Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3603/2021
30 августа 2021 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен августа 2021 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в судебном заседании принимали участие:
от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1, представитель по доверенности от 19.05.2021;
от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, представитель по доверенности от 05.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казённого учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 31.05.2021
по делу № А73-2344/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 287 602,92 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал»,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию за период январь 2018 года – сентябрь 2020 года в сумме 287 602,92 руб., с учетом уточнения от 25.05.2021, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Камень-Рыболовское сельское поселение Ханкайского муниципального района Приморского края в лице Администрации Камень-Рыболовского сельского поселения Ханкайского муниципального района Приморского края, общество с ограниченной ответственностью «Водоканал».
Решением от 31.05.2021 с федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности денежных средств – с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» взыскана задолженность в сумме 287 602,92 руб.
В апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России просит решение от 31.05.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. В обоснование доводов ссылается на отсутствие финансирования для оплаты расходов на теплоснабжение жилого фонда, а также отсутствие обязанности по содержанию объектов, являющихся федеральной собственностью.
Министерство обороны РФ в своей апелляционной жалобе против привлечения его к субсидиарной ответственности, ссылаясь на обязанность управляющей организации по оплате коммунальных услуг и необоснованность уступки права требования.
В письменном отзыве на апелляционные жалобы КГУП «Примтеплоэнерго» со ссылкой на пункт 3 статьи 153 ЖК РФ указывает, что жилые помещения находятся в собственности Министерства обороны РФ, у ответчиков имеется обязанность по содержанию имущества фонда. В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации №155 от 19.03.2013 многоквартирные дома, в которых расположены спорные квартиры, были переданы в собственность муниципального образования «Камень-Рыболовское сельское поселение» Ханкайского муниципального района Приморского края. Жилые дома переданы за исключением служебных и приватизированных квартир. В соответствии с распоряжением от 31.07.2007 №436-р, выписками из реестра федерального имущества от 09.06.2016, спорные квартиры являются служебными квартирами специализированного фонда. Со ссылкой на часть 18 статьи 155 ЖК РФ, пункт 26 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, а также условия договора ресурсоснабжения, указывает на возможность уступки права требования ресурсоснабжающей компании управляющей компании в счет исполнения обязательств по оплате поставленного ресурса. Также указывают, что право требования перешло на основании договора уступки права требования от 30.11.2020 и дополнительных соглашений к нему от 19.02.2021. Со ссылкой на пункт 4 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, истец указал, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности с учреждения, при недостаточности денежных средств учреждения собственник его имущества несет субсидиарную ответственность, на что обоснованно указано в резолютивной части решения суда.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 апелляционные жалобы приняты к производству, судебное разбирательство назначено на 22.07.2021.
Определением от 22.07.2021 судебное разбирательство отложено на 19.08.2021.
Определением от 19.08.2021 судья Ротарь С.Б., участвовавший в рассмотрении дела до отложения судебного разбирательства, замене на судью Воронцова А.И., в соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании представители апеллянтов поддержали доводы жалоб, просили решение от 31.05.2021 отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о рассмотрении апелляционной жалобы, в том числе посредством разрешения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии для функционирования объектов, расположенных на территории с. Камень-Рыболов Приморского края, в том числе для спорных объектов, в военном городке № 1: д. 255, кв. 73; д. 41, кв. 10; д. 43, кв. 7; д. 276, кв. 49; д. 285, кв. 61; д. 285, кв. 70; д. 288, кв. 40.
Функции управляющей компании для МКД с ноября 2015 по май 2018 осуществляло ООО «Водоканал».
КГУП «Примтеплоэнерго» в период с января 2018 года по сентябрь 2020 года осуществило подачу тепловой энергии на перечисленные объекты. Оплата соответствующего ресурса не произведена.
30.11.2020 между КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Водоканал» заключены договоры цессии №№ 1, 2, 3, по условиям которых предприятие приобрело права требования взыскания задолженности по оплате поставленного ресурса.
Претензией № 32815 от 14.12.2020 Учреждение и Министерство уведомлены о наличии задолженности, ответчиками претензия оставлена без ответа, что послужило основанием обращения в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» закреплено, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора.
Приведенные нормы материального права и указания по их толкованию и применению позволяют констатировать необходимость применения к спорным правоотношениям положений статей 539, 541, 542, 544 ГК РФ.
