Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3536/2021
27 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Кривощекова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
представителя федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» ФИО1 по доверенности от 06 июля 2021 года № 65
представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 по доверенности от 13 ноября 2020 года № 207/5/Д/45
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное
территориальное управление имущественных отношений» Министерства
обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области
от 13 мая 2021 года по делу № А16-99/2021
по иску федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
к администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области
о понуждении к исполнению обязанности в натуре
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Министерство обороны Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области
установил: федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к администрации Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к исполнению обязанности в натуре, в котором просит обязать ответчика подписать передаточные акты, внести в реестр муниципального имущества объекты недвижимого имущества, а именно земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8, здание казармы № 9; зарегистрировать право муниципальной собственности в порядке пункта 2 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации; произвести бюджетный учет муниципального имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Министерство обороны Российской Федерации и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.
Решением суда от 13 мая 2021 года в иске отказано.
Истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование указано неправильное применение судом норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ(в редакции от 3 августа 2018 года) «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 423-ФЗ); судом не дана оценка доводам истца о том, что ответчик произвольно отказался от согласования приема-передачи имущества; судом не принято во внимание, что в соответствии с положениями Закона № 423-ФЗ военное имущество передается в муниципальную собственность независимо от его технического состояния, а кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, во всех остальных случаях объекты недвижимости описываются так же, как и стояли в учете.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отложении слушания дела для выяснения обстоятельств технического состояния спорного имущества и мотивов отказа ответчика от его принятия с учетом положений Закона № 423-ФЗ.
Определением суда от 28 июля 2021 года судебное разбирательство отложено.
После отложения судебного разбирательств в составе суде произведена замена - судьи Дроздова В.Г., Иноземцев И.В. заменены на судей Волкову М.О., Кривощекова А.В. на основании части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца и Минобороны России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области извещены, представители не явились.
В отзыве ответчик заявил о несостоятельности доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.
Рассмотрев дело повторно с учетом доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с Законом № 423-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ от 3 апреля 2020 года № 397 о передаче в собственность ответчика следующих объектов недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8; земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:52; земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:53; здание казармы инв. № 9.
Письмом от 15 сентября 2020 года № 02/01-62-1157 глава администрации городского поселения заявил об отказе в принятии земельного участка с кадастровым номером 79:05:2400062:8 и объекта недвижимого имущества военного городка № 20 здание казармы инв. № 9 в связи с тем, что здание находится в аварийном состоянии, а земельный участок подлежит освобождению от него.
В соответствии с актом приема-передачи от 25 сентября 2020 года № 00000138 в собственность муниципального образования «Облученского городского поселения» Облученского муниципального района Еврейской автономной области переданы земельные участки с кадастровыми номерами 79:05:2400062:53, 79:05:2400062:52.
Отказ ответчика в принятии земельного участка с кадастровым номером 79:05:2400062:8 и объекта недвижимого имущества военного городка № 20 здание казармы инв. № 9 истец полагает неправомерным, что явилось основанием для его обращения в суд с настоящим иском.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ).
В соответствии с указанной нормой права имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 423-ФЗ безвозмездной передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
В силу части 1 статьи 3 Закона № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» таким органом является Министерство обороны Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных положений заместителем Министра обороны Российской Федерации издан приказ от 3 апреля 2020 года № 397 о передаче в собственность ответчика следующих объектов недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8; земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:52; земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:53; здание казармы инв. № 9.
В результате издания данного приказа подлежащее передаче указанное имущество, расположенное на территории муниципального образования, утратило статус военного с момента принятия названного приказа.
В силу части 2.2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ, если здания, не предназначенные для проживания граждан, сооружения находятся в аварийном состоянии, исключающем их дальнейшую эксплуатацию, в собственность субъектов Российской Федерации либо муниципальную собственность передаются земельные участки с расположенными на них указанными зданиями, сооружениями.
В соответствии с частью 2.1 статьи 2 Закона № 423-ФЗ раздельная передача в муниципальную собственность только земельного участка без расположенных на нем объектов недвижимости не допускается.
Следовательно, в соответствии с приведенными императивными нормами права отказ ответчика в принятии в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 79:05:2400062:8 и расположенного на нем здания казармы № 9 является незаконным.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность ряда положений части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, неоднократно отмечал, что положения указанной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 года № 234-О-Р арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Вместе с тем, доводы ответчика о том, что здание казармы № 9 находится в аварийном состоянии и передача такого имущества в муниципальную собственность нарушает права муниципального образования, поскольку возлагает на него бремя содержания такого имущества, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат специальной императивной норме части 2.2 статьи 2 Закона № 423-ФЗ, прямо предусматривающей передачу таких зданий в муниципальную собственность вместе с земельным участком, и без каких-либо условий.
На основании совокупности изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска в части понуждения ответчика принять в муниципальную собственность по актам приема-передачи и внести в реестр муниципального имущества следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8, здание казармы № 9, расположенные по адресу: Еврейская автономная область, г. Облучье, военный городок № 20.
Исковое требование о понуждении совершить действия к регистрации права заявлено истцом преждевременно при отсутствии обстоятельств незаконного отказа ответчика совершить действия, необходимые для регистрации права.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 13 мая 2021 года по делу № А16-99/2021 отменить.
Иск удовлетворить частично.
Обязать администрацию Облученского городского поселения Облученского муниципального района Еврейской автономной области в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность по актам приема-передачи и внести в реестр муниципального имущества следующие объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 79:05:2400062:8, здание казармы № 9, расположенные по адресу: Еврейская автономная область, г. Облучье, военный городок № 20.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Ж.В. Жолондзь |
Судьи | М.О. Волкова |
А.В. Кривощеков |