Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-3648/2010
06 сентября 2010 года | г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен сентября 2010 года .
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Песковой Т. Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
от Комсомольской-на-Амуре городской Думы: представитель ФИО1 по дов. от 26.11.2009 № 01-13/1699;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: представитель ФИО2 по дов. от 01.07.2009 б/н
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комсомольской-на-Амуре городской Думы
на решениеот 17 июня 2010 года
по делу № А73-4544/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению Комсомольской-на-Амуре городской Думы
о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21.01.2010 № 1 и предписания от 21.01.2010 № 1
УСТАНОВИЛ:
Комсомольская-на-Амуре городская Дума обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровский УФАС, антимонопольный орган) от 21.01.2010 № 1 и предписания от 21.01.2010 № 1.
Решением суда от 17.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства по делу, Комсомольская-на-Амуре городская Дума обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы уточнила объем жалобы и просила пересмотреть решение суда первой инстанции только в части оценки пункта 1 решения Хабаровского УФАС и предписания полностью.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда в обжалуемой части оставить без изменения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Хабаровским УФАС, по заявлению предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, и полагающих, что ряд муниципальных правовых актов г. Комсомольска-на-Амуре в области правового регулирования оказания ритуальных услуг на территории города, необоснованно предоставляет преимущество в данной сфере деятельности муниципальному унитарному предприятию «Специализированный комбинат коммунального обслуживания» (далее - МУП «СККО»), возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В рамках производства по делу, в частности, установлено, что Комсомольской-на-Амуре городской Думой решением от 22.07.2005 № 120 утвержден Порядок деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре, которым установлены правила создания, оборудования и содержания муниципального места погребения и организации захоронения.
Согласно пункту 1.5 Порядка организация ритуальных услуг и содержание кладбища осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела – МУП «СККО».
В соответствии с пунктом 1.6 Порядка отношения МУП «СККО» с организациями всех форм собственности, занимающимися оказанием ритуальных услуг населению, строятся на основе договоров.
Разделом 3 Порядка установлены требования к захоронениям, установке, содержанию надмогильных сооружений и перезахоронению, разделом 4 обязанности МУП «СККО» по содержанию кладбища в надлежащем порядке.
Так, согласно пункту 3.2 Порядка каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы. Лицам, взявшим на себя обязанности по организации похорон, выдается удостоверение о захоронении установленного образца.
Согласно пункту 3.3 Порядка перевозка умерших к месту захоронения осуществляется специальным транспортом, въезд которого осуществляется по пропуску установленного образца, выдаваемому МУП «СККО».
Согласно пункту 3.5 Порядка место захоронения отводится МУП «СККО».
Согласно пункту 3.8 Порядка рытье могил на кладбище осуществляется МУП «СККО».
Согласно пункту 3.13 Порядка установка (замена) надмогильных сооружений (памятники, ограды, столы, скамейки и т.п.), благоустройство участков захоронений производится в соответствии с настоящим Порядком. Разрешение на установку (замену) надмогильных сооружений дается на основании заявления лицу, на которое оформлено удостоверение о захоронении и пропуск на использование специального транспорта и механизмов. Установка (замена) надмогильных сооружений регистрируется в специальной книге установленного образца.
Согласно пунктам 4.1.9 и 4.1.10 Порядка МУП «СККО» обязано содержать кладбище в надлежащем порядке, для чего обеспечивает систематическую уборку территории кладбища и своевременный вывоз мусора, уборку туалетов и благоустройство кладбища, уход за зелеными насаждениями, их полив и обновление.
По мнению заявителей жалоб, МУП «СККО» навязывает им договоры, которыми предусмотрен перечень обязательных услуг, оказываемых только муниципальным предприятием (установка надгробных сооружений и захоронений, копка могилы, отсыпка песком), запрещает им производить какие-либо работы на местах захоронений без согласования с ним, при установке или замене могильных сооружений обязывает представлять документы на их изготовление или приобретение, что ограничивает хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ритуальных услуг, ставит в зависимость ритуальное агентство от волеизъявления муниципального предприятия.
Антимонопольный орган согласился с доводами заявителей, признав вышеуказанные пункты Порядка нарушающими части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») в части наделения МУП «СККО» контрольно-распорядительными функциями органа местного самоуправления, создающие данному предприятию преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности на рынке ритуальных услуг г. Комсомольска-на-Амуре, позволяющие оказывать влияние на деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих оказание ритуальных услуг на данном рынке, что запрещено органам местного самоуправления.
Одновременно Хабаровский УФАС пришел к выводу о том, что Комсомольская-на-Амуре Дума бездействует, не приводя указанные пункты Порядка деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре в соответствие с действующим законодательством.
