Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3562/2017
01 августа 2017 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2017 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воробьевой А.А.,
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1, представителя по доверенности от 06.06.2017 № 87;
от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, представитель по доверенности от 21.12.2016 № 212/1/289;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 22 мая 2017 г.
по делу № А73-1949/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Усенко Ж.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 682992, Хабаровский край, Бикинский район, село Лермонтовка, городок Южный, 5)
к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680038, <...>); Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119019, <...>)
о взыскании 236 114, 44 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (как к субсидиарному ответчику) о взыскании доли софинансирования капитального ремонта в 2016 году жилых домов: № 387, 186, 362, расположенных в Восточном городке с.Лермонтовское Бикинского района Хабаровского края.
Определением суда от 13 марта 2017 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учреждение в письменном отзыве просило в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку спорные жилые помещения в собственности у ответчика не находятся, осуществление взносов на капитальный ремонт МКД не относится к основным видам деятельности учреждения, управляющая компания не может выступать истцом по делам о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД, поскольку передача собственниками помещений полномочий по управлению МКД в части проведения капитального ремонта не свидетельствует о передаче полномочий фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Министерство обороны Российской Федерации в письменном отзыве указало, что истцом не представлен расчет иска, доказательства, подтверждающие общую площадь жилых и нежилых помещений МКД № 387, 186, 362, доказательства проведения капитального ремонта, не направлены в адрес Минобороны России протоколы общего собраний собственников помещений, не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, у истца отсутствует право на обращение с настоящим иском в суд ввиду формирования фонда капитального ремонта Фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Решением суда от 22 мая 2017 г. иск удовлетворён, с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ООО «Лермонтовское жилищно-эксплуатационное управление» взыскано в счет оплаты взноса в 2016 году на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома: № 387 в размере 67 252, 30 руб., № 186 в размере 58 767, 71 руб., № 362 в размере 110 094, 13 руб., расположенных в Южном городке с.Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края, всего236 114, 44 руб., а также расходы по оплате госпошлины в размере 7 722 руб.
Исковое требование о взыскании задолженности в размере 236 114, 44 руб. с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, как с субсидиарного ответчика, оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», в апелляционной жалобе просит его отменить и принять судебный акт об отказе обществу в удовлетворении иска. Ссылаясь на то, что учреждение не является собственником жилых помещений, их не использует, финансирование содержания и ремонта общего имущества не осуществляет и не получает из бюджета средств на компенсацию затрат по капитальному ремонту жилого фонда.
В отзыве на апелляционную жалобу Минобороны России выразило согласие с доводами учреждения о необоснованности решения.
ООО «Лермонтовское ЖЭУ» в своем отзыве доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонило, ссылаясь на их необоснованность, и указало на отсутствие законных оснований для удовлетворения жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представители учреждения, Минобороны России поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, дав по ним пояснения.
ООО «Лермонтовское ЖЭУ» участие в судебном заседании не принимало.
Повторно исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Лермонтовское ЖЭУ» в качестве управляющей организации было избрано собственниками на общих собраниях МКД № 387, 186, 362 Восточного городка с.Лермонтовка Бикинского района Хабаровского края 29.08.2014.
01 сентября 2014 г. между истцом (Управляющая организация) и представителем собственников помещений МКД № 387, 186, 362 - Главой администрации Лермонтовского сельского поселения (Собственник), действующего на основании протоколов общего собрания собственников помещений № 1 от 29.08.2014 года, № 4 от 29.08.2014 года, № 7 от 29.08.2014 года, заключены договоры управления многоквартирными домами № 387, 186, 362, расположенными в Восточном городке села Лермонтовка.
Предметом указанных договоров управления является осуществление Управляющей организацией управления МКД № 387, 186, 362, включающее в себя: услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Протоколом № 1 от 30.01.2016 общего собрания собственников помещений, проведенного в форме очного голосования, дома № 186 Восточный городок, принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома в 2016г, определена общая стоимость капитального ремонта общего имущества МКД в 2016 году в размере 2 935 579 руб., принято решение об участии в долевом финансировании в размере 15% от стоимости капитального ремонта, что составляет 440 336, 85 руб.
Протоколом № 1 от 30.01.2016 года общего собрания собственников помещений, проведенного в форме очного голосования, дома № 362 Восточный городок, принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома в 2016г, определена общая стоимость капитального ремонта общего имущества МКД в 2016 году в размере 3 092 848 руб. принято решение об участии в долевом финансировании в размере 15% от стоимости капитального ремонта, что составляет 463 927, 20 руб.
