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ) к Хабаровскому краевому союзу садоводов (далее – ХКСС, ответчик) о взыскании в доход краевого бюджета денежных средств в размере 4 312 478 руб. 74 коп., из которых:
- 3 410 189 руб. 93 коп. – основной долг по возврату субсидии;
- 902 294 руб. 81 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2015 по 24.11.2017.
Решением суда от 23.04.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ХКСС в апелляционной жалобе (с учетом дополнения к жалобе) просит его отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04.09.2018 на 10 часов 00 минут.
Определениями суда апелляционной инстанции от 04.09.2018, от 25.09.2018, от 30.10.2018 судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ по ходатайствам ответчика (обоснованным проведением с истцом совместной работы по устранению замечаний, содержащихся в акте проверки от 02.06.2017 выполнения условий договора от 30.10.2013 № 283002/1301 в части расходования бюджетных средств на материально-техническое обеспечение временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан) в целях мирного урегулирования спора и возможного отказа истца на стадии апелляционного производства от исковых требований полностью или частично.
Представленными отзывами на апелляционную жалобу и дополнения к жалобе истец выразил несогласие с изложенными в них доводами.
Определением председателя судебного состава от 20.11.2018 произведена замена судьи Волковой М.О., с участием которой начато рассмотрение жалобы, на судью Дроздову В.Г. по основанию части 3 статьи 18 АПК РФ.
В настоящем судебном заседании представитель ХКСС настаивал на отмене принятого по делу судебного акта, представители КГКУ ЦЗН г. Хабаровска и Хабаровского района просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу – без удовлетворения, указав на отсутствие у Центра занятости правовых оснований для отказа от исковых требований.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлением правительства Хабаровского края от 10.09.2013 № 269-пр «О дополнительных мероприятиях, направленных на содействие занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, в Хабаровском крае» утверждена Программа дополнительных мероприятий по содействию занятости пострадавших в результате крупномасштабного наводнения граждан и работников организаций в Хабаровском крае, согласно пункту 8 которой ответственным за реализацию мероприятий Программы и главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, и на него возлагалось организация взаимодействия с органами исполнительной власти края, администрациями муниципальных образований края и работодателями по вопросам временной занятости пострадавших, определение видов работ временной занятости, создание дополнительных рабочих мест; здесь же указано, что ответственный исполнитель Программы осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
В Программе определен механизм ее реализации в Порядке организации временной занятости пострадавших (приложение № 1).
Указанный Порядок определил, что организация временных работ осуществляется: в форме создания временных рабочих мест для пострадавших от крупномасштабного наводнения незанятых граждан на основании договоров, заключенных между комитетом и работодателем, создающим временные рабочие места; в форме создания временных рабочих мест для пострадавших от крупномасштабного наводнения занятых граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению, на основании договоров, заключенных между комитетом и работодателем.
Согласно пунктам 3, 3.2, 3.3, 3.5 Порядка субсидия предоставляется работодателям - участникам мероприятий по организации временной занятости, на основании договора на организацию временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан; размер субсидии и сроки ее предоставления определяются договором; в целях определения размера субсидии к договору прилагается расчет затрат; субсидия предоставляется работодателю в целях организации временной занятости на: заработную плату из расчета на одного человека в месяц, принятого по договору из числа пострадавших граждан и работников организаций, равную размеру минимальной заработной платы, установленной в Хабаровском крае, с учетом районного коэффициента, увеличенной на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды; материально-техническое обеспечение временной занятости, равное 2,5 тыс. руб. на одного человека в месяц; субсидия расходуется: на заработную плату гражданам, занятым во временной занятости с учетом фактически отработанного времени; на материально-техническое обеспечение временной занятости (приобретение инвентаря, инструментов, спецодежды, средств индивидуальной защиты, материалов, оборудования, машин, механизмов, средств малой механизации и автоматизации, электроэнергии, необходимых для осуществления временных работ, а также аренда нежилых помещений, предназначенных для организации и осуществления временных работ).
Документами, подтверждающими факт организации временной занятости и целевое использование средств субсидий, для работодателя являются: локальные правовые акты (приказы) о создании временных рабочих мест; локальные правовые акты (приказы) о приеме (увольнении), переводе работников; срочные трудовые договоры, дополнительные соглашения; табели учета рабочего времени; платежные документы (платежные ведомости, расходные кассовые ордера и иные документы на выплату (перечисление) заработной платы гражданам, участникам временных работ); документы и чеки, подтверждающие расходы на материально-техническое обеспечение; акты выполненных работ.
