ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3553/2022 от 01.08.2022 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3553/2022

августа 2022 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

судьи Тищенко А.П.

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение в виде резолютивной части решения от 02.06.2022 по делу № А73-6127/2022 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ, Министерство, заявитель, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств, межрайонный отдел, МОСП, административный орган) от 21.03.2022, которым Министерство ЖКХ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства № 2213/17/27027-ИП.

 Заявление было принято судом для рассмотрения в порядке упрощенного производства согласно положениям главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), возбуждено производство по делу № А73-6127/2022.

Решением в виде резолютивной части решения от 02.06.2022 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления по делу.

Не согласившись с вышеназванным судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы указывает на то, что исполнение требований судебного пристава-исполнителя невозможно в силу объективных причин, таких как дефицит бюджетных средств и необходимость ведения сбалансированной социально-экономической политики, направленной на пропорциональное выполнение социальных обязательств перед населением края. Министерство ЖКХ указывает на то, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в рамках выполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мотивированное решение по делу составлено судом первой инстанции 04.07.2022.

Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства определением от 15.06.2022 Шестого арбитражного апелляционного суда.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства, правильно установленные судом первой инстанции.

26.03.2018г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ФС № 018626242, выданного 22.01.2018г. Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 20.11.2017г. по делу № 2-5645/2017 об обязании Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Таратенко Александру Евгеньевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 квадратных метров в пределах города Хабаровска по договору найма специализированного жилого помещения, возбуждено исполнительное производство № 4982/18/27027-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление.

Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Цыбеновой Б.Ю. вынесено постановление от 07.06.2018г. о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора по исполнительному производству № 4982/18/27027-ИП в размере 50 000 руб.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, явилось основанием для вынесения МОСП по исполнению особых исполнительных производств постановления от 18.05.2021г. о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в размере 50 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

По состоянию на 14.12.2021г. решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Шипиловой С.А. Министерству ЖКХ Хабаровского края выдано требование от 14.12.2021г. исх. № 27027/21/93826 об исполнении решения суда в срок до 11.01.2022г. Также Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15. КоАП РФ за неисполнение без уважительных причин решения суда.

Вышеуказанное требование получено Министерством 14.12.2021г. под штамп входящей корреспонденции. В установленный срок требование не исполнено.

В связи с неисполнением требования судебного пристава-исполнителя в срок до 11.01.2022г. уведомлением от 16.03.2022г. № 27027/22/26767 должник извещен о времени и месте рассмотрения вопроса по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ (22.03.2022г. в 12 час. 20 мин. в Межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4).

Уведомление получено Министерством 16.03.2022г. под штамп входящей корреспонденции.

22.03.2022г. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств Левченко А.И. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края, в отсутствие его законного представителя, извещенного надлежащим образом, составлен протокол №4769/22/27027-АП по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15. КоАП РФ.

Определением от 22.03.2022г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 29.03.2022г. в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Лейтенанта Шмидта, д. 4.

Протокол и определение вручены Министерству 23.03.2022г. под штамп входящей корреспонденции.

29.03.2022г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Балдоржиевой И.Р. вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон № 118-ФЗ), в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона № 118-ФЗ).

Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.

Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона № 229-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 26.03.2018г. МОСП по исполнению особых исполнительных производств на основании исполнительного листа серии ФС №018626242, выданного 22.01.2018г. Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 20.11.2017г. по делу № 2-5645/2017, возбуждено исполнительное производство № 4982/18/27027-ИП.

Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Таратенко Александру Евгеньевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 квадратных метров в пределах города Хабаровска по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 07.06.2018г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В ходе исполнительного производства должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда. В ответ Министерство уведомляло отдел судебных приставов о невозможности исполнить решение суда по объективным причинам, независящим от Министерства, в частности, в связи с отсутствием свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в соответствующем населенном пункте.

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, явилось основанием для привлечения должника к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей, о чем 18.05.2021г. вынесено соответствующее постановление.

После наложения административного штрафа судебным приставом-исполнителем выдано очередное требование от 14.12.2021г., в котором должнику вновь установлен срок для исполнения решения суда (до 11.01.2022г.).

В установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не исполнены, что указывает на наличие в бездействии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы заявителя о том, что решениями Центрального районного суда г. Хабаровска отменяются постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении должностного лица Министерства к административной ответственности за неисполнение судебных решений, подлежат отклонению, поскольку решения суда общей юрисдикции, вынесенные по жалобе должностного лица, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Кроме того отсутствие вины в действиях должностного лица не исключает вину юридического лица, исходя из самого понятия вины юридического лица.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В данном случае вина Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.

В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть с 2017 году.Доводы Министерства об отсутствии его вины в силу того, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в рамках исполнения обязательств по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, подлежат отклонению, поскольку судебным актом именно на Министерство возложена соответствующая обязанность по предоставлению жилых помещений. Особенности распределения полномочий между органами исполнительной власти субъекта не исключают и не освобождают Министерство от обязанности по исполнению вступивших в законную силу судебных актов, которые, согласно статье 16 АПК РФ являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Также не может быть признано уважительной причиной неисполнения судебного решения отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю.

Судом правомерно отклонена ссылка Министерства на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16.11.2020 по делу №2а-4083/2020, которым отказано в удовлетворении требований прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края, Министерству ЖКХ Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в недостаточности и неполноте мер, принимаемых для исполнения возложенных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений, судом. Названным судебным актом не устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о том, что Министерством в рамках рассматриваемого исполнительного производства были приняты все возможные меры, направленные на исполнение судебного акта, а неисполнение судебного акта в течение длительного периода было обусловлено объективными причинами, не зависящими от Министерства. При этом общий срок неисполнения должником решения суда составил более четырех лет, и в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось. Также как и не представлено доказательства обращения Министерства в суд с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного акта в связи с невозможностью исполнения судебного акта.

Подлежал отклонению довод заявителя о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер.

В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия – предоставить гражданину жилое помещение.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит изъятий относительно привлечения к административной ответственности организаций, финансируемых из бюджета Российской Федерации, бюджета субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований.

Вывод административного органа о наличии в действиях Министерства состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ правомерно поддержан судом первой инстанции.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, установленного для юридических лиц частью 2 статьи 17.15. КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения должника к административной ответственности.

Таким образом, правильным, законным и обоснованием решением суда оспариваемое постановление МОСП по исполнению особых исполнительных производств признано законным.

Довод жалобы о том, что оно не является главным распорядителем бюджетных средств, о возможном предоставлении жилого помещения после его приобретения Министерством имущественных отношений Хабаровского края, об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку судом возложена обязанность именно на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

При установленных обстоятельствах, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства ЖКХ отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 04.07.2022 (решение в виде резолютивной части решения от 02.06.2022) по делу № А73-6127/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

                   А.П. Тищенко