Решением от 21.01.2010 № 1 признано незаконным бездействие Комсомольской-на-Амуре городской Думы, выразившееся в неприведении в соответствие с действующим законодательством пунктов 3.2, 3.3, 3.5, 3.8, 3.13, статьи 3, пунктов 4.1.9, 4.1.10 пункта 4.1 статьи 4 Порядка деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 22.07.2005 № 120 в части наделения МУП «СККО» функциями контрольно-распорядительного характера, передачи функций по содержанию и обслуживанию кладбища, возможности осуществлять хозяйственную деятельность на муниципальном кладбище. Указанное бездействие признано нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Предписанием от 21.01.2010 № 1 Комсомольской-на-Амуре городской Думе предложено привести в соответствие с действующим законодательством указанные пункты Порядка деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре.
Отказывая в удовлетворении требований Думы, суд первой инстанции согласился с выводами антимонопольного органа.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы и необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 3 указанной статьи запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон «О погребении и похоронном деле») предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Как следует из материалов дела, решением от 22.07.2005 № 120 Комсомольская-на-Амуре городская Дума утвердила Порядок деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре, в соответствии с пунктом 1.5 которого организация ритуальных услуг и содержание кладбища осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела – МУП «СККО».
При этом подлежат отклонению доводы заявителя апелляционной жалобы о пропуске антимонопольным органом срока, предусмотренного статьей 41.1 Закона «О защите конкуренции» в связи с тем, что с момента издания указанного решения прошло более трех лет.
В соответствии со статей 41.1 Закона «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечению трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Учитывая, что спорный нормативный правовой акт продолжает действовать по настоящее время, регулируемые им правоотношения являются длящимися, в связи с чем срок давности следует считать с момента, когда о них стало известно антимонопольному органу.
Между тем, наделение МУП «СККО» полномочиями по оказанию ритуальных услуг не свидетельствует о том, то данное предприятие является единственным на данном рынке и что ему предоставляется преимущественное положение на рынке ритуальных услуг.
При оценке данного пункта следует также учитывать положения статей 9 и 12 Закона «О погребении и похоронном деле», которыми установлено, что оказание услуг по гарантированному перечню и при погребении умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, осуществляют только специализированные службы по вопросам похоронного дела, а стоимость данных услуг, оказываемых на безвозмездной основе, определяется органами местного самоуправления с обязательным согласованием с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Что касается наделения МУП «СККО» полномочиями специализированной организации по содержанию муниципального кладбища, Комсомольская-на-Амуре городская Дума также действовала в пределах требований действующего законодательства, в связи с чем была вправе распорядиться принадлежащей городскому поселению собственностью и определить в пункте 1.5 Порядка деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре норму о передаче кладбища в ведение МУП «СККО».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2001 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
При этом в силу специфики указанной деятельности, полномочия по содержанию кладбища не могут иметь сразу несколько лиц.
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы антимонопольного органа о недопустимости в силу требований статьи 15 Закона «О защите конкуренции» передачи муниципальных кладбищ в ведение специально созданного муниципального предприятия.
Кроме того, из анализа пунктов следует, что, передав кладбище в ведение МКП «СККО», законодательный орган правомерно наделил его такими полномочиями, как: регистрировать каждое захоронение в книге установленной формы, что является соблюдением гарантий волеизъявления лица быть погребенным на том или ином месте, отводить земельные участки на кладбищах под захоронения, выдавать разрешение на установку надмогильных сооружений, устанавливаемых после захоронения в границах отведенного земельного участка, лицам, на которых оформлено удостоверение о захоронении, устанавливать ежедневный режим работы кладбища для захоронения, а также для посещения гражданами, выдавать разрешение на въезд на территорию кладбища автотранспортных средств, в том числе специального транспорта, устанавливать порядок такого въезда, производить уборку территории кладбища, вывоз мусора, уход за зелеными насаждениями.
Следовательно, предоставление МУП «СККО» вышеуказанных полномочий в целях установления и организации единого порядка на муниципальном кладбище является обоснованным, в связи с чем решение Хабаровского УФАС в указанной части и требование подлежат признанию недействительными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что у Хабаровского УФАС отсутствовали основания для признания незаконным бездействия Комсомольской-на-Амуре городской Думы по неприведению в соответствие с действующим законодательством Порядка деятельности муниципального места погребения г. Комсомольска-на-Амуре при отсутствии оценки его как незаконного и предложения о приведение его в соответствие с законом ранее, до вынесения данного решения.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции в оспариваемой части подлежит отмене, а заявленные Комсомольской-на-Амуре городской Думой требования удовлетворению.
Кроме того, судом первой инстанции неверно разрешен вопрос по судебным расходам.
В соответствии с положениями статей 101, 102 АПК РФ к судебным расходам относится, в том числе государственная пошлина, основания и порядок уплаты которой устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Комсомольская-на-Амуре городская Дума является органом местного самоуправления и выступает в защиту общественных интересов, следовательно, она освобождена от уплаты государственной пошлины, согласно положениям налогового законодательства при обращении с заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17 июня 2010 года по делу № А73-4544/2010 в обжалуемой части и в части взыскания с Комсомольской-на-Амуре городской Думы судебных расходов отменить.
Признать недействительным пункт 1 решения от 21.01.2010 № 1 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю и ее же предписание от 21.01.2010 № 1 полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий | А.И. Михайлова |
Судьи | Т.Д. Пескова |
Е.А. Швец |