Согласно пункту 3.14 Порядка в случае выявления фактов нецелевого использования субсидии или представления работодателями недостоверных документов и сведений субсидии в течение 10 дней после выявления указанных фактов подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов между Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Хабаровска» (правопредшественник КГКУ ЦЗН г. Хабаровска и Хабаровского района) (Центр занятости), действующим от имени Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, и ХКСС (работодатель) 30.10.2013 заключен договор № 283002/1301 на организацию временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению (далее – договор), согласно пунктам 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6 которого работодатель организует 1 570 рабочих места на период с 01.11.2013 по 31.10.2014 для трудоустройства 1 570 граждан с целью организации временной занятости в соответствии с требованиями законодательства о труде, трудоустраивает граждан, ведет учет рабочего времени, начисляет и выплачивает заработную плату.
Дополнительным соглашением от 30.10.2014 к договору № 283002/1301 30.10.2013 сторонами пункт 2.1.2 изменен и определено, что работодатель организует 3 155 рабочих мест на период с 01.11.2013 по 31.12.2014 для трудоустройства 3 506 граждан.
По условиям договора (пункт 2.2.3) Центр занятости на основании расчета затрат, являющегося неотъемлемой частью договора (приложение № 3 к договору), в 30-дневный срок перечисляет на расчетный счет работодателя: - субсидию на заработную плату, из расчета на 1 человека в месяц, принятого по договору из числа пострадавших граждан, равную размеру минимальной заработной платы, установленной в Хабаровском крае (8 142 руб.), с учетом районного коэффициента, увеличенной на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды; - субсидию на материально-техническое обеспечение временных работ равную 2 500 руб. на одного человека в месяц.
Согласно расчетам затрат на предоставление субсидий (приложения № 3 к договору), потребность ХКСС в финансировании определена на общую сумму 148 751 877 руб. 48 коп.
Факт предоставления работодателю субсидии на организацию временной занятости пострадавших от наводнения граждан на общую сумму 148 751 877 руб. 48 руб. подтвержден платежными поручениями от 31.10.2013 № 6378133 на сумму 68 106 636 руб.56 коп.; от 06.11.2013 № 6409394 на сумму 59 179 руб. 76 коп.; от 12.11.2013 № 6456843 на сумму 3 525 380 руб. 06 коп.; от 19.11.2013 № 6511792 на сумму 3 301 448 руб. 09 коп.; от 19.11.2013 № 6511791 на сумму 62 727 513 руб. 64 коп.; от 20.05.2014 № 615922 на сумму 5 251 264 руб. 10 коп., от 04.08.2014 № 407240 на сумму 309 393 руб. 69 коп; от 06.08.2014 № 440142 на сумму 5 471 061 руб. 58 коп.
По отчетам работодателя на материально-техническое обеспечение израсходовано 27 032 500 руб., в подтверждение приложены копии первичных документов на общую сумму 26 079 376 руб. 03 коп.; Центром занятости признаны подтверждающими расходы ХКСС на сумму 19 251 283 руб. 51 коп., а документы на общую сумму 6 813 624 руб. 62 коп. не приняты в связи с нецелевым использованием средств, ненадлежащим их оформлением.
Поскольку ответчик добровольно денежные средства не возвратил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании дополнительной информации, предоставленной работодателем Центру занятости, истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции признаны подтвержденными расходы ответчика на сумму 20 953 733 руб. 56 коп.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка максимальный размер субсидии на материально-техническое обеспечение временной занятости из расчета 2,5 тыс. руб. на одного человека в месяц мог составить не более 24 437 500 руб. С учетом того, что ответчиком были возращены неиспользованные денежные средства субсидии на сумму 73 582 руб. 51 коп., размер средств субсидии, который не подтвержден ответчиком отчетными документами в установленном порядке, и не возвращен в доход краевого бюджета, составил 3 410 183 руб. 93 коп.