Протоколом № 1 от 30.01.2016 года общего собрания собственников помещений, проведенного в форме очного голосования, дома № 387 Восточный городок, принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества дома в 2016г, определена общая стоимость капитального ремонта общего имущества МКД в 2016 году в размере 2 895 122 руб., принято решение об участии в долевом финансировании в размере 15% от стоимости капитального ремонта, что составляет 434 268, 39 руб.
Общими собраниями собственников от 30.01.2016г также приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на спецсчете, открытом истцом 23.03.2016г в ПАО «Сбербанк России».
Истец направил в адрес ФГКУ (как лицу, в оперативном управлении которого находится часть жилых помещений) уведомления от 06.12.2016 о внесении взноса на проведение капитального ремонта общего имущества МКД в 2016 году:
- по дому № 387 (квартиры №№ 1, 9, 23, 24, 25, 37, 41, 58, 62, 66) в сумме 67 268, 16 руб.;
- по дому № 186 (квартиры №№ 11, 15, 16, 23, 4, 44, 51, 58, 9) в сумме 58 784, 97 руб.;
- по дому № 362 (квартиры №№ 10, 17, 26, 3, 31, 42, 45, 48, 55, 56, 58, 59, 60, 68, 7, 9) в сумме 110 076, 97 руб.
На оплату истцом предъявлены ответчику счета-фактуры: № 135 от 30.11.2016 на сумму 67 268, 16 руб., № 136 от 30.11.2016 на сумму 110 076, 97 руб., № 137 от 30.11.2016 на сумму 58 784, 97 руб., № и расчет по каждому жилому помещению по каждому дому.
Кроме этого, истец направил ответчику также договоры управления по каждому дому, протоколы общих собраний, уведомления об открытии спецсчетов, контракты на выполнение подрядных работ.
Отсутствие оплаты ответчиком взносов на выполнение капитального ремонта спорных домов и образование задолженности в размере 236 114, 44 руб. явилось основанием для обращения с истца настоящим иском в суд.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации , частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома включены в структуру коммунальных платежей.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме согласно части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 310 от 23.04.2014 года, жилые дома № 362, 186, 387, за исключением служебных и приватизированных помещений в количестве 92 квартир, по передаточному акту от 30.06.2014 переданы в собственность муниципального образования «Лермонтовское сельское поселение» Бикинского муниципального района Хабаровского края.
Спорные квартиры, расположенные в доме № 387 №№ 1, 9, 23, 24, 25, 37, 41, 58, 62, 66; в доме № 186 №№ 11, 15, 16, 23, 4, 44, 51, 58, 9.; в доме № 362 №№ 10, 17, 26, 3, 31, 42, 45, 48, 55, 56, 58, 59, 60, 68, 7, 9) муниципальному образованию в собственность не передавались доказательств прекращения в отношении указанных объектов права оперативного управления в дело не представлено.
В соответствии со статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления, как одно из вещных прав, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.
Исходя из смысла статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Если собственники помещений не приняли решение об установлении размера такой платы, ее размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Истец осуществляет полномочия по формированию капитального ремонта МКД № 387, 362, 186, расположенных в Восточном городке с. Лермонтовка.
Из протоколов от 30.01.2016 года общего собрания собственников помещений МКД № 387, 362, 186, расположенных в Восточном городке с. Лермонтовка, следует, что собственники решили: формировать фонд капитального ремонта на спецсчете, принадлежащем истцу.
Истец представил в материалы дела договоры от 23.03.2016 и 24.03.2016, заключенные с ПАО «Сбербанк России» об открытии специального банковского счета для формирования капитального ремонта.
Исходя из представленных в дело доказательств судом установлен факт выполнения истцом работ по капитальному ремонту общего имущества спорных МКД, а также факт неисполнения учреждением своей обязанности по оплате указанных услуг в части помещений, находящихся в его оперативном управлении.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязано нести расходы на капитальный ремонт.
Исковое требование к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации правомерно оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 2 части 1статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истцом не представлено доказательств соблюдения претензионного порядка урегулирования спора на основании пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении субсидиарного ответчика.
Суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 мая 2017 г. по делу № А73-1949/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.В. Гричановская |