ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3561/18 от 01.08.2018 АС Хабаровского края

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3561/2018

06 августа 2018 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Полный текст  постановления изготовлен августа 2018 года .

Шестой арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего     Сапрыкиной Е.И.

судей                                       Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.

при участии  в заседании:

от Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания»: ФИО1;

от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: не явились;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания» 

на решение от  23.05.2018

по делу № А73-2639/2018

Арбитражного суда Хабаровского края,

принятое судьей Серга Д.Г.,

по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания»

к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

о  признании незаконным и отмене предписания

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дальневосточная сервисно-ремонтная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>; Общество, ООО «УК «ДСРК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о  признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – комитет») от 08.02.2018 № П2018-02-0028.

Решением суда от 23.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом  общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права. Кроме того, по мнению апеллянта, комитетом нарушены положения Закона № 294-ФЗ.

Доводы жалобы и требования поддержаны в суде второй инстанции в полном объеме.

 Комитет отзыв на апелляционную жалобу не представил; участие в судебном разбирательстве не принимал.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и заслушав пояснения общества, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что общество, имея лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 23.04.2015, заключило  31.12.2009 договор управления  многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

В отношении управляющей компании проведена внеплановая проверка с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением гражданина, в ходе которой установлено, что спорный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии 16.12.2015; з за коммунальный ресурс по электрической энергии в целях содержания общего имущества МКД в расчетных периодах январь - апрель 2017 года потребителям предъявлена плата в нарушение требований пунктов  40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), а именно: фактический объем потребления электрической энергии, определенный как разница между объемом потребления, зафиксированным по показаниям общедомового прибора учета, и предъявленных к оплате индивидуальным объемом потребления в жилых и нежилых помещениях МКД, в январе - апреле 2017 года меньше, чем объем электрической энергии, предъявленный к оплате потребителям, рассчитанный по нормативу потребления электрической энергии.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 08.02.2018 № и ООО «УК «ДСРК» выдано предписание № П2018-02-0028, в котором предложено устранить выявленные нарушения в срок до 16.03.2018.

 Не согласившись с данным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования исходя из отсутствия совокупности таких условий.

Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с выводами суда.

В силу статьи  153 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 267-ФЗ, действовавшей до 09.08.2017 (далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью  9.2 статьи  156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 09.08.2017) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу статьи 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло -, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 (абзац 3 пункта 29 Правил № 491).

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (абзац 4 пункта  29).

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Требование о включении в плату за содержание помещения сумм расходов на соответствующие коммунальные ресурсы, для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, вступило в законную силу с 01.01.2017, а обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению соответствующих нормативов может быть исполнена им вплоть до 01.07.2017 (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498). Таким образом, установлен переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10.03.2017 № 7443-00/04 даны разъяснения, что подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Аналогичное толкование переходных положений отражено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22.03.2017 № 9268-00/04, от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04.

Таким образом,  в переходный период при определении надлежащего размера платы за содержание жилого помещения следует руководствоваться нормами законодательства, регулирующими порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг.

Порядок применения нормативов потребления коммунальных услуг регламентирован пунктами 40, 44 - 46 Правил № 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определяется в зависимости от показаний общедомового прибора учета.

Из пункта  44 указанных Правил следует, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Таким образом, фактический объем потребления услуг на общедомовые нужды и который может быть распределен к оплате между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Иными словами, если объем коммунальных ресурсов, потребленный в целях содержания общего имущества и рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, ниже, чем соответствующий объем по нормативу, установленный субъектом Российской Федерации (определенный по состоянию на 01.11.2016), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, подлежит определению исходя из фактического потребления ресурса согласно приборам учета.

Таким образом, в переходный период с 01.01.2017 до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов (до 01.06.2017) (в Хабаровском крае норматив потребления коммунального ресурса «электрическая энергия» на общедомовые нужды утвержден и введен в действие с 01.05.2017 в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2017 № 141-пр) в целях расчета платы за содержание жилого помещения применению подлежат утвержденные по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг с учетом положений пунктов  40, 44 - 46 Правил № 354 о порядке применения указанных нормативов, то есть исходя из разницы показаний общедомового прибора учета и сумм показаний индивидуальных приборов учета, но в пределах утвержденного норматива потребления коммунальной услуги.

По материалам дела установлено, что что спорный дом  оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электрической энергии 16.12.2015, но в переходный период ООО «УК «ДСРК» потребителям спорного дома предъявлена плата в нарушение требований  вышеприведенных пунктов Правил, а именно: расчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии в период с января  по апрель 2017 года,  включительно, используемый в целях содержания общего имущества МКД, произведен обществом по нормативам потребления коммунальных услуг без учета фактических показаний коллективного (общедомового) прибора учета данного коммунального ресурса.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что управляющая компания действовала с соблюдением норм права и не нарушала прав потребителей коммунальных ресурсов, у второй инстанции нет.

Учитывая изложенное, вывод первой инстанции об отказе в заявленном требовании признается правильным.

Доводы общества о нарушении  комитетом процедуры проведения проверочных мероприятий, составлении и направлении акта проверки отклоняются апелляционным судом, как не соответствующие  материалам дела.

Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) предусмотрен перечень грубых нарушений, при совершении которых результаты проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Грубым нарушением считает нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного Закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля)  и частью 4 статьи 16  (в части непредставления акта проверки).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Из материалов дела установлено, что проверочные мероприятия проведены комитетом на основании  распоряжения руководителя от 17.01.2018 №67-р  и по итогам составлен соответствующий акт,  полученный обществом 09.02.2018 за вх.№ 206 (л.д.28, 73-74).

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что грубое нарушение со стороны  уполномоченного органа допущено не  было.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора, а новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, не приведено, то основания для удовлетворения требований заявителя жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.05.2018  по делу № А73-2639/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.И. Сапрыкина

Судьи

Е.В. Вертопрахова

Е.Г. Харьковская