Разрешая исковые требования, (с учетом принятого судом уточнения иска), суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
К числу основополагающих принципов бюджетного законодательства отнесен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который определен в статье 38 БК РФ, и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктами 3.5, 3.6 Порядка организации временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению, являющимся приложением № 1 к Программе, субсидия на материально-техническое обеспечение временной занятости предоставляется на приобретение инвентаря, инструментов, спецодежды, средств индивидуальной защиты, материалов, оборудования, машин, механизмов, средств малой механизации и автоматизации, электроэнергии, необходимых для осуществления временных работ, а также аренда нежилых помещений, предназначенных для организации и осуществления временных работ. Документами, подтверждающими факт организации временной занятости и целевое использование средств субсидий, для работодателя являются, в том числе, документы и чеки, подтверждающие расходы на материально-техническое обеспечение; акты выполненных работ.
Таким образом, субсидия на материально-техническое обеспечение временной занятости предназначена для организации рабочего процесса принятых на временные рабочие места пострадавших граждан, которые с использованием указанного материально-технического обеспечения будут выполнять свои должностные обязанности.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка в случае нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, и (или) необоснованного получения субсидий в результате предоставления недостоверных сведений, указанных в заявке, субсидии подлежат возврату в краевой бюджет.
Материалами дела судом установлено, что по результатам проведенной Центром занятости проверки соблюдения работодателем условий, целей и порядка предоставления субсидий на организацию временной занятости пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, включая работников организаций, расположенных на территориях, подвергшихся наводнению, оформлен акт проверки от 02.06.2017, согласно которому на основании отчетов ответчика на организацию временной занятости произведены следующие расходы на материально-техническое обеспечение: - в ноябре 2013 года – 6 664 764,10 руб. (очистка санитарно-защитной зоны, дорожно-восстановительные работы, ремонт линий электропередач, восстановление дачных домиков, берегоукрепительные работы); - в декабре 2013 года – 1 833 764,10 руб. (очистка санитарно-защитной зоны, дорожно-восстановительные работы, ремонт линий электропередач, восстановление дачных домиков, берегоукрепительные работы); - в июле 2014 года – 460 674,81 руб. (очистка санитарно-защитной зоны, дорожно-восстановительные работы, ремонт линий электропередач, восстановление дачных домиков, берегоукрепительные работы); - в октябре 2014 года – 460 674,81 руб. (очистка санитарно-защитной зоны, дорожно-восстановительные работы, ремонт линий электропередач, восстановление дачных домиков, берегоукрепительные работы); - в декабре 2014 года – 17 613 213,04 руб. (очистка санитарно-защитной зоны, дорожно-восстановительные работы, ремонт линий электропередач, восстановление дачных домиков, берегоукрепительные работы), а всего ответчиком израсходовано на материально-техническое обеспечение 27 032 500 руб.
Согласно пункту 3.3 Порядка, максимально возможный размер средств, направленных на материально-техническое обеспечение за весь период действия договора от 30.10.2013 № 283002/1301 мог составить не более 24 437 500 руб.
В ходе проведения проверки Центром занятости признаны подтверждающими расходы ответчика на материально-техническое обеспечение в размере 20 953 733 руб. 56 коп.
Расходы на сумму 3 410 183 руб. 93 коп. не подтверждены ответчиком надлежащими документами, не соответствуют целям и условиям предоставленной субсидии, так как не соответствуют видам указанных в отчетах работ, выполнены за пределами срока действия договора либо в периоды, когда работы согласно отчетам не осуществлялись.
Недостатки, предъявляемые к документам, представленным в обоснование произведенных расходов, ответчиком не устранены по результатам проведенной проверки.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств, подтверждающих обоснованность и целевой характер произведенных затрат на спорную сумму ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено, ходатайство о проведении бухгалтерской экспертизы не заявлялось.
Таким образом, правовые основания для отказа в удовлетворении искового требования на сумму 3 410 183 руб. 93 коп. у суда первой инстанции отсутствовали.
Кроме того, истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2015 по 24.11.2017, что составило согласно расчету 902 294 руб. 81 коп.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан правильным, ответчиком арифметически не оспорен.
Судом первой инстанции в полном объеме, в соответствии с имеющимися доказательствами определены фактические обстоятельства дела, нарушений в правильности применения норм материального права арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения жалобы.
Разногласия, возникшие между сторонами при проведении ответчиком работы по устранению замечаний, содержащихся в акте проверки от 02.06.2017, на стадии апелляционного производства, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку документально не подтверждены и, соответственно, не влияют на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся согласно статье 110 АПК РФ на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.04.2018 по делу № А73-18818/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | А.А. Тихоненко |
Судьи | В.Г. Дроздова |
И.В. Иноземцев |