ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 06АП-3660/19 от 11.07.2019 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт:  http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-3660/2019

11 июля 2019 года

г. Хабаровск

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Мильчиной И.А.

без вызова участвующих в деле лиц,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Морской порт «Советская Гавань»

на решение от 20.05.2019

по делу № А73-3006/2019

рассмотренному в порядке упрощенного производства

Арбитражного суда Хабаровского края

принятое судьей Шестак Ж.Г.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Морской порт «Советская Гавань»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об  оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Морской порт «Советская Гавань» (далее  - ООО «Морской порт «Советская Гавань»,                                     ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее –  УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора) от 04.02.2019 № ТБ-ВТ-04/02/2019/10ХБР.

Решением суда от 20.05.2019, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.

В жалобе заявитель приводит доводы о возможности применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в связи с содействием органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств вмененного правонарушения, а также привлечение к административной ответственности впервые.

УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора не согласилось в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить в силе.

Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

07.11.2018 в адрес отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от Управления Федеральной службы безопасности России по Хабаровскому краю Отдела в Ванинском районе поступило письмо от 01.11.2018 № 5099 с информацией о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности ООО «Морской порт «Советская Гавань» на объектах транспортной инфраструктуры: причальных сооружениях №№1,2,3,4,6, находящихся в бухте Курикша, Советско-Гаванского района Хабаровского края.

В соответствии с распоряжением и.о. начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 13.11.2018 № 993-р проведена внеплановая документарная проверка соблюдения юридическим лицом обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.

В ходе проверки выявлено неисполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678.

Нарушения отражены в акте проверки от 14.12.2018                                                № ТБ-ВТ-14/12/2018-993-в.

Извещением от 14.12.2018 общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении – 17.01.2019 в 10-00 часов, и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении -  04.02.2019 в 11-00 часов.

Извещение получено обществом 24.12.2018, что подтверждается информацией с сайта Почты России в сети Интернет.

17.01.2019 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в отношении общества составлен протокол № ТБ-ВТ-17/01/2019/10ХБР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении – 04.02.2019 в 11-00 часов по адресу:                                                                                                                                                                                                                                   <...>, каб. 230.

Копия протокола направлена в адрес общества и получена 21.01.2019.

Постановлением государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО1 от 04.02.2019 № ТБ-ВТ-04/02/2019/10ХБР ООО «Морской порт «Советская Гавань» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В пункте 5 статьи 1 Закона № 16-ФЗ указано, что объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 данного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 (далее - Требования № 678), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного статьей 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее - реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.

Согласно пунктам 5 - 5.2 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62 (далее - Порядок № 62), критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются: - степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации; - возможные последствия совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе.

По результатам категорирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложениям № 1 - 6 к Порядку (пункт 6 Порядка      № 62). Показатели критериев (возможное число погибших или получивших вред здоровью, возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде), в зависимости от которых объекту транспортной инфраструктуры присваивается соответствующая категория, установлены пунктами 2, 3 приложения № 4 к Порядку № 62.

Материалами дела подтверждается, что ООО «Морской порт «Советская Гавань» в силу вышеуказанных нормоположений является субъектом транспортной инфраструктуры, так как использует на законных основаниях следующие объекты транспортной инфраструктуры: причал № 1 с подкрановыми путями, назначение: нежилое, I-этажный, общая площадь       2069,2 кв. м, инв. № 1036, адрес объекта: <...>; причал № 2 с подкрановыми путями, назначение: сооружение, общая площадь 2185,4 кв. м, инв. № 4036, адрес объекта: <...>; причал № 3 с подкрановыми путями, назначение нежилое, 1-этажный, общая площадь                      1190 кв. м, инв. № 4036, адрес объекта: <...>; причал № 4 хозпричал с подкрановыми путями, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 3706 кв. м, инв. №4036, адрес объекта: <...>; причал № 6 с подкрановыми путями, назначение: сооружение, 1-этажный, общая площадь 2282 кв. м, инв. 1036, адрес объекта: <...>.

Административный орган при проведении проверки установил факт того, что общество не организовало исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 Закона № 16-ФЗ, с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678, нарушив подпункт 4 пункта 5 Требований № 678, что подтверждается актом проверки от 14.12.2018 № ТБ-ВТ-14/12/2018-993-в, протоколом об административном правонарушении от 17.01.2019 № ТБ-ВТ-17/01/2019/10ХБР и не оспаривается заявителем по делу.

Указанные действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства в области транспортной безопасности.

С учетом положений части 1 статьи 2.1 КоАП РФ и не предоставления суду доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства, действия (бездействие) общества следует признать допущенными виновно.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции подтверждает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии)                         ООО «Морской порт «Советская Гавань» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1  КоАП РФ.

Судом не установлено процессуальных нарушений при производстве по административному делу, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Штраф определен административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с учетом установленных частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ правил. Не усматривается оснований для применения положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Поскольку допущенные нарушения посягают на порядок общественных отношений, установленный государством в области транспортной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ также отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматриваются основания для применения в спорной ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства.

Как указано в части 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ, нарушение требований  которого вменяется заявителю, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона № 16-ФЗ).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правильное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судом апелляционной инстанции не установлено.

У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение (резолютивная часть) от 20.05.2019 по делу № А73-3006/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия  через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

И.А. Мильчина