На основании норм пункта 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статьям 153, 158 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункты 1, 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Многоквартирные жилые дома №№ 255, 41, 43, 276, 285, 285, 288, расположенные в военном городке № 1 с. Камень-Рыболов Приморского края, были подключены к системе теплоснабжения на основании Постановлений главы Ханкайского муниципального района Приморского края от 05.10.2017 № 1006-па, 08.10.2019 № 920-па.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу положений пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрен порядок жилищного обеспечения военнослужащих на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Статьей 15 Закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Вышеуказанный закон допускает возможность предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей жилых помещений муниципального фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими при освобождении этих помещений. При этом согласно статье 100 ГК РФ собственник специализированного жилого помещения или уполномоченный им орган государственной власти или местного самоуправления заключает договор найма специализированного жилого помещения с лицом, в отношении которого принято решение о предоставлении такого помещения.
Приказом заместителя Министра Обороны РФ от 19.03.2013 № 155 в муниципальную собственность сельского поселения были переданы дома бывшего военного городка с. Камень-Рыболов, за исключением служебных и приватизированных квартир.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом ТУ по Приморскому краю от 31.07.2007 № 436-р спорные жилые помещения включены в состав служебных помещений специализированного жилищного фонда.
Из приобщенных к делу выписок из реестра федерального имущества следует, что многоквартирные жилые дома №№ 255, 41, 43, 276, 285, 288, расположенные в военном городке № 1 с. Камень-Рыболов Приморского края, поступили в собственность Российской Федерации на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, первоначально закреплены за Камень-Рыболовской квартирно-эксплуатационной частью (распоряжение от 23.01.2004 № 267-р), в спорный период находились в оперативном управлении учреждения Министерства обороны РФ.
Все указанные в иске квартиры отнесены к перечню квартир, подлежащих заселению военнослужащими.
В соответствии с пунктом 1 Устава ФГКУ «ДТУИО» Учреждение реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе ФГУ «Камень-Рыболовская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, при этом определено что ФГКУ «ДТУИО» является универсальным правопреемником прав и обязанностей поименованных в данном пункте Устава учреждений.
Пунктом 20 Устава ФГКУ «ДТУИО» установлено, что Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства обороны Российской Федерации в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, включение спорных жилых помещений с. Камень-Рыболов Приморского края в перечень служебных помещений специализированного жилищный фонд закрытых военных городков подтверждает факт отнесения жилых домов к федеральной собственности.
С учетом правового статуса, объема полномочий, ФГКУ «ДТУИО» является лицом, в обязанности которого в спорный период входило содержание жилых помещений по указанным адресам, в том числе внесение коммунальных платежей, в отсутствие возражений по факту поставки тепловой энергии.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств у учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Согласно пункту 7 постановления Пленума № 21 в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник имущества, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Учитывая изложенное, Российская Федерация как собственник имущества, находившегося в оперативном управлении ответчика (учреждения), несет субсидиарную ответственность по обязательствам последнего.
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По настоящему иску от имени Российской Федерации выступает Министерство обороны Российской Федерации.
Вопрос о неплатежеспособности учреждения подлежит рассмотрению на стадии исполнительного производства, поэтому ссылка министерства на недоказанность этого обстоятельства правового значения для разрешенного по существу спора не имеет.
На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб о привлечении учреждения и Министерства в качестве соответчиков по обязательствам, вытекающим из обязательств поставки тепловой энергии отклоняется.
В материалы дела представлены товарные накладные, акты, в том числе акты сверки (подписаны при передаче прав требования), подтверждающие поставку в спорный период на общую сумму 287 602,92 руб.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии указанный объем определяется исходя из применяемого в таком многоквартирном доме норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (пункт 43 Правил № 354).
В соответствии с пунктом 2 Приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле, с учетом общей площади помещений, нормативов потребление и установленных тарифов.
Проверив представленный истцом расчет исковых требований, суд первой инстанции обоснованно признал его верным.
Довод жалобы Министерства обороны РФ о предъявлении требований ненадлежащим истцом отклоняется судебной коллегией.
30.11.2020 между КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Водоканал» заключены договоры цессии №№ 1, 2, 3 (в редакции дополнительных соглашений от 19.02.2021), по условиям которых предприятие приобрело права требования взыскания соответствующих платежей.
Из содержания части 18 статьи 155 ЖК РФ следует, что управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.
Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 26 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124) установлено, что в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Таким образом, истец (исполнитель коммунальных услуг) в силу прямого указания закона отнесен к числу субъектов, которым предоставлена возможность приобретать дебиторскую задолженность ресурсоснабжающей компании путем уступки права требования, что следует, в том числе из содержания договора снабжения.
На основании изложенного, требования КГУП «Примтеплоэнерго» о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию за период январь 2018 года – сентябрь 2020 года в сумме 287 602,92 руб., с собственника помещений, Министерства обороны РФ (в порядке субсидиарной ответственности) правомерно удовлетворены.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение признается законным.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения, а также для принятия доводов апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб ответчики освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2021 Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-2344/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Е.В. Гричановская |
Судьи | А.И. Воронцов |
Т.Д. Козлова |